ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ 6
1.1. Готовность младших школьников к межкультурному диалогу
как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирования готовности младших школьников
к межкультурному диалогу 14
1.3. Педагогические условия организации художественно¬
творческой деятельности младших школьников, направленной на формирование их готовности к межкультурному диалогу 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГОТОВНОСТИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности готовности
младших школьников к межкультурному диалогу 36
2.2 Организация опытно-поисковой работы по формированию
готовности младших школьников к межкультурному диалогу в художественно-творческой деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность исследования. Современные процессы глобализации, протекающие в направлении расширения взаимосвязей и взаимодействия различных стран и народов, делают актуальной проблему роста национального самосознания, который выражается в интенсивном развитии традиционно-национальных культур. В этих процессах отражается противостояние двух противоположных динамических культурнопреобразующих стремлений общественного развития: с одной стороны, усиление универсализма, с другой - значимости уникального, национально - культурного, индивидуально - личностного.
При этом многокультурное общество испытывает потребность в ином мировоззрении, которое направлено на интеграцию культур и народов связанное с дальнейшим сближением и духовным обогащением. Все это подтверждает значимость готовности к межкультурному диалогу, целью которого выступает развитие в человеке культуры, творческой личности, способной к активной и плодотворной жизнедеятельности в поликультурной среде, которая обладает развитым пониманием и уважением других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Практика решения задач, возникающих при межкультурном диалоге, и есть опыт культуры межнационального общения. Вне межнационального общения нереализуемы развитие и результат практического воздействия на общество, и потому владение культурой межнационального общения важно для школьников в сложных ситуациях межкультурного взаимодействия.
Особое значение развития такого качества личности, как готовность к межкультурному диалогу, возникает в младшем школьном возрасте.
Основные исходные положения исследования соотнесены с идеями «о культуре как диалоге» М.М. Бахтина, положениями философской «логики культуры» B.C. Библера, идеей «бытия как диалога» М. Бубера.
Под влиянием теоретических исследований Г.Д. Дмитриева, Л.Л. Супруновой, др. складывается традиция поликультурного образования.
Формирование этнического самосознания описаны в трудах Ж. Пиаже, М. Беннета, В.С. Мухиной.
В трудах З.В. Сикевича, Ю.В. Бромлей, А.П. Садохина, Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, В.Г. Крысько, и др. получили методологическое и теоретическое обоснование вопросы воспитания
культуры межнационального общения.
Проведенный анализ литературных источников, обобщение педагогического опыта, говорят о растущем интересе к задачам формирования готовности к межкультурному диалогу школьников.
Самым продуктивным средством для развития этой готовности является художественно-творческая деятельность. Следовательно, представляется необходимым исследовать готовность к межкультурному диалогу.
Цель исследования: обосновать, разработать и проверить в практике комплекс занятий для младших школьников по художественно-творческой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования готовности к межкультурному диалогу.
Предмет исследования: педагогические условия художественно-творческой деятельности, направленной на формирование готовности младших школьников к межкультурному диалогу.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия «готовность к межкультурному диалогу».
2. Выявить особенности процесса формирования готовности младших школьников к межкультурному диалогу.
3. Выявить условия эффективности художественно-творческой деятельности младших школьников, направленной на формирование готовности к межкультурному диалогу.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику исходного уровня сформированности готовности младших школьников к межкультурному диалогу.
5. Разработать комплекс занятий, направленный на формирование готовности к межкультурному диалогу и проверить его в опытно-поисковой работе.
Методы научного исследования:
- теоретическое изучение и анализ, педагогической, научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- диагностика и творчески развивающие задания;
- изучение продуктов детского творчества;
- беседа;
- качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе школы МБОУ ЦО "Наследие" деревня Уфа-Шигири. В исследовании приняли участие 16 человек 1-4 класс (7-11 лет).
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 47 источников.
Цель данного дипломного проекта, обозначенная во введении, звучит следующим образом: «Обосновать, разработать и проверить в практике комплекс занятий для младших школьников по художественно-творческой деятельности».
На основании поставленной цели были рекомендованы следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия «готовность к межкультурному диалогу».
2. Выявить особенности процесса формирования готовности младших школьников к межкультурному диалогу.
3. Выявить условия эффективности художественно-творческой деятельности младших школьников, направленной на формирование готовности
к межкультурному диалогу.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику исходного уровня сформированности готовности младших школьников к межкультурному диалогу.
