Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной отзывчивости в музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Работа №98555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста . . 14
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста . . 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование развития эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 35
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66


Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в культурной и социально-экономической жизни общества, выдвигают запрос на человека нового типа, способного к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей. Умение сопереживать окружающим обозначается термином «эмоциональная отзывчивость», а развитие у ребенка способности «видеть и чувствовать людей» является одной из наиболее трудных и сложных задач воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие эмоциональной отзывчивости выступает как один из важнейших аспектов социально-коммуникативного развития дошкольников.
Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок. По мере взросления, в совместной коммуникативной деятельности с взрослыми и сверстниками, в атмосфере взаимных чувственных переживаний ребенок переходит от проявлений собственного эмоционального опыта к поведению с позиции выработанных в окружающем его обществе моральных норм. В возрасте 5-7 лет эмоции и чувства ребенка переходят из естественных и непроизвольных в социальные и управляемые. Ребенок начинает относиться к другому - как к самому себе, и к себе - как к другому.
Развитию эмоциональной отзывчивости способствуют все виды деятельности ребенка. Но именно игра у детей дошкольного возраста является основной формой деятельности. Результаты многочисленных наблюдений доказывают, что игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, позволяющее всесторонне влиять на развитие детей, в том числе, на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников. При этом особая роль принадлежит музыкальным играм, когда музыка выступает как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Ведущим в развитии эмоциональной отзывчивости посредством музыкально-игровой деятельности выступает практический метод - сочетание восприятия музыкального произведения с действиями, помогающими ребенку как бы «пропустить музыку через себя», выразить через голос и движение свои переживания и понять переживания и чувства другого.
Существенной проблемой является то, что занятия в дошкольном образовательном учреждении до сих пор планируются как передача некоторых знаний. На музыкальных занятиях большое количество времени посвящено обучению навыкам и умениям, а не игровой деятельности, которая является залогом развития чувств ребенка и его эмоциональной отзывчивости. Возникает противоречие - сложившаяся методика проведения музыкальных занятий является недостаточно эффективной для развития эмоциональной отзывчивости у детей.
Актуальность темы исследования и выявленное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования- теоретически обосновать и проверить на практике эффективность комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект исследования- процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования- комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
• На основе анализа психолого-педагогической литературы
определить содержание понятия «эмоциональная отзывчивость».
Выявить психолого-педагогические особенности развития
эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
• Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
• Провести диагностику развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
• Разработать комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и проверить его эффективность.
Методологической и теоретической основой исследования являются: научные исследования по психологии детского возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др.); исследования о закономерностях развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); исследования о развивающем и воспитательном потенциале музыкального искусства Д.Б. Кабалевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова; методические разработки современных теоретиков и практиков музыкального воспитания дошкольников - И.В. Груздовой, Е.А. Дубровской, Н.Г. Куприной, О.П. Радыновой, P.M. Чумичевой, Л.Н. Школяр.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования - содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов; беседы с детьми, анкетирование, наблюдение педагогического процесса; эксперимент; анализ полученных данных и их обобщение.
База опытно-поисковой работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №8 г. Краснотурьинска Свердловской области, дети старшей группы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы. Развитие эмоциональной отзывчивости - одна из важнейших задач педагогики детства.
В процессе проделанной работы были раскрыты поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлено содержание понятия «эмоциональная отзывчивость».
В научных исследованиях эмоциональная отзывчивость детей старшего дошкольного возраста рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие. Показателями эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста выступают:
• проявление ребенком интереса к эмоциональному состоянию других;
• эмоциональная реакция на состояние, настроение другого, идентификация с эмоциональным состоянием другого;
• выражение сочувствия, сопереживания;
• проявление заботы по отношению к сверстникам, младшим детям, животным;
• осуществление эмоционально-утешительных действий.
2. Опытно-поисковая работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников включала в себя два этапа: констатирующий (диагностический) и формирующий.
Показатели эмоциональной отзывчивости ребенка:
• понимание ребенком эмоционального состояния других (умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, проявление интереса к эмоциональному состоянию других);
• выражение сочувствия, сопереживания (идентификация с эмоциональным состоянием другого);
• осуществление эмоционально-утешительных действий (действенное проявление заботы, внимания по отношению к окружающим, способность учитывать не только личные желания, но и потребности других детей).
