Формирование эстетических представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ 7
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
эстетических представлений у младших школьников 14
1.3. Возможности танцевальной деятельности в формировании
эстетических представлений у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ 29
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
эстетических представлений у младших школьников на исходном этапе опытно-поисковой работы 29
2.2. Содержание работы по формированию эстетических
представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ 7
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
эстетических представлений у младших школьников 14
1.3. Возможности танцевальной деятельности в формировании
эстетических представлений у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ 29
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
эстетических представлений у младших школьников на исходном этапе опытно-поисковой работы 29
2.2. Содержание работы по формированию эстетических
представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В настоящее время перед общеобразовательной школой стоит задача эстетического развития личности, что связано со способностью чувствовать красоту и выразительность окружающего мира, выстраивать свою деятельность по законам гармонии и красоты. Красота выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте дети интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Формирование эстетических представлений у детей особенно актуально в современном мире с размытыми нравственными ориентирами, с доминированием в массовой культуре эстетики безобразного, так называемых «шок-ценностей».
В настоящее время актуальная проблема формирования эстетических представлений у детей обсуждается и находит отражение в нормативных документах. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных организаций с учетом меняющейся нормативно-правовой базы: переход на ФГОС, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Данные нормативные документы требуют от образовательной организации внедрения в работу новых форм урочной и внеурочной деятельности школьника, а также глубокой интеграции основного и дополнительного образования, направленной на формирование у школьника «Базовых национальных ценностей». Особое место отводится преподаванию изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, танцевальному искусству, медиаобразованию, организации проектной деятельности, разработке факультативных курсов эстетической направленности, деятельности творческих объединений, которые занимаются эстетическим развитием учащихся.
В формировании эстетических представлений у детей танец занимает особое место. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное физическое развитие.
В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в школьном расписании, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Между тем занятия танцами обладают огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танцевальное искусство подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, развивает актерское мастерство; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особенно актуальным на сегодняшний день.
Занятия танцами в условиях школьной студии являются эффективным средством формирования эстетических представлений, поскольку представляют собой оптимальные условия для включения школьников в эстетическую ситуацию. На занятиях дети видят наглядное воплощение эталонов выразительного эстетического движения, эмоционально включены в эстетическое переживание, непосредственно участвуют в танце и обогащают опыт эстетической деятельности, получают удовольствие от самого процесса этой деятельности.
Однако в настоящее время программы для занятий танцами, направленные на эстетическое развитие младших школьников, не получили достаточного распространения.
Актуальность темы и противоречие, выявленное в педагогической практике, определили тему квалификационной работы: «Формирование эстетических представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии»
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть сущность понятия «эстетические представления».
2. Выявить особенности формирования эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности танцевальной студии в формировании эстетических представлений у детей.
4. Провести диагностику сформированности эстетических представлений у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников, и апробировать его на практике.
Методологической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам эстетического развития младших школьников: Ю.А. Васильева, М.И. Венгер, Л.А Сакулиной, А.А. Мелик- Пашаева, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, а также исследования по проблеме эстетического развития детей в танцевальной деятельности Л.А. Баренбойма, И.Е. Кулагиной, К. Орфа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- анкетирование;
- диагностические задания;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МАОУ СОШ №22, город Верхняя Пышма. В исследовании были задействованы дети 4 «А» класса.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В настоящее время актуальная проблема формирования эстетических представлений у детей обсуждается и находит отражение в нормативных документах. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных организаций с учетом меняющейся нормативно-правовой базы: переход на ФГОС, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Данные нормативные документы требуют от образовательной организации внедрения в работу новых форм урочной и внеурочной деятельности школьника, а также глубокой интеграции основного и дополнительного образования, направленной на формирование у школьника «Базовых национальных ценностей». Особое место отводится преподаванию изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, танцевальному искусству, медиаобразованию, организации проектной деятельности, разработке факультативных курсов эстетической направленности, деятельности творческих объединений, которые занимаются эстетическим развитием учащихся.
В формировании эстетических представлений у детей танец занимает особое место. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное физическое развитие.
В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в школьном расписании, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Между тем занятия танцами обладают огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танцевальное искусство подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, развивает актерское мастерство; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особенно актуальным на сегодняшний день.
