Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников 16
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Диагностическое исследование уровня развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 31
2.2 Содержание опытно-поисковой работы по развитию эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Характеристика понятия «эмоциональная отзывчивость» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников 16
1.3 Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Диагностическое исследование уровня развития эмоциональной
отзывчивости у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 31
2.2 Содержание опытно-поисковой работы по развитию эмоциональной
отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным. Детская агрессивность, а порой даже жестокость в последние десятилетие бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у родителей, педагогов. Напротив, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности современного человека.
В дошкольном возрасте ребенок включается во взрослую жизнь, в мир разнообразных отношений и видов деятельности. Ребенок осознает силу собственной мысли, эмоций, и поступков. В различных видах самостоятельной деятельности ребенок воплощает свои представления и взгляды, свое отношение к людям, животным, окружающей природе. В процессе игры, познавательной или изобразительной деятельности у ребенка формируется культура отношений, поведения, общая культура. О том, что образование дошкольников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических и нравственных качеств, сказано в Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).
С периода дошкольного детства необходимо учить ребенка замечать прекрасное, вокруг себя, в человеке, видеть красоту мира искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусств и явления в жизни, развивать художественно- творческие способности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подтверждает данное утверждение [58], целевыми ориентирами образовательной области «художественно-эстетическое развитие» является: формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений искусства и мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру; воспитание элементарных представлений о видах искусства; понимание музыки, художественной литературы, фольклора; побуждение к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В требованиях к результатам воспитанников дошкольной образовательной организации (далее ДОО) описаны следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования[58]: ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается находить решения в конфликтах; может выражать свои мысли и желания. Эти ориентиры говорят о необходимости развития эмоциональной отзывчивости у детей с периода дошкольного детства.
Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, С.А. Курносова, Б.М. Теплов. Рассматривая проблему развития эмоциональной отзывчивости ребенка, В.С. Мухина говорит, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою выразительность. А.В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывал на то, что развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Вместе с тем развитие эмоций, по мнению А.В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, т.к. для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям. Отмечая значимость развития эмоциональной отзывчивости ребенка, А.В. Запорожец констатировал [22], что эмоции дошкольника необходимо воспитывать и развивать в деятельности.
На сегодняшний день тему эмоциональной отзывчивости изучает С.А. Курносова, которая в своих работах утверждает, что «эмоциональная отзывчивость - личностное системное образование, имеющее физиологическую, интуитивную основу, включающее в себя эмоционально-оценочное отношение к ситуациям и явлениям, приводящее к накоплению индивидуального эмоционального опыта» [32, с. 74].
В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально сопереживать главным героям и происходящим событиям, запечатленным в произведениях художников. Далее у ребенка обязательно возникает желание выразить свое отношение, в различных видах деятельности, например, разыграть увиденное событие, или придумать диалог между главными героями, и конечно нарисовать понравившегося героя.
Существует множество средств развития эмоциональной отзывчивости, но мы более подробно остановимся на изобразительной деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко затрагивает ребенка, вызывает положительные эмоции.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести на этапе опытно-поисковой работы комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические задания и провести начальную диагностику по выявлению уровней эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
5. Разработать и провести комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Н.А. Ветлугиной, Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, В.Б. Косминской, В.К. Вилюнаса, В.С. Мухиной, И.А. Лыковой, Б.М. Теплова, Я.З. Неверовича и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно- поисковой работы.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ ДС №32 комбинированного вида Свердловской области г. Краснотурьинска, в котором приняли участие 22 ребенка старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 64 источника, приложение.
В дошкольном возрасте ребенок включается во взрослую жизнь, в мир разнообразных отношений и видов деятельности. Ребенок осознает силу собственной мысли, эмоций, и поступков. В различных видах самостоятельной деятельности ребенок воплощает свои представления и взгляды, свое отношение к людям, животным, окружающей природе. В процессе игры, познавательной или изобразительной деятельности у ребенка формируется культура отношений, поведения, общая культура. О том, что образование дошкольников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических и нравственных качеств, сказано в Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).
С периода дошкольного детства необходимо учить ребенка замечать прекрасное, вокруг себя, в человеке, видеть красоту мира искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусств и явления в жизни, развивать художественно- творческие способности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) подтверждает данное утверждение [58], целевыми ориентирами образовательной области «художественно-эстетическое развитие» является: формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений искусства и мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру; воспитание элементарных представлений о видах искусства; понимание музыки, художественной литературы, фольклора; побуждение к сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В требованиях к результатам воспитанников дошкольной образовательной организации (далее ДОО) описаны следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования[58]: ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается находить решения в конфликтах; может выражать свои мысли и желания. Эти ориентиры говорят о необходимости развития эмоциональной отзывчивости у детей с периода дошкольного детства.
Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, С.А. Курносова, Б.М. Теплов. Рассматривая проблему развития эмоциональной отзывчивости ребенка, В.С. Мухина говорит, что в дошкольном возрасте, дети находятся в плену эмоций. Чувства в основном преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою выразительность. А.В. Запорожец, изучая вопрос о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка, указывал на то, что развитие эмоций имеет огромное значение для разработки проблем онтогенеза человеческой психики. Вместе с тем развитие эмоций, по мнению А.В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, т.к. для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными навыками и знаниями, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям. Отмечая значимость развития эмоциональной отзывчивости ребенка, А.В. Запорожец констатировал [22], что эмоции дошкольника необходимо воспитывать и развивать в деятельности.
На сегодняшний день тему эмоциональной отзывчивости изучает С.А. Курносова, которая в своих работах утверждает, что «эмоциональная отзывчивость - личностное системное образование, имеющее физиологическую, интуитивную основу, включающее в себя эмоционально-оценочное отношение к ситуациям и явлениям, приводящее к накоплению индивидуального эмоционального опыта» [32, с. 74].
В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально сопереживать главным героям и происходящим событиям, запечатленным в произведениях художников. Далее у ребенка обязательно возникает желание выразить свое отношение, в различных видах деятельности, например, разыграть увиденное событие, или придумать диалог между главными героями, и конечно нарисовать понравившегося героя.
Существует множество средств развития эмоциональной отзывчивости, но мы более подробно остановимся на изобразительной деятельности, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко затрагивает ребенка, вызывает положительные эмоции.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести на этапе опытно-поисковой работы комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «эмоциональная отзывчивость».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические задания и провести начальную диагностику по выявлению уровней эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
5. Разработать и провести комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Н.А. Ветлугиной, Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожца, А.Д. Кошелевой, В.Б. Косминской, В.К. Вилюнаса, В.С. Мухиной, И.А. Лыковой, Б.М. Теплова, Я.З. Неверовича и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно- поисковой работы.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ ДС №32 комбинированного вида Свердловской области г. Краснотурьинска, в котором приняли участие 22 ребенка старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 64 источника, приложение.
Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности».
Наша работа была направлена на развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал: по словарю С.И. Ожегова эмоция - это душевное переживание в результате влияния раздражителей.
Отзывчивость - это эмоциональная реакция, включающая сопереживание и сочувствие (А.В. Запорожец).
Эмоциональную отзывчивость можно отнести к нравственным качествам личности, т.к. указывает на способность к небезразличному отношению человека к переживаниям других людей, живых существ, наделенных человеческими чертами объектов. (Л.С. Выготский).
По мнению Л.С., Выготского [22] развитие эмоциональной отзывчивости является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников понимается педагогами - как развитие способности сопереживать окружающим людям, животным, - соотносить факты с жизненным опытом.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Гаврилова, и др.), мы определяем эмоциональную отзывчивость в единстве трех компонентов: эмоционального, действенного и когнитивного. Эмоциональный компонент проявляется - во внешнем выражении сопереживания, эмпатического реагирования; действенный - в потребности благополучия другого человека; когнитивный - в правильном определении эмоционального состояния другого человека.
2. После изучения психолого-педагогических особенностей развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, отметим, что выделенный компонент эмоциональной отзывчивости - эмоциональный - является достаточно развитым, по мнению исследователей: дети способны ощущать радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимать их причины, как он их воспринимает. Действенный компонент в дошкольном возрасте проявляется следующим образом: ребенок передает то или иное состояние другого (эмоционально-утешительная реакция), испытывает неадекватные этому состоянию эмоции (например, жалость в ответ на его плач и гнев, направленные на обидчика).
Дети дошкольного возраста способны к оказанию взаимопомощи, и формы ее могут быть разнообразными. Это дружелюбное отношение к товарищам; сочувствие их переживаниям; активность в поиске способов помочь им. Дети в доступной им форме выражают внимание к своим сверстникам, утешают при огорчении, помогают выполнить трудное задание, делятся игрушками. Действенный компонент будет проявляться в зависимости от сложности предлагаемых обстоятельств.