В процессе констатирующего этапа была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что на начало опытно-поисковой работы большинство детей имеют недостаточно точное понятие о чувствах человека, несформированные умения распознавать и описывать эмоции, выражать своё эмоциональное состояние. Даже если при ответах на вопросы в предложенных педагогических ситуациях дети демонстрировали проявление сочувствия и сопереживания, в реальной ситуации подавляющее большинство детей руководствовалось лишь своими желаниями.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы была проведена работа с детьми по развитию эмоциональной отзывчивости в музыкально-игровой деятельности. Разработан комплекс занятий, во время проведения которых музыкальный руководитель и воспитатели помогают детям:
• познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;
• развить язык жестов, мимики и пантомимики; понять, что кроме речевых, существуют и другие средства общения;
• развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-поисковой работы показал, что у дошкольников произошли позитивные изменения в развитии эмоциональной отзывчивости, наиболее ярко выразившиеся в эмоциональной окрашенности речевых проявлений, в разнообразии средств выразительности при изображении различных эмоциональных состояний. В реальных практических ситуациях взаимодействия дети стали более чутко относиться к сверстникам, младшим детям, взрослым; оказывать им помощь, содействие, стали лучше понимать эмоциональные состояния партнеров по общению. Увеличилось число проявлений детьми сопереживания не только в ситуации неблагополучия другого, но и тогда, когда он испытывает радость.
В результате целенаправленной работы дети:
• стали значительно лучше выражать свои чувства и понимать эмоциональное состояние другого человека;
• стали больше обращать внимание на нужды и интересы сверстников, взрослых и младших детей; увеличились случаи проявления детьми сочувствия и сопереживания не только в ситуации неблагополучия, но и когда другой ребенок испытывает радость.
Таким образом, проведённая опытно-поисковая работа подтвердила свою эффективность и показала положительную динамику при внедрении разработанного комплекса игр по развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.



1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л. В. Артемова; под ред. С.Л. Новоселовой - М. : Просвещение, 1989. - 286 с.
2. Агафонова, И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. [Текст]: учебно-методическое пособие / И. Н. Агафонова. СПб. : АППО,2006.- 82 с.
3. Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. [Текст] / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова - СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014. - 96 с.
4. Андреенко, Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Андреенко / Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф.- Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 27-29.
5. Асратян, Э. А. Физиология центральной нервной системы [Текст] /
Э. А. Асратян. - М. : Издательство Академии медицинских наук СССР, 1953.
-560 с.
6. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика - педагогика развития [Текст] / Т. М. Бабунова. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2012. - 197 с.
7. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. [Текст] учебное пособие / В. Н. Белкина - Ярославль, 2008. - 256 с.
8. Белошистая, А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. В. Белошистая / Пед. технологии.
-2010. - № 2. - С.3-8.
9. Блонский, П. П. Психология ребенка [Текст] / П. П. Блонский. - Воронеж: МОДЭК, 2012. - 234 с.
10. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2014.-180 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Академия, 2013. - 465 с.
12. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Академия, 2014. - 76 с.
13. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М. : АСТ, 2013. - 218 с.
14. Вербовская, В. С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru(дата обращения: 12.02.2016).
15. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. [Текст] / Под ред. Парамоновой Л. А., Ушаковой О. С. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
16. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Л. С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 304 с.
17. Гайворонская, Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. [Текст]: методическое пособие / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская - М. : Центр педагогического образования,2007.- 144 с.
18. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
19. Горюнова, Т. М. Дошкольная педагогика. [Текст] / Т. М. Горюнова, Т. Г. Ханова. - Нижний Новгород, 2014. - 63 с. 21.
20. Груздова, И. В. Музыкально-игровая деятельность дошкольников в
детском саду: теория и практика [Электронный ресурс]. URL:
https://docviewer.yandex.ru(дата обращения: 06.09.2016).
21. Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.07 / И. В. Груздова - М. , 1998. - 239 с.
Т1. Груздова, И. В. Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-
education.ru/electronic-journal (дата обращения: 11.07.2016).
23. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций. [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина - М. : Айрис-пресс, 2014. - 196 с.
24. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. - М. : Айрис-пресс, 2014. - 160 с.
