Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности

Работа №98550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущностная характеристика понятия «нравственные представления»8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных
представлений у младших школьников 18
1.3. Художественно-творческая деятельность, как средство формирования
нравственных представлений у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностическое исследование по выявлению уровней сформированности нравственных представлений у младших школьников на констатирующем этапе проектировочной работы 30
2.2. Содержание проектировочной работы по формированию
нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность проблемы нравственного становления подрастающего поколения обусловлена стоящими перед системой образования задачами, сформулированными в нормативно-законодательных документах Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» 2013г. [30], Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) [44], Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ [20], «Стратегия развития воспитания в РФ на период 2025» [39].
Программа нравственного воспитания обучающихся, преследует следующую цель: создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравственного развития и становления личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов, определяющих духовные и душевные качества, необходимые человеку в трудовой и личной жизни. Исходя из содержания, программа нравственного воспитания должна быть направлена на «раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» [20].
Проблема педагогической диагностики сформированности нравственных представлений с наибольшей полнотой рассматривается в научных трудах, посвящённых детям школьного возраста (М. Рокич, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, В.В. Давыдов) В исследованиях авторами поднимаются и решаются следующие вопросы: выделение критериев нравственной воспитанности личности школьника (М. Рокич, Е.Ф. Шубина); определение показателей и их видов - количественных и качественных (М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова).
Переход отечественного образования к стандартам нового поколения, ориентирующим учебно-воспитательный процесс на подготовку специалистов, которые будут способны решать сложные, нестандартные профессиональные задачи в высокотехнологичном мире, а также понимание того, что решение этой задачи возможно только при условии всестороннего развития личности учащихся, основанного на духовно-нравственном становлении, стимулировали педагогов обратиться к вопросу о роли творчества в процессе образования.
В ФГОС НОО подчёркивается значение основного и дополнительного образования детей, способствующих становлению мотивации к познанию и творчеству, развитию творческих способностей в различных видах и направлениях образовательной деятельности, раскрытию творческого потенциала учащихся как в динамичных социально-экономических условиях, так и в собственных жизненных интересах, в том числе средствами искусства.
Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека, освоение которой, предполагает овладение видами, формами, способами и средствами творческой деятельности. О важности искусства для развития личности писали Я.А. Коменский, В.В. Зеньковский, Л.С. Выгодский, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман. Проблеме формирования нравственных качеств личности посредством интеграции искусств и влияния воспитательной роли природы посвятил многие свои труды В.А. Сухомлинский.
О важной задаче творчества, как содействие духовно-нравственному развитию личности говорили В.П. Анисимов, Д.К. Бартош, О.С. Булатова, Ю.Н. Григорович и др. Сущность формирования художественной культуры школьников определена в работах А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, П.И. Выготского, М.С. Кагана, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта, и др.
Не следует забывать, что в обществе вопросы формирования нравственных представлений молодого поколения не однозначны, а причины следующие: отсутствие положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; отсутствие систематической работы по нравственному развитию и воспитанию в образовательных организациях; отсутствие профессионально-организованной среды для культурно-досуговой работы с подрастающим поколением.
Анализ научно-педагогической литературы и практики выявил ряд следующих противоречий:
— между потребностью общества в формировании нравственных представлений подрастающего поколения и недостаточной готовностью всех субъектов образовательного процесса к его реализации;
— между потенциалом художественно-творческой деятельности в нравственном воспитании детей и недостаточной теоретико-методической разработанностью в этом вопросе.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Формирование нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственные представления».
2. Выявить психолого-педагогические условия формирования нравственных представлений у младших школьников в художественно-творческой деятельности.
3. Раскрыть потенциал художественно-творческой деятельности в формировании нравственных представлений у младших школьников.
4. На констатирующем этапе проектировочной работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику по формированию нравственных представлений у младших школьников.
5. Реализовать комплекс заданий по художественно-творческой деятельности на формирующем этапе проектировочной работы, сделать выводы:.
Теоретическая основа: идеи русской педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); положения о специфике формирования нравственных представлений младших школьников (Е.А. Геник, М.В. Шевченко, Л.М. Веккер, Л.И. Чернышова, А.В Елисеева); труды, рассматривающие проблему педагогической диагностики нравственной воспитанности младших школьников (М. Рокич, Е.В Вялкова, С.И Варюхина, Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, В.В. Давыдов); труды, рассматривающие психологию личности младшего школьника (А.А Люблинская, В.А Крутецкий, Л.С. Славина, И.В. Дубравина); идеи формирования художественной культуры школьников (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Б.М. Неменский, В.Г. Гурова, Л.А. Неменская).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-творческой деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и дополнительного образования, в организации классно-урочной и внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №115- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Екатеринбурга, в котором приняли участие 25 учащихся 4 «А» класса.