Занятия танцами в условиях школьной студии являются эффективным средством формирования эстетических представлений, поскольку представляют собой оптимальные условия для включения школьников в эстетическую ситуацию. На занятиях дети видят наглядное воплощение эталонов выразительного эстетического движения, эмоционально включены в эстетическое переживание, непосредственно участвуют в танце и обогащают опыт эстетической деятельности, получают удовольствие от самого процесса этой деятельности.
Однако в настоящее время программы для занятий танцами, направленные на эстетическое развитие младших школьников, не получили достаточного распространения.
Актуальность темы и противоречие, выявленное в педагогической практике, определили тему квалификационной работы: «Формирование эстетических представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии»
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть сущность понятия «эстетические представления».
2. Выявить особенности формирования эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности танцевальной студии в формировании эстетических представлений у детей.
4. Провести диагностику сформированности эстетических представлений у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников, и апробировать его на практике.
Методологической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам эстетического развития младших школьников: Ю.А. Васильева, М.И. Венгер, Л.А Сакулиной, А.А. Мелик- Пашаева, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, а также исследования по проблеме эстетического развития детей в танцевальной деятельности Л.А. Баренбойма, И.Е. Кулагиной, К. Орфа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- анкетирование;
- диагностические задания;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МАОУ СОШ №22, город Верхняя Пышма. В исследовании были задействованы дети 4 «А» класса.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Теоретическое и практическое исследование подтвердило актуальность выбранной нами темы. Были рассмотрены формы и средства формирования эстетических представлений младших школьников на занятиях танцевальным искусством. Мы выяснили, что такие занятия имеют существенное значение в формировании эстетических представлений у детей.
В результате теоретического и практического исследования поставленные задачи были реализованы следующим образом:
1. Изучена и проанализирована литература по проблеме исследования, на основе этого была дана характеристика понятию «эстетические представления».
Эстетические представления - это чувственно-наглядные образы, сохраненные в эстетическом опыте ребенка, на основе которых воспроизводятся и оцениваются с точки зрения эстетического идеала и выразительности объекты окружающего мира - источники эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребёнка.
2. Выявлены особенности формирования эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст - это особенный возраст для формирования эстетических представлений, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического развития заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
3. Раскрыты возможности танцевальной студии в формировании эстетических представлений у детей:
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку (чувствование музыки, наслаждение музыкой, способность слышать отдельные инструменты в музыке, передавать свои впечатления через танцевальное движение);
• развитие эстетически выразительной пластики движений (грациозности, красоты движения, умение управлять телом);
• формирование эстетического вкуса в процессе разработки танцевально-сценического образа (выбор костюма, создание внешнего образа);
• развитие способности к эстетическому суждению (обсуждение танцевальных видеороликов, рассказы и беседы об искусстве танца);
• формирование пластических эталонов на основе примера педагога и старших учеников студии (пример внешних и внутренних качеств педагога, как показывает практика в танцевальных студиях ученицы всегда похожи на своего преподавателя, если педагог эстетически и духовно развит, показывает позитивный пример поведения, красив внешне и внутренне, то дети начинают подражать педагогу)
• формирование интереса к художественному творчеству (посещение культурных мероприятий вне занятий).
4. В результате теоретического исследования выделили следующие показатели эстетических представлений детей:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения.
2. Эстетическое суждение об исполнении танца.
3. Завершенность, эстетическая ценность собственного исполнения.
Были подобраны диагностические задания и проведена диагностика развития эстетических представлений у младших школьников на констатированном этапе опытно-поисковой работы с помощью диагностических творческих заданий и анкетирования. Этот этап опытно-поисковой работы выявил, что в классе преобладает средний уровень эстетических представлений у младших школьников- 14 человек, высокий - 3, низкий 2 человека.
5. Разработан комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на развитие эстетических представлений у младших школьников. На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (беседа об искусстве, структуре музыкальных произведения, рассказ о танцах, и т.д.);
- наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом);
- практические методы обучения (выполнение по показу, самостоятельно, импровизация).
Для развития показателя эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкального произведения были разработаны занятия «Знакомство с музыкальными композициями», «Музыкальные ритмы», «Координация движений с музыкой», «Танцевальная импровизация». Для развития показателя эстетическое суждение об исполнении танца были разработаны занятия, включающие беседы по фольклорным танцам. Для развития показателя завершенность, эстетическая ценность собственного исполнения был поставлен и изучен с детьми итоговый танец для открытого занятия.
