ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1. Психолого - педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников:
психолого - педагогические аспекты 23
1.3. Средства развития творческих способностей в условиях новых
стандартов 32
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 44
2.1. Диагностика творческих способностей старших
дошкольников 44
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в
условиях новых стандартов в МБДОУ №164 49
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по развитию творческих
способностей старших дошкольников в условиях новых стандартов в МБДОУ №164 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность темы исследования. Современное быстро прогрессирующее общество требует от человека уникальных и инновационных идей, не стандартные, привычные действия, а мобильность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) провозглашает деятельностный подход как один из ведущих и определяющих стратегию дошкольного образования на современном этапе.
Основой этой стратегии является «помощь инициативы детей в различных видах деятельности», в связи с чем, в условиях введения ФГОС ДО рекомендуется организовать образовательный процесс в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, стимулирующих и обеспечивающих творческое развитие ребенка.
Одной из важнейших задач на современном этапе становится формирование творческой личности. Современные условия настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям, что может сделать только творческая личность. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, лишь при целенаправленном обучении можно достичь высоко уровня развития заложенных творческих способностей. Поэтому немаловажно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования подразумевают то, что в ходе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.
В. А. Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
«Быть всегда творческим - значит быть всесильным» - говорил Марк Фише.
Каждый ребёнок по своей природе - творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям творчеством, можно разбудить эти творческие способности.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Вопросы развития творческих способностей дошкольников исследовались Е.А. Флериной, Н.А. Орлановой, Э.П. Коротковой, Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.М. Ворошниной, О.С. Ушаковой, Л.А. Пеньевской, А.Е. Шибицкой и другими учеными.
Проблемой развития творческих способностей старших дошкольников занимались такие авторы, как Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менжерицкая, П. А. Рудик, А. П.Усова и другие авторы.
Степень изученности данной темы в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Однако изучению средств развития творческих способностей дошкольников в условиях новых стандартов, в основе которых лежит иной подход к образованию - деятельностный, в научной литературе, на наш взгляд, посвящено недостаточно исследований. Под средствами мы, придерживаясь точки зрения Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова, понимаем разнообразную деятельность: труд, игра, общение, учение, познание.
Проблема исследования: каковы средства развития творческих способностей старших дошкольников в условиях новых стандартов.
Тема исследования: «Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях новых стандартов».
Объект исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: средства развития творческих способностей старших дошкольников в условиях новых стандартов.
Цель исследования: выявить и практически обосновать средства развития творческих способностей старших дошкольников в условиях новых стандартов.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
2. Рассмотреть развитие творческих способностей старших дошкольников в психолого-педагогической литературе;
3. Выявить средства развития творческих способностей у старших дошкольников;
4. Провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей у старших дошкольников в условиях новых стандартов.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, синтез; эмпирические - тестирование.
Структура работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Актуальность исследования развития творческих способностей старших дошкольников в условиях новых стандартов обусловлена: во- первых, изменившимися требованиями к дошкольному образованию и личности ребёнка в образовании. Во-вторых рассогласованием во взглядах учёных на средства развития творческих способностей старших дошкольников. В-третьих отсутствием систематической специально организованной работы по использованию результативных средств развития творческих способностей старших дошкольников.
Теоретический анализ развития творческих способностей старших дошкольников показал, что способности - это индивидуально-психические особенности, которые определяют успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к навыкам, умениям и знаниям, однако обуславливающим быстроту и легкость обучения новым приемам и способам деятельности
Общие способности составляют две группы - практические и познавательные. К практическим способностям дошкольников относятся организаторские и конструктивно-технические. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Способности проявляются в человеческой деятельности, но помимо этого они ещё и создаются в ней. Способности - это всегда результат развития. По своему существу способность является динамическим понятием, она существует лишь в движении, лишь в развитии.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, связанной с получением объективного и субъективного нового продукта деятельности.
Для развития творческих способностей старших дошкольников использовались различные средства, где средства - это различные виды деятельности, в которые вовлечён ребёнок: игра, общение, учение.
Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ д/с №164 г. Екатеринбурга в течение 2016-2017 учебного года. В исследовании приняли участие 14 дошкольников, разного пола, в возрасте 5-6 лет.
Во второй главе мы провели опытно-поисковую работу, целью которой было подтвердить результативность выбранных средств развития творческих способностей старших дошкольников.
Мы использовали тесты (Кетрин Тэйлор) «Нарисуй сказку», «Сочини сказку».