Проектировочная работа по формированию нравственных представлений у младших школьников осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выявились психолого-педагогические особенности младших школьников; определился потенциал художественно-творческой деятельности в формировании нравственных представлений; был разработан диагностический инструментарий для выявления уровня нравственных представлений у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственных представлений у младших школьников; разрабатывалось содержание комплекса заданий; определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев и показателей; осуществлялось проведение разработанного нами комплекса заданий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Существенную озабоченность современного российского общества вызывает искаженность нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. В силу чего, одним из центральных направлений работы является работа по формированию нравственных представлений. Как известно, ведущая роль в воспитании духовно-нравственных ориентиров и нравственного поведения принадлежит начальному школьному возрасту. Он выделяется, как наиболее благоприятный период для интенсивного формирования нравственных представлений.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как М.В. Шевченко, Е.А. Геник, Л.М. Веккер, Л.И. Чернышова, М.С. Кагана Б.М. Неменский, A. В. Елисеева, М. Рокич, Е.Ф. Шубина, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, B. В. Давыдова и др., а также проведенная проектировочная исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психо лого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственные представления», это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. (Л.И. Чернышова)
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как Е.В. Вялкова, C. И. Варюхина, Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.Ф. Шубина, А.В. Торшина и др. мы определяем сформированность нравственных представлений младших школьников в единстве трех критериев: когнитивному, отражающему уровень осмысления и осознания школьником нравственных категорий, систем взглядов на окружающий мир (его представления, понятия, взгляды), знания норм общественной морали, принципов показателях отношения к другому человеку, людям, их поступкам; способностью к сочувствию, сопереживанию и выражается в эмоциональных реакциях, и оценках, включающих нравственные чувства, нравственные переживания; деятельностно-творческому характеризующемуся наличием нравственных качеств и умений, способностью вести себя в соответствии с нравственными нормами: помогать родным и друзьям, уважительно относится к окружающим, быть трудолюбивым, создавать творческую атмосферу вокруг себя, визуализировать собственные нравственные позиции в продуктах творчества. способностью
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования нравственных представлений. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании нравственных категорий, систем взглядов на окружающий мир (представлений, понятий, взглядов), знаний норм общественной морали, принципов и правил поведения в обществе (когнитивный компонент). Особенности эмоциональности младших школьников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивость к другим людям, их поступкам; умении детей сочувствовать, сопереживать ближнему (эмоциональный критерий). При выборе тематики урока, педагогу необходимо выстраивать свою деятельность, так, чтобы ребенок стремился помогать одноклассникам, уважительно относится к окружающим, быть трудолюбивым, создавать творческую атмосферу вокруг себя, визуализировать собственные нравственные позиции в продуктах творчества (деятельностно-творческий критерий).
3. Таким образом, рассмотрев сущность художественно-творческой деятельности, её роль, можно сделать вывод, что данное направление является эффективным средством в формировании нравственных представлений. Значение занятий художественно-творческой деятельностью для формирования нравственных представлений заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Художественно-творческая деятельность помогает воспитывать у детей любовь ко всему лучшему, справедливому, помогает углублению тех благородных чувств, которые у них возникают.
Обеспечить высокий уровень сформированности нравственных представлений возможно только в ходе целенаправленной, систематической, планомерной, организованной педагогом художественно-творческой деятельности детей, подразумевающей сочетание разнообразных форм, методов и средств организации художественно-творческой деятельности.
4. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач нравственного воспитания, и проведен комплекс заданий по художественно-творческой деятельности. В содержание комплекса заданий по художественно-творческой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации художественно-творческой деятельности обеспечил положительный результат в формировании нравственных представлений, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа продуктов художественно-творческой деятельности младших школьников.


1. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1975. - 254с.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. : Т.Я. Шпикаловой; Г.А. Поровской. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
3. Волков, И.П. Учим творчеству. [Текст] / М.: Просвящение, 1986.
4. Выготский, JI.C. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. М.:Педагогика, 1991 480 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1991. - 294 с.
6. Вялкова Е.В. Формирование нравственных представлений
и умений школьников [Электронный ресурс] URL:
http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3519.pdf
7. Геник Е.А. Нравственные представления дошкольников
образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом
[Электронный ресурс] URL:
ftp://samgum.ru/Vestnik/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%A1%D0%B0%D0%93%D0%90_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB_2009-01/66-74.pdf
8. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. [Текст] / М., 2004
9. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. URL:http://ro6^/collections/95_v-dal-and-his-dictionary(дата обращения 06.09.2016).
