Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эстетических представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии

Работа №98557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ 7
1.1. Характеристика понятия «эстетические представления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
эстетических представлений у младших школьников 14
1.3. Возможности танцевальной деятельности в формировании
эстетических представлений у младших школьников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ СТУДИИ 29
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
эстетических представлений у младших школьников на исходном этапе опытно-поисковой работы 29
2.2. Содержание работы по формированию эстетических
представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


В настоящее время перед общеобразовательной школой стоит задача эстетического развития личности, что связано со способностью чувствовать красоту и выразительность окружающего мира, выстраивать свою деятельность по законам гармонии и красоты. Красота выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте дети интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Формирование эстетических представлений у детей особенно актуально в современном мире с размытыми нравственными ориентирами, с доминированием в массовой культуре эстетики безобразного, так называемых «шок-ценностей».
В настоящее время актуальная проблема формирования эстетических представлений у детей обсуждается и находит отражение в нормативных документах. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных организаций с учетом меняющейся нормативно-правовой базы: переход на ФГОС, Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Данные нормативные документы требуют от образовательной организации внедрения в работу новых форм урочной и внеурочной деятельности школьника, а также глубокой интеграции основного и дополнительного образования, направленной на формирование у школьника «Базовых национальных ценностей». Особое место отводится преподаванию изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры, танцевальному искусству, медиаобразованию, организации проектной деятельности, разработке факультативных курсов эстетической направленности, деятельности творческих объединений, которые занимаются эстетическим развитием учащихся.
В формировании эстетических представлений у детей танец занимает особое место. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное физическое развитие.
В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в школьном расписании, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Между тем занятия танцами обладают огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танцевальное искусство подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, развивает актерское мастерство; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особенно актуальным на сегодняшний день.
Занятия танцами в условиях школьной студии являются эффективным средством формирования эстетических представлений, поскольку представляют собой оптимальные условия для включения школьников в эстетическую ситуацию. На занятиях дети видят наглядное воплощение эталонов выразительного эстетического движения, эмоционально включены в эстетическое переживание, непосредственно участвуют в танце и обогащают опыт эстетической деятельности, получают удовольствие от самого процесса этой деятельности.
Однако в настоящее время программы для занятий танцами, направленные на эстетическое развитие младших школьников, не получили достаточного распространения.
Актуальность темы и противоречие, выявленное в педагогической практике, определили тему квалификационной работы: «Формирование эстетических представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии»
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть сущность понятия «эстетические представления».
2. Выявить особенности формирования эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности танцевальной студии в формировании эстетических представлений у детей.
4. Провести диагностику сформированности эстетических представлений у младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на формирование эстетических представлений у младших школьников, и апробировать его на практике.
Методологической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам эстетического развития младших школьников: Ю.А. Васильева, М.И. Венгер, Л.А Сакулиной, А.А. Мелик- Пашаева, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, а также исследования по проблеме эстетического развития детей в танцевальной деятельности Л.А. Баренбойма, И.Е. Кулагиной, К. Орфа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- анкетирование;
- диагностические задания;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа;
- сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МАОУ СОШ №22, город Верхняя Пышма. В исследовании были задействованы дети 4 «А» класса.
Структура и объем выпускной квалифицированной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое и практическое исследование подтвердило актуальность выбранной нами темы. Были рассмотрены формы и средства формирования эстетических представлений младших школьников на занятиях танцевальным искусством. Мы выяснили, что такие занятия имеют существенное значение в формировании эстетических представлений у детей.
В результате теоретического и практического исследования поставленные задачи были реализованы следующим образом:
1. Изучена и проанализирована литература по проблеме исследования, на основе этого была дана характеристика понятию «эстетические представления».
Эстетические представления - это чувственно-наглядные образы, сохраненные в эстетическом опыте ребенка, на основе которых воспроизводятся и оцениваются с точки зрения эстетического идеала и выразительности объекты окружающего мира - источники эстетического переживания и субъективного отношения к ним ребёнка.
2. Выявлены особенности формирования эстетических представлений у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст - это особенный возраст для формирования эстетических представлений, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического развития заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
3. Раскрыты возможности танцевальной студии в формировании эстетических представлений у детей:
• развитие эмоциональной отзывчивости на музыку (чувствование музыки, наслаждение музыкой, способность слышать отдельные инструменты в музыке, передавать свои впечатления через танцевальное движение);
• развитие эстетически выразительной пластики движений (грациозности, красоты движения, умение управлять телом);
• формирование эстетического вкуса в процессе разработки танцевально-сценического образа (выбор костюма, создание внешнего образа);
• развитие способности к эстетическому суждению (обсуждение танцевальных видеороликов, рассказы и беседы об искусстве танца);
• формирование пластических эталонов на основе примера педагога и старших учеников студии (пример внешних и внутренних качеств педагога, как показывает практика в танцевальных студиях ученицы всегда похожи на своего преподавателя, если педагог эстетически и духовно развит, показывает позитивный пример поведения, красив внешне и внутренне, то дети начинают подражать педагогу)
• формирование интереса к художественному творчеству (посещение культурных мероприятий вне занятий).