5. Разработать комплекс занятий, направленный на формирование готовности к межкультурному диалогу и проверить его в опытно-поисковой работе.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения и анализа теоретического материала по заданной теме (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. С. Библер) мы выявили, что готовность младших школьников к межкультурному диалогу это результат овладения способами межкультурного взаимодействия в учебной деятельности, и направленность школьников на активное выполнение данного взаимодействия. В процессе изучения определены такие понятия как «диалог» «межкультурный диалог», «поликультурное образование», «готовность к межкультурному диалогу». Выявлено недостаточное внимание высшего и среднего профессионального образования как на уровне подготовки педагогов (отсутствие необходимых методических умений) так и на уровне школы в плане методического оснащения (Л.Т. Ткач, Н.П. Цыбанев, Г.В. Миронова и др.).
2. На основании трудов учёных (Ж. Пиаже, М. Беннет, В.С. Мухина) мы выявили, что процесс формирования готовности младших школьников к межкультурному диалогу сопровождают следующие особенности: самоопределение, т.е. осознание себя частью этнической группы, готовность признавать межкультурные различия как что-то позитивное, преодоление культурных барьеров, готовность к межэтническому диалогу и взаимопониманию; формирование готовности младших школьников к межкультурному диалогу можно разделить на следующие этапы: 6-7 лет школьник приобретает первые частичные несистематичные представления о своей этнической принадлежности; 8-9 лет школьник уже осознаёт себя частью своей этнической группы; 10-11 лет приходит полное этническое самосознание.
3. К педагогическим условиям организации художественно-творческой
деятельности способствующей формированию у младших школьников готовности к межкультурному диалогу относятся: разработка специальных программ внеурочной деятельности, занятий, направленных на формирование готовности к межкультурному диалогу. Выше были кратко рассмотрены некоторые методические разработки (А.В. Кречетникова, А.А. Нарыгин, Е.В. Панюшкина, Р.Х. Турумтаева); взаимодействие школы и семьи в реализации программы; занятия строятся на материале произведений искусства народов России; основными принципами организации художественно-творческой деятельности младших школьников выступают диалог, активность учащихся, терпимость к различиям, поликультурность.
4. Во второй практической части работы мы провели диагностику исходного уровня сформированности готовности младших школьников к межкультурному диалогу (по методикам Э.К. Сусловой и З.М. Гаджимурадовой). Вследствие которой выяснили, что знания о своей национальности и национальности других людей у младших школьников (когнитивный критерий), на высоком уровне - 43,75%, на среднем - 37,5%, на низком - 18,75%; отношение к представителям других национальностей (эмоционально-мотивационный критерий), на высоком уровне - 25%, на среднем - 37,5%, на низком - 37,5%; поведение в отношении с людьми других национальностей (деятельностный критерий), на высоком уровне - 18,75%, на среднем - 43,75%, на низком - 37,5%. На основании полученных результатов мы сделали вывод, что знание испытуемых своей этнической принадлежности и этнической принадлежности других односельчан более развито, чем желание и готовность к межкультурному взаимодействию. Вследствие этого определилась главная цель, которой нужно было достигнуть при проведении формирующего эксперимента - не просто познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, но включить их в активное межкультурное взаимодействие, как одного из необходимых моральных качеств личности.
5. В течение всего формирующего этапа опытно-поисковой работы мы пользовались методом наблюдения, который дал нам возможность собрать информацию, систематизировать, сделать выводы. В начале исследования, у тех детей, в которых мы диагностировали слабую мотивацию готовности к межкультурному диалогу, неохотно делившиеся сладостями с детьми другой национальной культуры, проявлявшие не дружелюбие к таким детям, после формирующего эксперимента явно наметились сдвиги в положительную сторону. Дети стали более эмоциональны, дружелюбны, общительны. К окончанию формирующего эксперимента оказывали активную поддержку остальным участникам. Данные наблюдения позволяют нам сделать выводы (согласно выбранным критериям) о том, что формирующий эксперимент прошёл успешно и дал положительные результаты.
1. Школьники получили полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях (русские, татары, башкиры, узбеки).
2. Переживание за другого, понимание другого, способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей.
3. Одобряемое, социально приемлемое, бескорыстное поведение с людьми другой национальности, готовность к межэтническому сотрудничеству, имеет желание помочь другому, умеет общаться с людьми других национальностей и поддерживать хорошие взаимоотношения.
1. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст]/ А. И. Антонов, В. М. Медков. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления. 1996. - 304 с.
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
3. Бессарабова, И.С. Поликультурное образование [Текст] / Учебно - методический комплекс. Волгоград: 2010. 102 с.
4. Библер, В.С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) [Текст] // Вопр. философии, 1989. - № 6. - С. 31-42.
5. Библер, В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век [Текст] /- М.: Политиздат, 1990. - 413 с.
6. Библер, В.С. Школа диалога культур. Основы программы [Текст] / Кемерово. 1992.
7. Библер, В.С. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. [Текст] / Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993.- 416 с.
8. Бурыкина, В.Г. Концептуальные подходы и принципы формирования готовности российских и иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству [Текст] // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 252-254.