10. Данилюк, А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников [Текст] / А. Я. Данилюк. // Педагогика. - 2008. - №9. - С.63-88
11. Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно¬эстетической культуры школьников: дис.канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /
A. В. Елисеева, Саратов, - 1996. - 182 с.
12. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] : учеб. пособие /
B. В. Зеньковский. - Екатеринбург : [б. и.], 1995. - 348 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2002. - 417 с.
14. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. [Текст] /М.: Изд-во Моск. психолого-социального института: Воронеж: Изд-во НПО Модек, 2002. 640 с.
15. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
16. КаптеревП. Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // Избр. пед.сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - С.105.
17. Коган, Л.Н. Социология культуры [Текст] : учеб. пособие / Л.Н. Коган. - Екатеринбург : УРГУ, 1992. - 391 с.
18. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы [Текст] : метод. пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов школы, а также родителей / сост. Н.В. Наконешнюк. Прокопьевский район, 2015. 101 с.
19. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М. : Юридическая литература, 1993. - 156 с.
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 26 с.
21. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:www.lib.smr.ru.
22. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А.С. Макаренко. М. : Учпедгиз, 1940. 120 с.
23. Макаренко, А.С. Проектировать лучшее в человеке [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Университет, 1989. - 416 с.
24. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника [Текст] / И.С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. - 368 с.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с. 27
26. Мы живем среди людей: материалы в помощь воспитанию культуры поведения [Текст] / Гос. юнош. б-ка Рос. Федерации . - М., 1992. - 31 с.
27. Народное искусство в воспитании детей : кн. для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст] / под ред. Т. С. Комаровой. - М., 2000. - 256 с.
28. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию - URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm(дата обращения: 10.09.2015).
29. Никитина, Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. - URL: http://www.pedagogikacultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm
30. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 144 с. - (Законы и кодексы). 17
31. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 120 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М. : А Темп, 2015. 896 с.
32. Печко Л.П. Творческая деятельность школьников». [Текст] /М.: Педагогика, 1984. 187 с.
33. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просещение, 1996 - 432 с.
34. Примерная основная образовательная программа начального
общего образования [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15) URL:
http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc (дата
обращения 20.03.2017).
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб.: Питер, - 2015 - 718 с.
36. Сергеева Б.В., Шерстюк А.Е. Средства нравственного воспитания
младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла// Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3 URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=24688 (дата обращения:
09.11.2017).
37. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. М. : Покров, 2004. 55с.
38. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1998 - 512 с.
39. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#review (дата обращения 5.02.2017).
40. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. [Текст] / В.А.Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979-1987. - Т.2. - 1980. - 383с.
41. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 3-х т. Т. 1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. ^L : Педагогика, 1979. 560 с.
42. Творчество и педагогика [Текст] : матер. всесоюз. науч.-практ. конф. : сб. ст. / под ред. Л.П. Буевой. - М., 1988. - 262 с.
43. Уроки нравственности-2: книга учителя: тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока / [и др.] ; Автор Альберт Лиханов, Ирина Антонова. - Москва : Детство. Отрочество. Юность, 2007. - 256 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург : Ажур, 2017. 36с.
45. Шевченко М.В., Галимская О.Г. Особенности применения методов формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / URL:http://sibac.info/17334
46. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников [Текст] / М.И. Шилова. - М.:Педагогика, 1990. - 144с.
47. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в художественном образовании
в средней общеобразовательной школе: теоретические обоснования систе мы обучения и воспитания [Текст]: дис. д-ра пед. наук / Т.Я. Шпикалова. - М., 1988. - 346 с.
48. Щукина, Г.И. Классификация методов воспитания [Электронный ресурс] / Г.И. Щукина. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=9145.
49. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст]: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с.
50. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст] / Б.Г. Эльконин. - М.: Академия. 2001. - 140 с.
51. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Ленато. Акт, Фонд «Университетская книга», 1996.-312 с
52. Юсов Б. П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] / Б. П. Юсов // Педагогика искусства: В творческом поиске: материалы Всерос. совещания-семинара, 3-6 дек. 1996 г., Самара.
— М.; Самара: ИЦЭВ РАО, Самар. ИПРО, 1996. — С. 28
53. Юсов Б. П. Предисловие // Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. - Луганск, 1990. - С.6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