4. В результате теоретического исследования выделили следующие показатели эстетических представлений детей:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения.
2. Эстетическое суждение об исполнении танца.
3. Завершенность, эстетическая ценность собственного исполнения.
Были подобраны диагностические задания и проведена диагностика развития эстетических представлений у младших школьников на констатированном этапе опытно-поисковой работы с помощью диагностических творческих заданий и анкетирования. Этот этап опытно-поисковой работы выявил, что в классе преобладает средний уровень эстетических представлений у младших школьников- 14 человек, высокий - 3, низкий 2 человека.
5. Разработан комплекс танцевальных занятий в условиях школьной студии, направленный на развитие эстетических представлений у младших школьников. На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (беседа об искусстве, структуре музыкальных произведения, рассказ о танцах, и т.д.);
- наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом);
- практические методы обучения (выполнение по показу, самостоятельно, импровизация).
Для развития показателя эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкального произведения были разработаны занятия «Знакомство с музыкальными композициями», «Музыкальные ритмы», «Координация движений с музыкой», «Танцевальная импровизация». Для развития показателя эстетическое суждение об исполнении танца были разработаны занятия, включающие беседы по фольклорным танцам. Для развития показателя завершенность, эстетическая ценность собственного исполнения был поставлен и изучен с детьми итоговый танец для открытого занятия.
Дополнительные занятия танцами могут повысить уровень эстетических представлений у младших школьников. Педагог при правильном подходе способен посредством танцевального искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. В ходе эстетического воспитания средствами танцевального искусства решается двуединая задача формирования эстетических представлений школьника и одновременно развития его творческих способностей. Ребенок, занимающийся танцами, начинает красиво двигаться, у него появляется грация, он начинает лучше «слышать», развивается чувство ритма, начинает тянутся к прекрасному.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия танцами в системе дополнительного образования являются эффективным средством формирования эстетических представлений младших школьников.



1. Абдусамадова, М. Некоторые психологические аспекты в эстетическом воспитании школьников [Текст] : Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова/ М. Абдусамадова// Серия гуманитарно-общественных наук, 2012 № 2. 30 с.
2. Адорно, В. Теодор Эстетическая теория [Текст] : Пер. с нем. А.В. Дранова / В.Адорно. Философия искусства. Москва: Республика, 2001. 527 с.
3. Артепалихина, Л.А. Методика обучения танцевальным упражнениям [Текст] / Л.А. Артепалихина // Киров, 1998. 265 с.
4. Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст] / С.И. Бекина// Москва: Просвещение, 1984. 288 с.
5. Беляева, Е. В. Эстетика [Текст] : курс лекций. 2-е изд / Е.В.
Беляева// Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
6. Богоявленская, Д. Б. Творчество и нравственность [Текст] : Христианство-2000/ Д.Б. Богоявленская// Самара: Материалы конференции, 2000.
7. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного развития [Текст] : Уч.пособие / М.С. Боголюбская// Москва: ВНМЦНТИКПР, 2003. 453с.
8. Большой психологический словарь [Текст] : Под редакцией Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. Москва: Прайм - Еврознак. 2003. 387 с.
9. Буров, А.И., Квятковский, Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника [Текст] / А.И. Буров, Е.В. Квятковский // Педагогика: Москва, 1987. 96 с.
10. Буровкина, Начальная школа плюс до и после [Текст] : № 6, 2010.
83-85 с.
11. Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве [Текст] /Е.П. Валукин // Москва, 1992.
12. Верещагина, Т.Н. Секреты арабского танца [Текст] / Т.Н. Верещагина// издательство «Феникс», 2006.
13. Гайхберг, М.Х. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе [Текст] / М.Х. Гайхберг // Киев, 1964.
14. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / С.А.Герасимов // Педагогика. Москва, 2008. 264 с.
15. Дащинская, Т. Н. Технология развития творческих способностей [Текст] / Т. Н. Дащинская, В. Е. Дащинский // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4.
16. Еланцева, Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников. [Текст] : Начальная школа плюс №12, до и после /Н.Д. Еланцева // Москва, 2008.
17. Ибраева, Г. Эстетическое воспитание - очень значительное воспитание [Текст] / Г. Ибраева // Наука, новые технологии и инновации. 2012. № 6.
18. Ильина, Е. Воспитание искусством [Текст] / Е. Ильина // Искусство в школе. 2009. № 1.
19. Карцева, Г. А. К вопросу об эстетическом воспитании [Текст] / Г. А. Карцева, Е. Ю. Игнатова // Аналитика культурологии. 2014.
20. Кириллова, Е. И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности [Текст] / Е. И. Кириллова // Науковедение. 2013. № 6 (19).
21. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова // МОЗАИКА-СИНТЕЗ: Москва, 2010.
22. Котикова О.П., Эстетическое развитие младших школьников [Текст] : пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений/ О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак // Науч.- метод. центр учебн. кн. средств обучения. Минск, 2001. 192 с.
23. Кочетов А.И. Диагностика в педагогическом творчестве [Текст] /А.И. Кочетов // Мн., 2006.