9. Вариативные воспитательные системы начального образования «Школа диалога культур» [Электронный ресурс] // URL: http://studme.org/
1490012524123/pedagogika/variativnye_vospitatelnye_sistemy_nachalnogo
_obrazovaniya (дата обращения: 07.11.2017).
10. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] / Под ред. проф. Г.П. Шевченко и проф. Б.П. Юсова. - Луганск, 1990.
11. Воликова, Т.В. Учитель и семья [Текст] : пособие для учителей. 2-е изд. - М., 1980. - С. 19-28.
12. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]:- М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512с.
13. Гладышева, О., Гришина, М. Программа «Семья и школа - социальные партнеры». [Текст] // Практика административной работы в школе.-2008. - №6. - С.66 -74.
14. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 304 с.
15. Ершов, В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / В. А. Ершов; - М., 2000.
16. Корниенко, Е.Р. Проблема формирования готовности студента вуза к межкультурному диалогу [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №6. - С. 238-241.
17. Кречетникова, А.В.,Нарыгин, А.А.,Панюшкина, Е.В. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений [Текст]: Методические рекомендации.
-Ханты-Мансийск, 2010. -105 с.
18. Макаев, В.В., Малькова, З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. - № 4. - 1999.-С. 3-10.
19. Матевосян, А.Ж. Диалог культур как теоретическая проблема современной культурологии [Текст] // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - №1. - С. 235-240.
20. Методические рекомендации для воспитателей по воспитанию культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/28/ metodicheskie-rekomendatsii-dlya-vospitateley-po-vospitaniyukultury (дата обращения: 13.11.2017).
21. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 453 с.
22. Мухина, В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) [Текст] / В.С. Мухина.-Екатеринбург, 2010. - 1072 с.
23. Назарчук, А.В. Теория коммуникации в современной философии. [Текст]: - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - С. 244-245.
24. Общая педагогика [Электронный ресурс] // URL: http://nashauche- ba.ru/у53802/голованова_н.ф._общая_педагогика?раде=13 (дата обращения: 08.11.2017).
25. Особенности этнического и морального самосознания личности [Электронный ресурс] // URL: http://cdo.mpgu.edu/wp-content/ uploads/ 2014 /10/Lugovoy-dissertatsiya.pdf (дата обращения: 7.10.2017).
26. Педагогические основы взаимодействия [Электронный ресурс] // URL: https://infopedia.su/3x45cb.html(дата обращения: 4.10.2017).
27. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] /
-М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
28. Помни, что ты только человек [Электронный ресурс]//
URL: https: //refdb.ru/look/1162873-p3.html (дата обращения: 5.10.2017).
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
30. Программа поликультурного образования и воспитания обучающихся [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/shkola /raznoe/library/ 2015/02/11/programma-polikulturnogo-obrazovaniya-i-vospitaniya
(дата обращения: 4.10.2017).
31. Программа этнокультурного воспитания в условиях поликультурного пространства сельской школы [Электронный ресурс] //URL:https://docviewer.yandex.ru/view/157143611 (дата обращения:5.10.2017).
32. Пянко, И.С., Щербина, Е.Н. К проблеме становления этнической идентичности растущей личности [Текст] // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №6. - С. 261-265.
33. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
34. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
35. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация [Текст]: Учебное пособие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - 288 с.
36. Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) [Текст] // Советская этнография. - 1982. - № 1. - С. 80 - 88.
37. Сравнительный анализ межкультурного образования в школах России и за рубежом [Электронный ресурс] // URL: https://educontest.net/ru/296765/сравнительный-анализ-межкультурного (дата обращения: 5.10.2017).
38. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии [Текст] / Л.Л. Супрунова // Magister. - 2000. - №3. - С. 77 - 81.
39. Указ Президента РФ от 15.06.1996 N 909 «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации».
40. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
от 6.10.2009 № N 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
42. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
43. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога [Текст] // Дошкольное образование. - 2002. - №20.
44. Формирование готовности старших школьников к межкультурной коммуникации ...» [Электронный ресурс] //URL: http://diss.seluk.ru/di-peda- gogika/666809-2-formirovanie-gotovnosti-starshih-shkolnikov-mezhkulturnoy- kommunikacii.php(дата обращения: 2.10.2017).
45. Художественно-творческая деятельность школьников, её виды [Электронный ресурс] // URL: https://studopedia.ru/2_24133 _hudozhestvenno- tvorcheskaya-deyatelnost-shkolnikov-ee-vidi.html (дата обращения: 2.10.2017).
46. Чернокожева, Э. Межкультурный диалог: концепты и практические шаги [Текст] // Общество. Среда. Развитие. - 2009. - №1. - С. 105-109.
47. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.