Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Воображение, как специфический и сложный психический процесс
в дошкольном возрасте 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития воображения
детей старшего дошкольного возраста 16
Глава II. ИГРА, КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Особенности творческой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Игра как развития творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста 34
Глава III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
3.1. Методики диагностического исследования развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов ... 41
3.2. Апробация комплекса игровых занятий по развитию творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста 45
3.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
Происходящие в стране изменения в области дошкольного, введение ряда нормативных документов (Федерального государственного образовательного стандарта, Федерального Закона «Об образовании в РФ» и др.) обуславливают необходимость изменений в содержании и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от организаторов процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»
В научных исследованиях доказано, что основу творческого потенциала составляет такой психический процесс личности, как воображение. Долгое время считалось, что задача учреждений дошкольного образования - научить ребенка мыслить, запоминать, решать задачи, а фантазировать, он научиться сам. Но, как показывают многочисленные исследования ученых (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.), воображение формируется в условиях специально организованного педагогического процесса. Благодаря воображению, дети лучше усваивают новый материал. Воображение выступает определителем эффективности воспитательной деятельности в детском саду. Также следует отметить, что воображение способствует саморазвитию личности и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний.
Несмотря на исследованность феномена «воображение», до сих пор ведутся дискуссии о его сущности. Существуют разные определения понятия «воображение», выделяются его разные аспекты и функции, однако необходимость развития воображения у дошкольников подчеркивают все отечественные ученые (О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др.).
Развитие воображения - это проблема, которая актуальна в настоящее время, так как сам процесс развития воображения - это неотъемлемая часть любой творческой деятельности детей. За последнее время в психолого- педагогической литературе популярен вопрос, касающийся роли воображения в умственном становлении ребёнка, а также ставится вопрос о природе механизмов формирования и развития воображения.
Изучение вопроса о природе процесса воображения у дошколят предполагает возможность комплексно подходить к обучению и воспитанию, развивать творческое мышление и воображение дошкольников. Мысли и идеи по данному вопросу встречаются в трудах ученых Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других.
Как считают многие исследователи, у ребёнка нет другого пути личностного становления, кроме творческого, которое в свою очередь связано с развитием воображения. Именно поэтому процесс социализации взаимосвязан с творчеством (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.). Креативность и его развитие является центральным и главным направлением в развитии личности. В игре креативность тесно связана со способностью к замыслу и воплощением этого замысла и комбинированием. Л. С. Выготский в своих работах отмечал, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте.
В связи с этим одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии Л. С. Выготский считал вопрос о развитии творчества у дошкольников, его значимость для общего развития и формирования личности ребенка [8]. Однако, родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей.
Объект исследования - процесс развития воображения у дошкольников
Предмет исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - обосновать, что игра является эффективным средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Методы исследования - теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы, сравнение, обобщение), эмпирические (тестирование).
База исследования - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение городского округа Верхнее Дуброво детский сад «Теремок» (МК ДОУ «Теремок»).
Юридический адрес: МК ДОУ детский сад «Теремок»: 624053, Свердловская область, р.п. Верхнее Дуброво, ул. Советская, 2А.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения.
Актуальность исследования развития воображения дошкольников в творческой деятельности в условиях ДОУ обусловлена, во-первых, изменившимися требованиями общества к результатам образования и несформированностью необходимых качеств у старших дошкольников; во- вторых, отсутствием единой точки зрения на эффективные средства развития творческого воображения у дошкольников; в-третьих, недостаточным использованием возможностей игрового творчества в развитии детского воображения в дошкольных организациях.
В теоретической части проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста. Воображение представляет собой сложный процесс, в результате которого происходит самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, реализующиеся в оригинальных продуктах деятельности. Данное определение воображения описывают такие ученые исследователи, как С.Л. Рубинштейн, С.Р. Немов, А.В. Петровский, И.В. Дубровина, Л.С. Выготский и др.
В процессе изучения возрастных особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста выявлено, что детское творческое воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства, и чаще в его это проявляется в игре, так как игра - это основной вид деятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Мало того, ребенок выходит из процессуально-бытовых игр и совершает переход к сюжетно-ролевым играм, где начинает одушевлять игрушки, перевоплощаться, комбинировать образы и преобразовывать восприятие предмета.
Замысел и способы достижения становятся управляемыми в старшем дошкольном возрасте. Воображаемые образы тесно взаимодействуют с
реальностью, и ребёнок уже не путает фантазию с реальным миром и уже четко проводит и видит эту грань.
