Формирование нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «нравственные представления»8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных
представлений у младших школьников 18
1.3. Художественно-творческая деятельность, как средство формирования
нравственных представлений у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностическое исследование по выявлению уровней сформированности нравственных представлений у младших школьников на констатирующем этапе проектировочной работы 30
2.2. Содержание проектировочной работы по формированию
нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «нравственные представления»8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных
представлений у младших школьников 18
1.3. Художественно-творческая деятельность, как средство формирования
нравственных представлений у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностическое исследование по выявлению уровней сформированности нравственных представлений у младших школьников на констатирующем этапе проектировочной работы 30
2.2. Содержание проектировочной работы по формированию
нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы нравственного становления подрастающего поколения обусловлена стоящими перед системой образования задачами, сформулированными в нормативно-законодательных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» 2013г. [30], Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) [44], Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ [20], «Стратегия развития воспитания в РФ на период 2025» [39].
Программа нравственного воспитания обучающихся, преследует следующую цель: создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравственного развития и становления личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов, определяющих духовные и душевные качества, необходимые человеку в трудовой и личной жизни. Исходя из содержания, программа нравственного воспитания должна быть направлена на «раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [20].
Проблема педагогической диагностики сформированности нравственных представлений с наибольшей полнотой рассматривается в научных трудах, посвящённых детям школьного возраста (М. Рокич, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, В.В. Давыдов) В исследованиях авторами поднимаются и решаются следующие вопросы: выделение критериев нравственной воспитанности личности школьника (М. Рокич, Е.Ф. Шубина); определение показателей и их видов - количественных и качественных (М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова).
Переход отечественного образования к стандартам нового поколения, ориентирующим учебно-воспитательный процесс на подготовку специалистов, которые будут способны решать сложные, нестандартные профессиональные задачи в высокотехнологичном мире, а также понимание того, что решение этой задачи возможно только при условии всестороннего развития личности учащихся, основанного на духовно-нравственном становлении, стимулировали педагогов обратиться к вопросу о роли творчества в процессе образования.
В ФГОС НОО подчёркивается значение основного и дополнительного образования детей, способствующих становлению мотивации к познанию и творчеству, развитию творческих способностей в различных видах и направлениях образовательной деятельности, раскрытию творческого потенциала учащихся как в динамичных социально-экономических условиях, так и в собственных жизненных интересах, в том числе средствами искусства.
Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека, освоение которой, предполагает овладение видами, формами, способами и средствами творческой деятельности. О важности искусства для развития личности писали Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский, Л.С. Выгодский, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман. Проблеме формирования нравственных качеств личности посредством интеграции искусств и влияния воспитательной роли природы посвятил многие свои труды В.А. Сухомлинский.
О важной задаче творчества, как содействие духовно-нравственному развитию личности говорили В.П. Анисимов, Д.К. Бартош, О.С. Булатова, Ю.Н. Григорович и др. Сущность формирования художественной культуры школьников определена в работах А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, П.И. Выготского, М.С. Кагана, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта, и др.
Не следует забывать, что в обществе вопросы формирования нравственных представлений молодого поколения не однозначны, а причины следующие: отсутствие положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; отсутствие систематической работы по нравственному развитию и воспитанию в образовательных организациях; отсутствие профессионально-организованной среды для культурно-досуговой работы с подрастающим поколением.
Анализ научно-педагогической литературы и практики выявил ряд следующих противоречий:
— между потребностью общества в формировании нравственных представлений подрастающего поколения и недостаточной готовностью всех субъектов образовательного процесса к его реализации;
— между потенциалом художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании детей и недостаточной теоретико-методической разработанностью в этом вопросе.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Формирование нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические условия формирования нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности.
3. Раскрыть потенциал художественно-творческой деятельности в формировании нравственных представлений у младших школьников.
4. На констатирующем этапе проектировочной работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику по формированию нравственных представлений у младших школьников.
5. Реализовать комплекс заданий по художественно-творческой деятельности на формирующем этапе проектировочной работы, сделать выводы:.