В ходе первого теста оригинальность каждого рисунка оценивалась по таким показателям:
1. Наличие сюжета в рисунке, который отражает действие сказки, соответствие изображенных героев, героям сказки, выражение в изображении (линии, цвет) отношения к персонажу сказки, оригинальность изображение;
2. Характер преобразования и переработки образов сказки, особенности их сочетания при воссоздании образов и образных ситуаций в рисунке;
3. Воспроизведение отрывка из сказки во время комментирования иллюстрации;
4. Эмоциональная насыщенность комментария к иллюстрации.
Придуманный рисунок оценивается по каждому из данных показателей от 0 до 2 баллов.
2 балла - присутствие и четкая выраженность.
1 балл - наличие, однако слабая выраженность в сказке данного признака.
0 баллов - полное отсутствие.
Результаты тестирования демонстрируют, что 5 дошкольников (35,7%) показали низкий уровень творческого восприятия сказки, они плохо справились с заданием изобразить и прокомментировать отрывок из сказки. Еще 7 дошкольников (50%) показали средний уровень творческого восприятия сказки, и лишь 2 дошкольника (14,3%) справились с заданием на высоком уровне.
Второй тест - «Сочини сказку», в рамках него оригинальность каждой сказки оценивалась по таким показателям:
1. Наличие замысла сказки, сюжета, его соответствие названию, картинке, плану, героям;
2. Характер преобразования и переработки образов восприятия или памяти, особенности их сочетания при воссоздании образов и образных ситуаций;
3. Детализация и полнота изложения;
4. Число создаваемых и воссоздаваемых образов и образных ситуаций;
5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки;
6. Словесное обозначение обстановки, внешнего облика героев, обстоятельств совершения действий.
Сочиненная сказка оценивается по каждому из данных показателей от 0 до 2 баллов.
2 балла - присутствие и четкая выраженность.
1 балл - наличие, однако слабая выраженность в сказке данного признака.
0 баллов - полное отсутствие.
Согласно набранной сумме баллов уровень развития творческих способностей в процессе рассказывания оценивается таким образом:
9-12 баллов - высокий уровень;
6-8 баллов - средний уровень;
менее 5 баллов - низкий уровень.
В этом задании ни один дошкольник не продемонстрировал высокий результат, 8 малышей (57,1%) продемонстрировали средний уровень, а 6 малышей (42,9%) - низкий.
Следовательно, результаты тестирования позволили сделать вывод о необходимости проведения работы по развитию творческих способностей детей в условиях новых стандартов с использованием результативных средств.
В ходе формирующего этапа была разработана и апробирована система занятий по развитию творческих способностей с использованием различных средств, представленных в параграфе 2.2.
На контрольном этапе было проведено повторное тестирование, по тем же методикам, что и на первом этапе с изменением лишь текстов тестов.
В результате тестирования были получены данные, которые представлены в таблице 4, приложении 3, результаты анализа полученных в ходе исследования данных представлены на рисунке 2.
Следовательно, мы видим отсутствие низких результатов при повторном тестировании, увеличение количества высоких результатов, при сохранении большинства средних результатов в тесте на сочинение сказки.
Сравнительный анализ результатов первого и заключительного этапов исследования представлены в таблице 5 и на рисунке 3.
Следовательно, повторное тестирование подтвердило эффективность проведенной работы по выбору средств развития творческих способностей старших дошкольников в условиях новых стандартов.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется разработать детско-родительский проект по развитию творческих способностей у старших дошкольников в условиях новых стандартов.
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей 3-7 лет [Текст] / Т. В. Башаева. - Ярославль : Акад. развития, 2006. - 136 с.
2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2010. - 356 с.
3. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
4. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : метод. рекоменда¬ции / О. В. Боровик. - М. : Рон, 2010. - 112 с.
5. Веселая маска задорной игры [Текст] // Клуб. - 2013. - № 8. - С. 36-37.
6. Выгодский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выгодский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2 : Проблемы общей психологии. - 504 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л. С. Выгодский // Выгодский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выгодский. - М., 1984. - Т. 4. - С. 244-256.
9. Гин, С. И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе
[Текст] / С. И Гин // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ : тез. докл. III регион. науч.-практ. конф., 25-27 июня 2013 г., г. Челябинск. - Челябинск, 2013. - С. 34-37. .
10. Грановская. Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003. - 655 с.
11. Гударева, О. В. Особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / О. В. Гударева // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2. - С. 45-50.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Давыдов ; ред.-сост. Л. В. Берцфаи. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
13. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-114.
14. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
15. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и
воображения [Текст] / Е. И. Игнатьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - М., 1956. - Вып.76 : Психологические исследования
представлений и воображения. - С. 3-17.
16. Карандашев, Ю. Н. Развитие представления у детей [Текст] : учеб. пособие / Ю. Н. Карандашев. - Минск : [б. и.], 1987. - 83 с.
...