24. Курсы индийских танцев [Электронный ресурс] URL: greenmaker.ru/studentu-2/kursy/indii-skie-tantsy/(дата обращения: 5.10.2016).
25. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих
способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов// Д.: Феникс, 2004. 416 с.
26. Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] URL: http://www.goldedu.ru/golds-37-2. _(дата обращения: 21.05.2017)
27. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие [Текст] / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина // 2-е изд. Москва: Просвещение, 2004. 207 с.
28. Курышева, И. В. Психолого-педагогические основы развития творческой личности [Текст] / И. В. Курышева // МНКО. 2011. № 4-1.
29. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев// Москва,1985.
30. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев// Педагогика. Москва, 1972. 160 с.
31. Лихачев, Б.Т. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев// Москва, 1974.
32. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практика [Текст] /Л. Маслова// Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. - 136 с.
33. Монахова, Е. Г. Развитие педагогических взглядов в России на эстетическое воспитание [Текст] / Е. Г. Монахова // IN SITU, 2015.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] // В.С. Мухина, А.А. Хвостов // издательство "Академия", 2003. 624 с.
35. Назарова, И. А. Формы и содержание работы по художественно - эстетическому воспитанию детей и подростков в образовательном пространстве муниципального района [Текст] / И. А. Назарова, Н. Г. Грибченкова // Диалоги о культуре и искусстве: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием ; отв. ред. А. А. Лисенкова ; Перм. гос. акад. искусства и культуры. 2014.
36. Наумова, Н. Е. Подготовка будущих бакалавров педагогического образования к эстетическому воспитанию младших школьников [Текст] / Н. Е. Наумова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. Т. 3, № 1.
37. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе [Текст] : Учебное пособие / Л.Е. Пуляева // Изд- во ТГУ им Г.Р. Державина. Тамбов, 2001. 80 с.
38. Рузиева, М. Д. К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников [Текст] / М. Д. Рузиева // Вестник ТГУПБП. 2014. № 4 (60).
39. Рындина О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет [Электронный ресурс] /О.А. Рындина// научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com/content/zanyatiya-khoreografiei-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-sredstvo-esteticheskogo-vo#ixzz4TdpA2owK (дата обращения: 21.05.2017).
40. Семенещева М.Г. Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников детерминированные синтезом искусств [Текст] : Научная статья / М.Г. Семенещева // Астрахань, 2012.
41. Семенищева, М. Г. Межпредметные связи в учебной и внеучебной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников [Текст] : Интеграция науки и практики в современных условиях / М. Г. Семенищева // материалы III Междунар. науч.-практ. конф. ; науч. ред. С. В. Галачиева. Астрахань, 2015. 53-56 с.
42. Современные концепции эстетического воспитания [Текст] : Теория и практика / под ред. Н. И. Киященко// ИФ РАН. Москва, 1998.
43. Соломенникова, О. А. Радость творчества [Текст] : МОЗАИКА- СИНТЕЗ / О. А. Соломенникова// Москва, 2005.
44. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников [Текст] : Педагогика /М.Д. Таборидзе// Москва, 2007. 52с.
45. Тагильцева, Н. Г. Психолого-педагогические аспекты музыкального и художественного образования детей и юношества [Текст] : монография / Н. Г. Тагильцева// УРГПУ ; отв. ред. К. П. Матвеева. Екатеринбург, 2007.
46. Тагильцева, Н. Г. Эстетическое воспитание обучающихся: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Н. Г. Тагильцева// УРГПУ. Екатеринбург, 2010.
47. Толстых, А.В. Искусство как понимать искусство [Текст] : Педагогика /А.В. Толстых// Москва, 1990
48. Топилина, Н. В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени [Текст] / Н. В. Топилина // Инновационная наука, 2015. №4-2.
49. Уральская В.И. Рождение танца [Текст] /В.И. Уральская// издательство «Советская Россия». Москва, 1982.
50. Урусова, М. Ю. Теоретические основы развития художественно - творческого мышления личности [Текст] : Научные проблемы гуманитарных исследований / М. Ю. Урусова // 2010.
51. Чередник, О. В. Практический аспект управления эстетическим воспитанием учащихся в общеобразовательном учебном заведении [Текст] : Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты / О. В. Чередник, Р. В. Сошин // сборник науч. трудов VI Междунар. науч.-практ. интернет-конф. ; отв. за вып. С. Т. Кохан. 2015.
52. Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению [Текст] /С.В. Филатов // Москва, 1993.
53. Хорунжая, И. О. Интеграционные тенденции в эстетическом воспитании детей [Текст] / И. О. Хорунжая // Человек и образование. 2009. № 4.
54. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Текст] : 2013.
55. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики [Текст] : Педагогика / под ред. М. Д. Таборидзе. Москва, 1988. 104 с.
56. Эстетическое развитие школьников [Текст] /А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.// под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. Педагогика. Москва, 1974. 304 с.
57. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] :
психологический очерк /П.М. Якобсон// Просвещение. Москва, 1966. 291 с.
58. Янковская О.Н., Учить ребенка танцам необходимо [Текст] : Начальная школа /О.Н. Янковская // 2000. 34-37 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