Теоретическая основа: идеи русской педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); положения о специфике формирования нравственных представлений младших школьников (Е.А. Геник, М.В. Шевченко, Л.М. Веккер, Л.И. Чернышова, А.В Елисеева); труды, рассматривающие проблему педагогической диагностики нравственной воспитанности младших школьников (М. Рокич, Е.В Вялкова, С.И Варюхина, Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, В.В. Давыдов); труды, рассматривающие психологию личности младшего школьника (А.А Люблинская, В.А Крутецкий, Л.С. Славина, И.В. Дубравина); идеи формирования художественной культуры школьников (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Б.М. Неменский, В.Г. Гурова, Л.А. Неменская).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-творческой деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и дополнительного образования, в организации классно-урочной и внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №115- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Екатеринбурга, в котором приняли участие 25 учащихся 4 «А» класса.
Проектировочная работа по формированию нравственных представлений у младших школьников осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выявились психолого-педагогические особенности младших школьников; определился потенциал художественно-творческой деятельности в формировании нравственных представлений; был разработан диагностический инструментарий для выявления уровня нравственных представлений у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственных представлений у младших школьников; разрабатывалось содержание комплекса заданий; определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев и показателей; осуществлялось проведение разработанного нами комплекса заданий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.
Программа нравственного воспитания обучающихся, преследует следующую цель: создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравственного развития и становления личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов, определяющих духовные и душевные качества, необходимые человеку в трудовой и личной жизни. Исходя из содержания, программа нравственного воспитания должна быть направлена на «раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [20].
Проблема педагогической диагностики сформированности нравственных представлений с наибольшей полнотой рассматривается в научных трудах, посвящённых детям школьного возраста (М. Рокич, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, В.В. Давыдов) В исследованиях авторами поднимаются и решаются следующие вопросы: выделение критериев нравственной воспитанности личности школьника (М. Рокич, Е.Ф. Шубина); определение показателей и их видов - количественных и качественных (М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова).
Переход отечественного образования к стандартам нового поколения, ориентирующим учебно-воспитательный процесс на подготовку специалистов, которые будут способны решать сложные, нестандартные профессиональные задачи в высокотехнологичном мире, а также понимание того, что решение этой задачи возможно только при условии всестороннего развития личности учащихся, основанного на духовно-нравственном становлении, стимулировали педагогов обратиться к вопросу о роли творчества в процессе образования.
В ФГОС НОО подчёркивается значение основного и дополнительного образования детей, способствующих становлению мотивации к познанию и творчеству, развитию творческих способностей в различных видах и направлениях образовательной деятельности, раскрытию творческого потенциала учащихся как в динамичных социально-экономических условиях, так и в собственных жизненных интересах, в том числе средствами искусства.
Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека, освоение которой, предполагает овладение видами, формами, способами и средствами творческой деятельности. О важности искусства для развития личности писали Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский, Л.С. Выгодский, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман. Проблеме формирования нравственных качеств личности посредством интеграции искусств и влияния воспитательной роли природы посвятил многие свои труды В.А. Сухомлинский.
О важной задаче творчества, как содействие духовно-нравственному развитию личности говорили В.П. Анисимов, Д.К. Бартош, О.С. Булатова, Ю.Н. Григорович и др. Сущность формирования художественной культуры школьников определена в работах А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, П.И. Выготского, М.С. Кагана, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта, и др.
Не следует забывать, что в обществе вопросы формирования нравственных представлений молодого поколения не однозначны, а причины следующие: отсутствие положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; отсутствие систематической работы по нравственному развитию и воспитанию в образовательных организациях; отсутствие профессионально-организованной среды для культурно-досуговой работы с подрастающим поколением.
Анализ научно-педагогической литературы и практики выявил ряд следующих противоречий:
— между потребностью общества в формировании нравственных представлений подрастающего поколения и недостаточной готовностью всех субъектов образовательного процесса к его реализации;
— между потенциалом художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании детей и недостаточной теоретико-методической разработанностью в этом вопросе.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Формирование нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические условия формирования нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности.