Отличным средством развития эмоционального мира детей является изобразительная деятельность. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, т.к. ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Изобразительная деятельность раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
3. В рамках данной работы за основу принимаем определение изобразительной деятельности, данное В.Б. Косминской, где под изобразительной деятельности она понимает «...художественную деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графике и пластической форме» [29, с.62]. Изобразительная деятельность содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Процесс творчества также эмоционально насыщен, художник (ребенок или взрослый), выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержанием создаваемого образа.
В процессе понимания произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержания произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора. Благодаря изобразительной деятельности дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у детей развивается эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности.
4. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости состояла из констатирующего этапа.
На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на базе МАДОУ Детский сад №32 комбинированного вида Свердловской области, города Краснотурьинска.
Детям старшего дошкольного возраста в большинстве свойственна способность к содействию в благополучии другого человека, они интересуются его состоянием, способны оказать помощь без напоминания.
Почти у половины детей выявляемые качества развиты недостаточно, а у трети детей развиты слабо. Этим детям либо не свойственна эмоциональная отзывчивость совсем, либо они ее не проявляют по каким- либо причинам.
У части детей слабо развита способность, устанавливать взаимосвязь между эмоцией и причиной ее возникновения, им сложно предложить помощь товарищу, либо они не считают нужным это сделать, либо относятся с удовольствием к своему положению и злорадствуют положению товарища.
5. Педагогическая деятельность показала, что для развития эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности необходимы следующие этапы:
1) Накопление впечатлений, умение передавать характерные особенности различных образов, используя выразительно-изобразительные средства;
2) Создание условий для возможности проявлять сочувствие, эмоциональную отзывчивость к сверстнику;
3) Умение детей передавать отношение к предметам искусства, к своей работе, умение анализировать и определять эмоциональный посыл, настроение в работах художников, композиторов, поэтов;
4) Умение передавать образы, используя различные материалы и инструменты, техники.
Знакомя детей с произведением искусства, мы помогали ему попасть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Вместе с ними исследовали эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивалось. Исследовав произведение, таким образом, предлагалось детям создать свою композицию по поводу данного произведения. Детей увлекают такие путешествия, они активно включаются в процесс восстановления исходных событий, прогнозирования событий, которые могут произойти с героями. Необходимо было использовать сюрпризные, развлекательные моменты, использовать интересные техники рисования, богатый наглядный материал, разнообразные средства, которые способствовали развитию эстетического восприятия. Благодаря этому дети с удовольствием выполняли задания, активно принимали участие в изобразительной деятельности.
Итак, развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной организации изобразительной деятельности, если:
- Развитие эмоциональной отзывчивости будет строиться как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком эмоциональной отзывчивости, выражающееся в понимании различных эмоциональных состояний и форм; причин соответствующих проявлений эмоционального состояния людей и умений отзываться на эти проявления; умений сопереживать и сочувствовать; стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи окружающим;
- Содержание педагогической работы составят разнообразные виды изобразительной деятельности старшего дошкольника: рисование, лепка, аппликация, конструирование, воспитатель использует личностно-ориентированное общение, т.е. субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми - педагог как равноправный партнер по игре.
Но, в то же время, работа на этом не закончена, так как диагностика показала, что не у всех детей высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости, поэтому необходимо продолжать работу по совершенствованию способности эмоциональной отзывчивости.
Наша работа была направлена на развитие у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал: по словарю С.И. Ожегова эмоция - это душевное переживание в результате влияния раздражителей.
Отзывчивость - это эмоциональная реакция, включающая сопереживание и сочувствие (А.В. Запорожец).
Эмоциональную отзывчивость можно отнести к нравственным качествам личности, т.к. указывает на способность к небезразличному отношению человека к переживаниям других людей, живых существ, наделенных человеческими чертами объектов. (Л.С. Выготский).
По мнению Л.С., Выготского [22] развитие эмоциональной отзывчивости является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников понимается педагогами - как развитие способности сопереживать окружающим людям, животным, - соотносить факты с жизненным опытом.
На основе анализа литературы, и позиции ряда авторов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Гаврилова, и др.), мы определяем эмоциональную отзывчивость в единстве трех компонентов: эмоционального, действенного и когнитивного. Эмоциональный компонент проявляется - во внешнем выражении сопереживания, эмпатического реагирования; действенный - в потребности благополучия другого человека; когнитивный - в правильном определении эмоционального состояния другого человека.