25. Денисова, З. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка [Текст] / З. В. Денисова. - М. : Наука, 2012. - 144 с.
26. Ежова, Н. И. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности [Текст] / Н. И. Ежова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С.22-25.
27. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец // Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Просвещение, 1985. - 180 с.
28. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. [Текст]: пособие для воспитателей дет.сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
29. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. [Текст] / М. Б. Зацепина - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 88 с.
30. Изотова, Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова - М. : Академия, 2014. - 288 с.
31. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] автореф. дис. канд. псих.наук. 19.00.07 / С.В. Ильина; Курский государственный университет - Курск, 2009. - 36 с.
32. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - СПб. : Питер, 2012. - 464 с.
33. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании [Текст] / Е.И. Касаткина // Дошкольное воспитание. - № 12 - 2012 -с. 17-19.
34. Колбасина, Т. В. Игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Колбасина. - М. : Академия, 2012. - 124 с.
35. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2013. - 270 с.
36. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитании дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». [Текст]: пособие для педагогов и родителей. / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова - М. : Издательский Дом РАО; Баласс, 2010. - 144 с.
37. Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. [Текст] / С. К. Кожохина - СПб. : Речь, 2011. - 224 с.
38. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: практическое пособие / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник - М. : Генезис. 2002. - 208 с.
39. Куприна, Н. Г. Методические материалы к курсу Теория и методика музыкального развития дошкольников[Текст] / Н. Г. Куприна - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. - 92 с
40. Куприна, Н. Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка [Текст] / Н. Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 10. - С. 46-53.
41. Курносова, С. А. К вопросу о воспитании у дошкольников эмоциональной отзывчивости [Текст] / С. А. Курносова // Начальная школа. -
2008. - № 4. - С. 13-15.
42. Курносова, С.А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект [Электронный ресурс] // URL: http://vestnik.yspu.org/releases/psihologiya/37_1(дата обращения: 30.11.2016).
43. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. В 2 т. Т. 1. [Текст] / Акад. пед. наук СССР. / А. Н. Леонтьев - М. : Педагогика, 1983. - 304 с.
44. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986 - 136 с.
45. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников [Текст] / В. М. Минаева. - М. : АРКТИ, 2011. - 48 с.
46. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский - М. : Музыка, 1972. - 382 с.
47. Неверович, Я. 3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Я. З. Неверович //. М. : Педагогика, 1986. - 216 с.
48. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С. Л. Новоселова. - М. : МДО, 2012. - 174 с.
49. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2010. - 352 с.
50. Ольшанникова, А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] /А. Е. Ольшанникова. - М. : Спутник, 2013. - 154 с.
51. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. [Текст] / М. В. Осорина - СПб. : Изд-во «Питер», 1999. - 288 с.
52. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для высш. учебн. заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова - Дубна: Феникс+, 2011. - 352 с
53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн - СПб. : Питер Ком., 1999. - 720 с.
54. Смирнова, Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания [Текст] / Е. О. Смирнова - М. : ВЛАДОС, 2005. - 119 с.
55. Смирнова, Е.О. Материалы курса «Моральное и нравственное развитие дошкольников»: лекции 5-8. [Текст] /Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 56 с.
56. Стрелкова, Л. П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. [Текст] / Л. П. Стрелкова - М. : Интерпракс, 1999. - 48 с.
57. Тарасова, К. В. Музыкальная работа и руководство ее в дошкольном учреждении. [Текст] / К. В. Тарасова // Музыкальный руководитель - № 1 - 2012. - С. 54-58
58. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. [Текст]: избр. труды: в 2-х т. Т. 1. / Б. М. Теплов - М. : Педагогика, 1985. Т. 1. - 222 с.
59. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с.
60. Утробина, В. Г. Развитие отношения к сверстнику у дошкольников. [Текст] / В. Г. Утробина, Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - с. 18-24.
61. Худякова, А. Н. Программа по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальная палитра» аспект [Электронный ресурс] // URL: http://pedgazeta.ru/pages/2012/11/24(дата обращения: 16.02.2017).
62. Шаграева, О. А. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / О. А. Шаграева. - М. : Академия, 2013. - 340 с.
63. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. [Текст] / Г. А. Широкова - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 304 с.
64. Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: [Текст]: учебное пособие / А. М. Щетинина - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 212 с.
65. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: [Текст]: учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