3. Раскрыть потенциал художественно-творческой деятельности в формировании нравственных представлений у младших школьников.
4. На констатирующем этапе проектировочной работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику по формированию нравственных представлений у младших школьников.
5. Реализовать комплекс заданий по художественно-творческой деятельности на формирующем этапе проектировочной работы, сделать выводы:.
Теоретическая основа: идеи русской педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); положения о специфике формирования нравственных представлений младших школьников (Е.А. Геник, М.В. Шевченко, Л.М. Веккер, Л.И. Чернышова, А.В Елисеева); труды, рассматривающие проблему педагогической диагностики нравственной воспитанности младших школьников (М. Рокич, Е.В Вялкова, С.И Варюхина, Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, В.В. Давыдов); труды, рассматривающие психологию личности младшего школьника (А.А Люблинская, В.А Крутецкий, Л.С. Славина, И.В. Дубравина); идеи формирования художественной культуры школьников (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Б.М. Неменский, В.Г. Гурова, Л.А. Неменская).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-творческой деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и дополнительного образования, в организации классно-урочной и внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №115- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Екатеринбурга, в котором приняли участие 25 учащихся 4 «А» класса.
Проектировочная работа по формированию нравственных представлений у младших школьников осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выявились психолого-педагогические особенности младших школьников; определился потенциал художественно-творческой деятельности в формировании нравственных представлений; был разработан диагностический инструментарий для выявления уровня нравственных представлений у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственных представлений у младших школьников; разрабатывалось содержание комплекса заданий; определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев и показателей; осуществлялось проведение разработанного нами комплекса заданий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.
Существенную озабоченность современного российского общества вызывает искаженность нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. В силу чего, одним из центральных направлений работы является работа по формированию нравственных представлений. Как известно, ведущая роль в воспитании духовно-нравственных ориентиров и нравственного поведения принадлежит начальному школьному возрасту. Он выделяется, как наиболее благоприятный период для интенсивного формирования нравственных представлений.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как М.В. Шевченко, Е.А. Геник, Л.М. Веккер, Л.И. Чернышова, М.С. Кагана Б.М. Неменский, A. В. Елисеева, М. Рокич, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, B. В. Давыдова и др., а также проведенная проектировочная исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психо лого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственные представления», это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. (Л.И. Чернышова)
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как Е.В. Вялкова, C. И. Варюхина, Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.Ф. Шубина, А.В. Торшина и др. мы определяем сформированность нравственных представлений младших школьников в единстве трех критериев: когнитивному, отражающему уровень осмысления и осознания школьником нравственных категорий, систем взглядов на окружающий мир (его представления, понятия, взгляды), знания норм общественной морали, принципов показателях отношения к другому человеку, людям, их поступкам; способностью к сочувствию, сопереживанию и выражается в эмоциональных реакциях, и оценках, включающих нравственные чувства, нравственные переживания; деятельностно-творческому характеризующемуся наличием нравственных качеств и умений, способностью вести себя в соответствии с нравственными нормами: помогать родным и друзьям, уважительно относится к окружающим, быть трудолюбивым, создавать творческую атмосферу вокруг себя, визуализировать собственные нравственные позиции в продуктах творчества. способностью
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования нравственных представлений. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании нравственных категорий, систем взглядов на окружающий мир (представлений, понятий, взглядов), знаний норм общественной морали, принципов и правил поведения в обществе (когнитивный компонент). Особенности эмоциональности младших школьников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивость к другим людям, их поступкам; умении детей сочувствовать, сопереживать ближнему (эмоциональный критерий). При выборе тематики урока, педагогу необходимо выстраивать свою деятельность, так, чтобы ребенок стремился помогать одноклассникам, уважительно относится к окружающим, быть трудолюбивым, создавать творческую атмосферу вокруг себя, визуализировать собственные нравственные позиции в продуктах творчества (деятельностно-творческий критерий).
