ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» 7
1.2. Характеристика и специфика исследовательских умений у младших
школьников 15
1.3. Методы развития исследовательских умений у младших школьников
в учебной деятельности 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Диагностическое исследование уровней развития исследовательских
умений младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 44
2.2. Развитие исследовательских умений у младших школьников с
помощью психолого-педагогических методов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является не просто овладение знаниями, а получение обучающимися разностороннего опыта деятельности, развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.
При организации развернутой учебной деятельности или формирования отдельных ее компонентов в современной начальной школе активно используется исследовательский метод обучения, который способствует формированию исследовательских умений. Цель исследовательской деятельности заключается в овладении учениками функциональным навыком исследования как универсальным способом освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления. Происходит активизация личностной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе на основе получения субъектно новых знаний - самостоятельно добытых знаний, которые являются новыми и имеют личностное значение для конкретного ученика. Проблеме формирования у младших школьников исследовательских умений посвящены научные труды В.И. Андреева, Л.Б. Богоявленской, А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.Я. Савченко и др.
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором одно из центральных мест занимает проблема развития исследовательских умений у обучающихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, владеющей умениями и навыками исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое.
Учебная поисковая и исследовательская деятельность - это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, наглядностью, мотивированностью и сознанием, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективных новых для учащихся знаний или способов деятельности [12].
На данном этапе развития образования все время появляются новые подходы, методы и технологии обучения. Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие поставленной цели, в частности, целеустремленность и систематичность; мотивированность; творческая среда, психологический комфорт; личность учителя; учет возрастных особенностей. Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
В настоящее время в современных школах традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых знаний. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Проанализировав имеющуюся литературу, мы выявили противоречие:
- между ценностью развития исследовательских умений младших школьников и недостаточной разработанностью условий, системы методов и приемов данной области знания для практического применения в образовательном процессе массовой начальной школы.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить развитие исследовательских умений у младших школьников посредством психолого-педагогических методов?
Актуальность проблемы, а также изложенное выше противоречие определили тему исследования: «Развитие исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности».
Цель работы - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность психолого-педагогических методов и приемов развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.
Объект исследования: исследовательские умения младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских умений младших школьников посредством использования психолого-педагогических методов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «исследовательские умения», их сущность в младшем школьном возрасте;
2. Изучить методы и условия развития исследовательских умений у младших школьников;
3. Организовать и провести диагностику уровня сформированности исследовательских умений младших школьников;
4. Рассмотреть процесс развития исследовательских умений у младших школьников посредством психолого-педагогических методов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-научные работы, посвященные изучению исследовательских умений детей младшего школьного возраста (А.И. Савенков, И.В. Комарова, М.И. Махмутов и др.);
- исследования, посвященные проблеме использования психолого-педагогических методов для развития исследовательских умений (Л.П. Виноградова, Т.И. Громова, Е.В. Зачесова, О.А. Ивашова, А.В. Леонтьевич, М.И. Махмутов, Н.Ю. Румянцева, А.И. Савенков, А.В. Тихомиров., В.Ф. Феоктистова, Н.А. Семенова и др.).
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что педагоги, работающие в младших классах начальной школы, могут использовать в своей непосредственной практике положения и выводы, полученные в данной работе, а также применять предложенную нами систему приемов и методов работы для развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста.
Методы исследования - теоретический анализ психолого¬педагогической, справочной, научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация; психодиагностические методики, количественный и качественный анализ данных.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (60 источников), приложений.
В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема развития исследовательских умений младших школьников в учебной деятельности.
Под исследовательскими умениями понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развития школьников, а также имеет непосредственное влияние на такие показатели умственной деятельности, как: умения классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения; составлять программу действий своей работы; рассматривать объект с разных точек зрения; сравнивать различные объекты; составлять задачи по предложенной теме; осуществлять самоконтроль.
Исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. Можно выделить пять групп исследовательских умений младших школьников: умения организовать свою работу (организационные); умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые); умения работать с информацией, текстом (информационные); умения оформить и представить результат своей работы. умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
В процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование разнообразных методов, средств и приемов. Основными методами здесь выступают организация игровой деятельности, использование проблемного метода обучения и эвристического метода обучения. Также, при развитии исследовательских умений младших школьников, огромное значение приобретает использование современных ИКТ-технологий и методов работы. Для формирования у младших школьников исследовательских умений целесообразно использовать определенные приемы. Это, в частности, расширение педагогического поля, стимулирование любознательности, стимулирование познавательного интереса и активности, формирование положительной установки на познавательную активность, создание ситуации успеха.
Проведенное нами исследование показало, что у большинства младших школьников исследовательские умения сформированы на среднем уровне. В связи с этим мы провели анализ возможностей использования психолого¬педагогических методов и приемов работы для дальнейшего развития исследовательских умений школьников.
Использование практических методов обучения - упражнений, практических и лабораторных работ - способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др. Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ произведения, провести эксперимент и т.д.
Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно используются познавательные и занимательные задания.
Таким образом, исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.
1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. №1. С 24 - 33.
2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. М. : Высш.шк., 2014. 240 с.
3. Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: Социально-философские и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Г. А. Ровно. Ровно: Листа-М. : 2013. 184 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве [Текст] / Д. Б. Богоявленская: сб. статей М. : 2010. С. 40- 50.
5. Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебно¬исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения [Текст] / Л. П. Виноградова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на -Амуре, 2014. 21 с.
6. Громова, Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности [Текст] / Т. И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М. : НИИ школьных технологий, 2006.612 с.
7. Грунина, Г. М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся [Текст] / Г. М, Грунина // Завуч. Все для работы. 2013. № 13. С. 18 - 23.
8. Зачесова, Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей [Текст] / Е. В. Зачесова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
9. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект [Текст] / О. А. Ивашова. СПб.: Культ- Информ-Пресс, 2008. 385с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
11. Карлащук, А. Ю. формирование исследовательских умений школьников в процессе решения прагматических задач с параметрами [Текст] / А. Ю. Карлащук : Автореф. Дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / НПУ им .. М. П. Драгоманова. К., 2011. 19 с.
12. Карпов, А. О. Иследовательское образование: ключевые
концепты / А. О. Карпов // Педагогика. 2011. № 3. С. 20 - 30.
13. Кобзарева, Т. А, Судак. И. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы [Текст] / Т. А. Кобзарева, И. Г. Судак. Волгоград. : Учитель, 2015.166 с.
14. Комарова, И. В. Технология проектно- исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Текст] / И. В. Комарова. СПб. : Каро, 2015. 128с.
15. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся [Текст] / Е. В. Кривобок / 2-е издание. Волгоград. : Учитель, 2008. 138 с.
...