Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности

Работа №98565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» 7
1.2. Характеристика и специфика исследовательских умений у младших
школьников 15
1.3. Методы развития исследовательских умений у младших школьников
в учебной деятельности 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Диагностическое исследование уровней развития исследовательских
умений младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 44
2.2. Развитие исследовательских умений у младших школьников с
помощью психолого-педагогических методов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74

Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является не просто овладение знаниями, а получение обучающимися разностороннего опыта деятельности, развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
При организации развернутой учебной деятельности или формирования отдельных ее компонентов в современной начальной школе активно используется исследовательский метод обучения, который способствует формированию исследовательских умений. Цель исследовательской деятельности заключается в овладении учениками функциональным навыком исследования как универсальным способом освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления. Происходит активизация личностной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе на основе получения субъектно новых знаний - самостоятельно добытых знаний, которые являются новыми и имеют личностное значение для конкретного ученика. Проблеме формирования у младших школьников исследовательских умений посвящены научные труды В.И. Андреева, Л.Б. Богоявленской, А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.Я. Савченко и др.
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений у обучающихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, владеющей умениями и навыками исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое.
Учебная поисковая и исследовательская деятельность - это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, наглядностью, мотивированностью и сознанием, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективных новых для учащихся знаний или способов деятельности [12].
На данном этапе развития образования все время появляются новые подходы, методы и технологии обучения. Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие поставленной цели, в частности, целеустремленность и систематичность; мотивированность; творческая среда, психологический комфорт; личность учителя; учет возрастных особенностей. Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
В настоящее время в современных школах традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых знаний. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Проанализировав имеющуюся литературу, мы выявили противоречие:
- между ценностью развития исследовательских умений младших школьников и недостаточной разработанностью условий, системы методов и приемов данной области знания для практического применения в образовательном процессе массовой начальной школы.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить развитие исследовательских умений у младших школьников посредством психолого-педагогических методов?
Актуальность проблемы, а также изложенное выше противоречие определили тему исследования: «Развитие исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности».
Цель работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность психолого-педагогических методов и приемов развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.
Объект исследования: исследовательские умения младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников посредством использования психолого-педагогических методов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте;
2. Изучить методы и условия развития исследовательских умений у младших школьников;
3. Организовать и провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений младших школьников;
4. Рассмотреть процесс развития исследовательских умений у младших школьников посредством психолого-педагогических методов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-научные работы, посвященные изучению исследовательских умений детей младшего школьного возраста (А.И. Савенков, И.В. Комарова, М.И. Махмутов и др.);
- исследования, посвященные проблеме использования психолого-педагогических методов для развития исследовательских умений (Л.П. Виноградова, Т.И. Громова, Е.В. Зачесова, О.А. Ивашова, А.В. Леонтьевич, М.И. Махмутов, Н.Ю. Румянцева, А.И. Савенков, А.В. Тихомиров., В.Ф. Феоктистова, Н.А. Семенова и др.).
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что педагоги, работающие в младших классах начальной школы, могут использовать в своей непосредственной практике положения и выводы, полученные в данной работе, а также применять предложенную нами систему приемов и методов работы для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
Методы исследования - теоретический анализ психолого¬педагогической, справочной, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источников), приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.
Под исследовательскими умениями понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развития школьников, а также имеет непосредственное влияние на такие показатели умственной деятельности, как: умения классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения; составлять программу действий своей работы; рассматривать объект с разных точек зрения; сравнивать различные объекты; составлять задачи по предложенной теме; осуществлять самоконтроль.
Исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. Можно выделить пять групп исследовательских умений младших школьников: умения организовать свою работу (организационные); умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые); умения работать с информацией, текстом (информационные); умения оформить и представить результат своей работы. умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
В процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование разнообразных методов, средств и приемов. Основными методами здесь выступают организация игровой деятельности, использование проблемного метода обучения и эвристического метода обучения. Также, при развитии исследовательских умений младших школьников, огромное значение приобретает использование современных ИКТ-технологий и методов работы. Для формирования у младших школьников исследовательских умений целесообразно использовать определенные приемы. Это, в частности, расширение педагогического поля, стимулирование любознательности, стимулирование познавательного интереса и активности, формирование положительной установки на познавательную активность, создание ситуации успеха.
Проведенное нами исследование показало, что у большинства младших школьников исследовательские умения сформированы на среднем уровне. В связи с этим мы провели анализ возможностей использования психолого¬педагогических методов и приемов работы для дальнейшего развития исследовательских умений школьников.
Использование практических методов обучения - упражнений, практических и лабораторных работ - способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др. Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ произведения, провести эксперимент и т.д.
Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно используются познавательные и занимательные задания.
Таким образом, исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.



1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. №1. С 24 - 33.
2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. М. : Высш.шк., 2014. 240 с.
3. Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: Социально-философские и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Г. А. Ровно. Ровно: Листа-М. : 2013. 184 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Д. Б. Богоявленская: сб. статей М. : 2010. С. 40- 50.
5. Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебно¬исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения [Текст] / Л. П. Виноградова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на -Амуре, 2014. 21 с.
6. Громова, Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности [Текст] / Т. И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М. : НИИ школьных технологий, 2006.612 с.
7. Грунина, Г. М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся [Текст] / Г. М, Грунина // Завуч. Все для работы. 2013. № 13. С. 18 - 23.
8. Зачесова, Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей [Текст] / Е. В. Зачесова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
9. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект [Текст] / О. А. Ивашова. СПб.: Культ- Информ-Пресс, 2008. 385с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
11. Карлащук, А. Ю. формирование исследовательских умений школьников в процессе решения прагматических задач с параметрами [Текст] / А. Ю. Карлащук : Автореф. Дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / НПУ им .. М. П. Драгоманова. К., 2011. 19 с.
12. Карпов, А. О. Иследовательское образование: ключевые
концепты / А. О. Карпов // Педагогика. 2011. № 3. С. 20 - 30.
13. Кобзарева, Т. А, Судак. И. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы [Текст] / Т. А. Кобзарева, И. Г. Судак. Волгоград. : Учитель, 2015.166 с.
14. Комарова, И. В. Технология проектно- исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Текст] / И. В. Комарова. СПб. : Каро, 2015. 128с.
15. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок / 2-е издание. Волгоград. : Учитель, 2008. 138 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