Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование трудолюбия у младших дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №98561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Общая характеристика трудовой деятельности
дошкольника 6
1.2. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника.... 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
дошкольного возраста 23
1.4. Методы и формы педагогической работы по формированию
трудолюбия у младших дошкольников в ДОО 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Анализ программно-методического обеспечения процесса
формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста 37
2.2. Разработка модуля непрерывной образовательной деятельности
по формированию трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста 43
2.3. Исследование уровня сформированности трудолюбия у детей
младшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89


Актуальность. Задачу формирования активной, творческой и самостоятельной личности необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Исследования психологов и педагогов показывают, что дошкольный возраст следует рассматривать как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, формирования ребенка как личности. Этот возраст открывает благоприятные возможности для развития и последующего формирования у ребенка трудолюбия, потребности быть самостоятельным, а уже на основе данного свойства развития всех других качеств личности.
Степень разработанности темы исследования. Изучение проблемы формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста остается актуальным на протяжении нескольких десятков лет. Так, в 60-е годы в основном исследовалась сущность любви к труду и самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова). В 70-е годы востребованным было выяснение структуры и соотношения компонентов трудолюбия в дошкольном возрасте (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова). Исследованием этапов, условий и методов развития трудолюбия у дошкольников занимались в 80-е годы З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова. С 90-х годов и по наши дни предпочтение отдается исследованию взаимосвязи самостоятельности с формированием трудолюбия (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун), а также значению и роли самостоятельности как одно из фактора формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста (Т.Н. Филютина).
Формирование трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста происходит под воздействием окружающего ребенка мира, и особую роль в этом играют детский сад, педагоги, семья. Совместными усилиями они способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
Формирование трудолюбия у младших дошкольников необходимо рассматривать как первостепенную часть воспитания детей младшего дошкольного возраста. И делать это нужно последовательно, поэтапно, чтобы не навредить. C педагогической точки зрения, необходимо сделать так, чтобы формирование трудолюбия проходило в ненавязчивой обстановке, в игровой форме, соотносилось с индивидуальными особенностями ребенка, было системным. Для этого необходимо руководствоваться определенными методиками, составлять методические пособия по формированию тех или иных трудовых навыков, что бы процесс воспитания шел поэтапно к намеченной цели.
Противоречие и проблема исследования. Несмотря на повышенный интерес к исследованию феномена трудолюбия у дошкольников младшего возраста и признанием большинства исследователей этого периода самым благоприятным, все же развитие данного качества в основном рассматривается относительно детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) или младшего школьного (1-3 класс). Выявленные противоречия очерчивают проблемное поле, связанное с изучением теории и практики разработки и применения методических средств по формированию трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование трудолюбия у младших
дошкольников в ДОО
Предмет исследования: формирование навыков трудолюбия у
младших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать модуль непрерывной образовательной деятельности по формированию трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста;
обосновать процесс формирования трудолюбия у младших дошкольников в дошкольной образовательной организации
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «трудолюбие как качества личности дошкольника»;
2. Выявить методы и формы педагогической работы по формированию трудолюбия у младших дошкольников в ДОО;
3. Разработать содержание непрерывной образовательной деятельности по формированию трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста;
4. Провести опытно-поисковую деятельность по формированию трудолюбия у младших дошкольников и проанализировать ее результаты.
Методы исследования: для обработки исходных данных
использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, эксперимент, анкетирование, сравнительный метод.
Эмпирической базой исследования стали результаты анкетирования родителей и диагностики детей младшей группы МАДОУ «Детский сад 447» г. Екатеринбурга
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 89 страницах, содержит 51 источник литературы, 8 таблиц, а также 2 приложения на 6 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший дошкольный возраст - период высокой интенсивности физического и психического развития детей. Наиболее важное достижение данного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер в процессе постепенного перехода к самостоятельному познанию окружающего мира.
В первой главе мы рассмотрели теоретическое обоснование проблемы формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. В этой главе нами были подробно рассмотрены следующие вопросы: общая
характеристика трудовой деятельности дошкольника; понятие и сущность трудолюбия как качества личности дошкольника; психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста; методы и формы педагогической работы по формированию трудолюбия у младших дошкольников в ДОО.
Выяснили, что понятие «трудолюбие» является сложным и многогранным и определяется следующим образом: любовь человека к труду, желание человека прийти на помощь, помочь другому человеку и т. Любое проявление трудолюбия - своеобразная триада: мотив - действие - результат. А так как действия ребенка младшего возраста характеризуются как целенаправленные, следовательно, именно в данный период возникает необходимость формирования трудолюбия для последующего его проявления на постоянной основе.
Первые предпосылки трудолюбия закладываются на 3-4 м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих потребностей.
Трудолюбие ребенка формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься. Ребенок учится самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения, оказывать помощь, выражать собственное отношение к чему-либо, самостоятельно за чем-либо наблюдать, проявлять инициативу совместных действий с кем- либо.
Занятия с детьми младшего дошкольного возраста должны носить игровой характер, так как игра не только создает положительный эмоциональный фон, но и способствует тому, что, дети не подозревая, что осваивают какие-то знания и умения, учатся самостоятельному проявлению трудовой инициативы.