В данном исследовании рассматривались возможности творческой деятельности в развитии воображения дошкольников. Одной из первых отечественных исследователей определение детского творчества дала
Е.А. Флерина. Творчество детей понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Анализируя особенности творческой деятельности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком результата творческой деятельности отступает на второй план. В дошкольном возрасте основные особенности творческой деятельности заключаются в создании замысла, его планировании и реализации; творчество становится особой деятельностью, превращаясь в
фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Детское творчество проявляется в различных видах детской деятельности - художественной, музыкальной, театральной, литературной, игровой. Несмотря на различие подходов к творческой деятельности, исследователи единодушны в определении ее показателей - самостоятельность, инициатива, оригинальность решения замысла, вариативность решений, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении творческих заданий.
Детское творчество тесно связано с игрой, и порой между этими процессами нет границы.
Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. В дошкольном возрасте закладываются основы творчества в игровой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Творческое воображение развивается за счет объединения и комбинирования впечатлений, образов, которые были взяты из разных источников, будь то книги или фильмы.
Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для творческого развития ребенка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их. В то же время в играх, рисунках, рассказах события, действительно имевшие место в жизни, иногда сознательно изменяются. Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - основная среда и главное условие развития детского творчества.
В практической части исследования подобраны диагностические методики для определения уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста В. Синельникова и В. Кудрявцева
«Солнце в комнате» и «Как спасти зайку». Показателями творческого воображения являются способность ребенка к преобразованию
«нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем
устранения несоответствия; а также способность превращения задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Выбрана 3-х уровневая шкала критериев, которая позволяет оценить уровень развития воображения детей подготовительной группы.
Делая выводы по проведенному исследованию, можно отметить, что результаты диагностики свидетельствуют о трудностях в преобразовании «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия; превращении задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Большинство детей не выходят за пределы ситуации выбора, используют простые однотипные решения при устранении несоответствия на картинке.
С целью развития уровня творческого воображения детей был разработан и реализован комплекс игровых занятий, который проводился поэтапно. На первом этапе работы детей знакомили с играми, обогащающими представления детей о свойствах реальных объектов и способах их преобразования и комбинирования (игра «Увеличение и уменьшение», «Фантастические предложения», «Оживший рисунок»).
На втором этапе были организованы сюжетно-ролевые игры «Школа волшебника», «Дом для феи» и другие. В ходе таких игр дети учились передавать сказочные, нереальные образы персонажей с помощью мимики, жестов, используя различные средства выразительности.
На третьем этапе развитие воображения осуществлялось в самостоятельной творческой деятельности детей. В процессе работы были организованы инновационные игровые проекты: игры-квесты, игровые чтения, семейные творческие проекты.
Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что выявлена значительная динамика по всем показателям творческого воображения у детей.
Дети научились использовать накопленный опыт для решения проблемных задач в самостоятельной творческой деятельности, преобразовывать и комбинировать свойства реальных объектов для создания новых идей и решений, переносить реальные знания в новые условные игровые ситуации. Итоги опытно-поисковой работы подтвердили эффективность использования разработанного комплекса игр для повышения уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что творческая деятельность дошкольников способствует развитию их воображения, а такие особенности игры как перевоплощение в образ, взаимоотношения различных персонажей стимулируют развитие детского творчества и являются главным условием его развития.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется продолжить работу по развитию творческого воображения средствами творческих проектов с детьми дошкольного возраста.
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой : кн. для учителя [Текст] / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1998.
2. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : Методические рекомендации / О. В. Боровик. - М. : ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112 с.
3. Брунер, Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] : Представление. Воображение у детей / Д. С. Брунер. - М. : 1977. - 304 - 319 с.
4. Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст] : Т.1 - л., /
Воображение и психологическое время // Л. М. Веккер. - 1974. - 262 - 271. Представление / воображение / : 278 - 295 с.
5. Выгодский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л. С. Выгодский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выгодский // Воображение и его развитие в детском возрасте - В 6т. - Т. 2 - М. , 1982. 436 - 455 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выгодский. - Магадан, 2012.
8. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 26 - 38.
9. Дубровина, И. В. Психология : Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
10. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52 - 59.
11. Дьяченко, О. М., Кириллова, А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44 - 51.
12. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. , Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
13. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 21-27.
14. Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения [Текст] / Е.И. Игнатьев // Вып. 76. - М., 1956.
15. Ильницкая, И., Остапенко, Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка [Текст] / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 49-53.
...