2. После изучения психолого-педагогических особенностей развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, отметим, что выделенный компонент эмоциональной отзывчивости - эмоциональный - является достаточно развитым, по мнению исследователей: дети способны ощущать радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимать их причины, как он их воспринимает. Действенный компонент в дошкольном возрасте проявляется следующим образом: ребенок передает то или иное состояние другого (эмоционально-утешительная реакция), испытывает неадекватные этому состоянию эмоции (например, жалость в ответ на его плач и гнев, направленные на обидчика).
Дети дошкольного возраста способны к оказанию взаимопомощи, и формы ее могут быть разнообразными. Это дружелюбное отношение к товарищам; сочувствие их переживаниям; активность в поиске способов помочь им. Дети в доступной им форме выражают внимание к своим сверстникам, утешают при огорчении, помогают выполнить трудное задание, делятся игрушками. Действенный компонент будет проявляться в зависимости от сложности предлагаемых обстоятельств.
Отличным средством развития эмоционального мира детей является изобразительная деятельность. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, т.к. ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Изобразительная деятельность раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
3. В рамках данной работы за основу принимаем определение изобразительной деятельности, данное В.Б. Косминской, где под изобразительной деятельности она понимает «...художественную деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графике и пластической форме» [29, с.62]. Изобразительная деятельность содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Процесс творчества также эмоционально насыщен, художник (ребенок или взрослый), выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержанием создаваемого образа.
В процессе понимания произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержания произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему. Художественные образы воздействуют на его чувства и сознание, влияют на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора. Благодаря изобразительной деятельности дошкольники начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у детей развивается эстетический вкус, способность различать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности.
4. Опытно-поисковая работа по развитию эмоциональной отзывчивости состояла из констатирующего этапа.
На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на базе МАДОУ Детский сад №32 комбинированного вида Свердловской области, города Краснотурьинска.
Детям старшего дошкольного возраста в большинстве свойственна способность к содействию в благополучии другого человека, они интересуются его состоянием, способны оказать помощь без напоминания.
Почти у половины детей выявляемые качества развиты недостаточно, а у трети детей развиты слабо. Этим детям либо не свойственна эмоциональная отзывчивость совсем, либо они ее не проявляют по каким- либо причинам.
У части детей слабо развита способность, устанавливать взаимосвязь между эмоцией и причиной ее возникновения, им сложно предложить помощь товарищу, либо они не считают нужным это сделать, либо относятся с удовольствием к своему положению и злорадствуют положению товарища.
5. Педагогическая деятельность показала, что для развития эмоциональной отзывчивости в изобразительной деятельности необходимы следующие этапы:
1) Накопление впечатлений, умение передавать характерные особенности различных образов, используя выразительно-изобразительные средства;
2) Создание условий для возможности проявлять сочувствие, эмоциональную отзывчивость к сверстнику;
3) Умение детей передавать отношение к предметам искусства, к своей работе, умение анализировать и определять эмоциональный посыл, настроение в работах художников, композиторов, поэтов;
4) Умение передавать образы, используя различные материалы и инструменты, техники.
Знакомя детей с произведением искусства, мы помогали ему попасть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Вместе с ними исследовали эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивалось. Исследовав произведение, таким образом, предлагалось детям создать свою композицию по поводу данного произведения. Детей увлекают такие путешествия, они активно включаются в процесс восстановления исходных событий, прогнозирования событий, которые могут произойти с героями. Необходимо было использовать сюрпризные, развлекательные моменты, использовать интересные техники рисования, богатый наглядный материал, разнообразные средства, которые способствовали развитию эстетического восприятия. Благодаря этому дети с удовольствием выполняли задания, активно принимали участие в изобразительной деятельности.
Итак, развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной организации изобразительной деятельности, если:
- Развитие эмоциональной отзывчивости будет строиться как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком эмоциональной отзывчивости, выражающееся в понимании различных эмоциональных состояний и форм; причин соответствующих проявлений эмоционального состояния людей и умений отзываться на эти проявления; умений сопереживать и сочувствовать; стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи окружающим;
- Содержание педагогической работы составят разнообразные виды изобразительной деятельности старшего дошкольника: рисование, лепка, аппликация, конструирование, воспитатель использует личностно-ориентированное общение, т.е. субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми - педагог как равноправный партнер по игре.
Но, в то же время, работа на этом не закончена, так как диагностика показала, что не у всех детей высокий уровень развития эмоциональной отзывчивости, поэтому необходимо продолжать работу по совершенствованию способности эмоциональной отзывчивости.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере татарских детских песен)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Развитие у дошкольников творческого воображения в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