Дополнительные занятия танцами могут повысить уровень эстетических представлений у младших школьников. Педагог при правильном подходе способен посредством танцевального искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. В ходе эстетического воспитания средствами танцевального искусства решается двуединая задача формирования эстетических представлений школьника и одновременно развития его творческих способностей. Ребенок, занимающийся танцами, начинает красиво двигаться, у него появляется грация, он начинает лучше «слышать», развивается чувство ритма, начинает тянутся к прекрасному.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия танцами в системе дополнительного образования являются эффективным средством формирования эстетических представлений младших школьников.
В результате теоретического и практического исследования поставленные задачи были реализованы следующим образом:
1. Изучена и проанализирована литература по проблеме исследования, на основе этого была дана характеристика понятию «эстетические представления».
Эстетические представления - это чувственно-наглядные образы, сохраненные в эстетическом опыте ребенка, на основе которых воспроизводятся и оцениваются с точки зрения эстетического идеала и выразительности объекты окружающего мира - источники эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребёнка.
2. Выявлены особенности формирования эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст - это особенный возраст для формирования эстетических представлений, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического развития заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
3. Раскрыты возможности танцевальной студии в формировании эстетических представлений у детей:
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку (чувствование музыки, наслаждение музыкой, способность слышать отдельные инструменты в музыке, передавать свои впечатления через танцевальное движение);
• развитие эстетически выразительной пластики движений (грациозности, красоты движения, умение управлять телом);
• формирование эстетического вкуса в процессе разработки танцевально-сценического образа (выбор костюма, создание внешнего образа);
• развитие способности к эстетическому суждению (обсуждение танцевальных видеороликов, рассказы и беседы об искусстве танца);
• формирование пластических эталонов на основе примера педагога и старших учеников студии (пример внешних и внутренних качеств педагога, как показывает практика в танцевальных студиях ученицы всегда похожи на своего преподавателя, если педагог эстетически и духовно развит, показывает позитивный пример поведения, красив внешне и внутренне, то дети начинают подражать педагогу)
• формирование интереса к художественному творчеству (посещение культурных мероприятий вне занятий).
4. В результате теоретического исследования выделили следующие показатели эстетических представлений детей:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения.
2. Эстетическое суждение об исполнении танца.
3. Завершенность, эстетическая ценность собственного исполнения.
Были подобраны диагностические задания и проведена диагностика развития эстетических представлений у младших школьников на констатированном этапе опытно-поисковой работы с помощью диагностических творческих заданий и анкетирования. Этот этап опытно-поисковой работы выявил, что в классе преобладает средний уровень эстетических представлений у младших школьников- 14 человек, высокий - 3, низкий 2 человека.
5. Разработан комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на развитие эстетических представлений у младших школьников. На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (беседа об искусстве, структуре музыкальных произведения, рассказ о танцах, и т.д.);
- наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом);
- практические методы обучения (выполнение по показу, самостоятельно, импровизация).
Для развития показателя эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкального произведения были разработаны занятия «Знакомство с музыкальными композициями», «Музыкальные ритмы», «Координация движений с музыкой», «Танцевальная импровизация». Для развития показателя эстетическое суждение об исполнении танца были разработаны занятия, включающие беседы по фольклорным танцам. Для развития показателя завершенность, эстетическая ценность собственного исполнения был поставлен и изучен с детьми итоговый танец для открытого занятия.
Дополнительные занятия танцами могут повысить уровень эстетических представлений у младших школьников. Педагог при правильном подходе способен посредством танцевального искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. В ходе эстетического воспитания средствами танцевального искусства решается двуединая задача формирования эстетических представлений школьника и одновременно развития его творческих способностей. Ребенок, занимающийся танцами, начинает красиво двигаться, у него появляется грация, он начинает лучше «слышать», развивается чувство ритма, начинает тянутся к прекрасному.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия танцами в системе дополнительного образования являются эффективным средством формирования эстетических представлений младших школьников.
Подобные работы
- Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование музыкального вкуса младших школьников посредством вокально-хорового репертуара
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024 - Формирование эстетической культуры младших подростков
в условиях интегрированного пространства детского
хореографического коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Формирование эстетической культуры младших подростков в условиях интегрированного пространства детского хореографического коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «В РИТМЕ ТАНЦА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018