3. Таким образом, рассмотрев сущность художественно-творческой деятельности, её роль, можно сделать вывод, что данное направление является эффективным средством в формировании нравственных представлений. Значение занятий художественно-творческой деятельностью для формирования нравственных представлений заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Художественно-творческая деятельность помогает воспитывать у детей любовь ко всему лучшему, справедливому, помогает углублению тех благородных чувств, которые у них возникают.
Обеспечить высокий уровень сформированности нравственных представлений возможно только в ходе целенаправленной, систематической, планомерной, организованной педагогом художественно-творческой деятельности детей, подразумевающей сочетание разнообразных форм, методов и средств организации художественно-творческой деятельности.
4. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач нравственного воспитания, и проведен комплекс заданий по художественно-творческой деятельности. В содержание комплекса заданий по художественно-творческой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации художественно-творческой деятельности обеспечил положительный результат в формировании нравственных представлений, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа продуктов художественно-творческой деятельности младших школьников.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как М.В. Шевченко, Е.А. Геник, Л.М. Веккер, Л.И. Чернышова, М.С. Кагана Б.М. Неменский, A. В. Елисеева, М. Рокич, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, B. В. Давыдова и др., а также проведенная проектировочная исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психо лого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственные представления», это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. (Л.И. Чернышова)
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как Е.В. Вялкова, C. И. Варюхина, Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.Ф. Шубина, А.В. Торшина и др. мы определяем сформированность нравственных представлений младших школьников в единстве трех критериев: когнитивному, отражающему уровень осмысления и осознания школьником нравственных категорий, систем взглядов на окружающий мир (его представления, понятия, взгляды), знания норм общественной морали, принципов показателях отношения к другому человеку, людям, их поступкам; способностью к сочувствию, сопереживанию и выражается в эмоциональных реакциях, и оценках, включающих нравственные чувства, нравственные переживания; деятельностно-творческому характеризующемуся наличием нравственных качеств и умений, способностью вести себя в соответствии с нравственными нормами: помогать родным и друзьям, уважительно относится к окружающим, быть трудолюбивым, создавать творческую атмосферу вокруг себя, визуализировать собственные нравственные позиции в продуктах творчества. способностью
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования нравственных представлений. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании нравственных категорий, систем взглядов на окружающий мир (представлений, понятий, взглядов), знаний норм общественной морали, принципов и правил поведения в обществе (когнитивный компонент). Особенности эмоциональности младших школьников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивость к другим людям, их поступкам; умении детей сочувствовать, сопереживать ближнему (эмоциональный критерий). При выборе тематики урока, педагогу необходимо выстраивать свою деятельность, так, чтобы ребенок стремился помогать одноклассникам, уважительно относится к окружающим, быть трудолюбивым, создавать творческую атмосферу вокруг себя, визуализировать собственные нравственные позиции в продуктах творчества (деятельностно-творческий критерий).
3. Таким образом, рассмотрев сущность художественно-творческой деятельности, её роль, можно сделать вывод, что данное направление является эффективным средством в формировании нравственных представлений. Значение занятий художественно-творческой деятельностью для формирования нравственных представлений заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Художественно-творческая деятельность помогает воспитывать у детей любовь ко всему лучшему, справедливому, помогает углублению тех благородных чувств, которые у них возникают.
Обеспечить высокий уровень сформированности нравственных представлений возможно только в ходе целенаправленной, систематической, планомерной, организованной педагогом художественно-творческой деятельности детей, подразумевающей сочетание разнообразных форм, методов и средств организации художественно-творческой деятельности.
4. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач нравственного воспитания, и проведен комплекс заданий по художественно-творческой деятельности. В содержание комплекса заданий по художественно-творческой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации художественно-творческой деятельности обеспечил положительный результат в формировании нравственных представлений, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа продуктов художественно-творческой деятельности младших школьников.
Подобные работы
- Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале сказок народов Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных установок у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетических представлений у младших школьников в условиях танцевальной студии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