Во второй главе подробно описана опытно-поисковая деятельность по формированию трудолюбия у младших дошкольников. Проведен анализ программно-методического обеспечения процесса формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста; описана организация образовательной деятельности по формированию трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста; проведено исследование уровня сформированности трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности автор делает акцент на развитии хозяйственно - бытового труда посредством игры у детей младшего дошкольного возраста.
Завершает вторую главу исследование уровня сформированности трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста, которое было проведено и апробировано среди детей младшей группы на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №447» г. Екатеринбурга.
Проведенное экспериментальное исследование детей в младшей группе МАДОУ «Детский сад №447» позволило сформулировать следующие выводы:
Исследование проходило в течение 2 месяцев и состояло из следующих этапов:
• I этап - первоначальное обследование детей;
• II этап - проведение серии дидактических игр,
направленных на формирование трудолюбия;
• III этап - повторное обследование детей.
Начальное обследование детей проводилось в виде наблюдения в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, во время различных занятий и подвижных играх, на прогулке, в общении детей со сверстниками и со взрослыми.
Первоначальное наблюдение за детьми с целью выявления уровня трудолюбия на I этапе исследования способствовали получению данных, констатирующих, что уровень проявления трудолюбия у детей достаточно слабый, а степень его проявления - в основном средняя и низкая, с преобладанием последней. Результаты I этапа исследования говорят о необходимости осуществления целенаправленной педагогической работы по организации занятий, направленных на формирование трудолюбия.
II этап исследования был направлен на формирование потребности проявления трудолюбия детьми младшего дошкольного возраста.
Второй этап содержал серию дидактических игр. Главным здесь было участие экспериментатора в самой игре. С одной стороны шло руководство игровым процессом, организация ситуаций для проявления трудолюбия, развития в ребенке потребности в необходимости его проявления. С другой - экспериментатор выступал в качестве участника игры, партнера, направлял каждого ребенка на выполнение игровых действий, с целью проявления трудолюбия, а при необходимости создавал образец поведения в игре.
Соблюдались также основные дидактические принципы при подборе игр: активность, посильная самостоятельность, поэтапность, познавательная выразительность, наглядность, цикличность, вариативность выполнения заданий. Такое соблюдение ориентировалось не просто на последовательное развитие элементарных трудовых навыков у каждого ребенка, но на формирование потребности проявлять трудолюбие.
Третий этап явился анализом второго этапа. Индивидуально для каждого ребенка была предложена дидактическая игра «В зоопарке». В качестве дидактического материала использовалась сюжетная картинка - люди, рассматривающие животных в клетках, а также картинки с изображением животных, фруктов и овощей. Ребенку предлагалось рассмотреть картинку и составить рассказ. Целью данной проверки являлось выявление трудолюбия и самостоятельности ребенка в умении выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. Наблюдение велось не только за активным проявлением трудовых навыков и изложения рассказа, но и за организацией игровой деятельности.
Для ребенка младшего возраста особенно привлекателен игровой процесс, дающий возможность проявить самостоятельность в трудовых навыках, удовлетворить потребность в собственной деятельности. Дети стараются изо всех сил: приятно самим что-то сделать, осознать свои возможности и способности, добиться результата. Важно не упустить этот момент, а поддержать его, формируя потребность в трудолюбии на постоянной основе, добиваясь, таким образом, высокой степени его проявления. Поэтому, признавая игровой вид деятельности ведущим для детей данного возраста, и учитывая необходимость формирования трудолюбия именно в этот период, была разработана и реализована на II этапе серия игровых занятий.
Повторное обследование уровня сформированности трудолюбия детей и степени его проявления на заключительном этапе показало рост проявления трудолюбия и степени его проявления до высших отметок: высокая - 90%, низкая - полное отсутствие. Данные результаты в сравнении с исходными - подтверждают эффективность разработанных игр-упражнений и позволяют в данном конкретном случае решить проблему формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что предложенный комплекс мероприятий по игровой деятельности как средство формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста с серией дидактических игр и рекомендаций для воспитателей и родителей является результативным по своей цели, а именно - комплексное развитие трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).
Отметим, что данная работа имеет теоретическое и практическое значение в педагогическом процессе при работе с детьми младшего дошкольного возраста. Также результаты исследования, проведенного в работе, могут быть рекомендованы к внедрению в практическую деятельность детских дошкольных учреждений.


1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. - М. : Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 74-48.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развити. [Текст] / Т.М. Бабунова - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2014. - 251 с.
4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 18.
5. Венгер, А.Л. Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах [Текст] / А.Л. Венгер - М. : Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 384 с.
6. Вяповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В.
Вяповаленко - М. : Гардарики, 2010. - 349 с.
7. Выготский, Л.С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Т.А. Урунтаева.- М. : Академия, 2009. -265 с.
8. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М. : АРКТИ, 2013. - 96 с.
9. Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова - М. : Владос, 2007. - 304 с.
10. Детская практическая психология [Текст] / Под.ред. Т.Д. Марцинковской - М., Гардарики, 2013. - 245 с.
11. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. - Мн. : Лексис, 2011. - 156 с.
12. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред.О.М. Дьяченко. - М., Гном - Пресс, 2009. - 254 с.
13. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам [Текст] - М. : «Приор-издат», 2012.-192 с.
14. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. В 2ч. [Текст] / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М., 2010. - 198 с.
15. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляе- вой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