Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр

Работа №98534

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Сущность понятия «учебно-познавательная деятельность младших
школьников» 7
1.2. Методы активизации учебно-познавательной деятельности
младших школьников 19
1.3. Роль игры в активизации учебно-познавательной деятельности
младших школьников 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 46
2.1. Исследование отношения детей младшего школьного возраста к
предмету «Окружающий мир» 46
2.2. Проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы 55
2.3. Анализ результатов использования дидактических игр в работе с
детьми младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75


Актуальность исследования. Развитие отечественного образования на современном этапе определяется целями его модернизации, которая направлена на гуманизацию и обеспечение современного качества образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. Принятие ряда нормативных документов, в том числе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нацеливает образовательную организацию помимо усвоения определенного объема знаний, формировать у младших школьников универсальные учебные действия в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных областях, обеспечивающих развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию.
Принцип активности обучающегося был и остается одним из основных в педагогике. На основании анализа современной образовательной практики выявлено, что у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому главная задача учителя в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения, нацеленных на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Важное место в активизации учебно-познавательной деятельности отводится актуализации у младших школьников интереса к учению, что обосновано в трудах отечественных педагогов и психологов (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др.), которые считали, что именно интерес является основным внутренним механизмом обучения.
Познавательные интересы младших школьников формируются под влиянием разных факторов, в первую очередь учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и характеристик основного вида деятельности. Вопросами изучения учебной деятельности младших школьников, как ведущей в данном возрасте занимались такие ученые как Т.Б.Габай, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя А.К.Маркова, С.Л.Рубинштейн Д.Б.Эльконин. Структуру и особенности познавательной деятельности изучали Г.А.Абрамова, В.С.Мухина, И.П.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др. Большой вклад в решение вопросов активизации учебно-познавательной внесли И.Б.Первин, В.Ю.Селевко, Р.А.Хабиб, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.
Однако анализ практической деятельности учителей показывает, что уровень развития логического мышления и творческих способностей обучающихся, составляющих основу познавательной активности, недостаточно высок. Традиционная организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе не всегда способствует формированию у младших школьников учебно-познавательной мотивации учения. Репродуктивный способ подачи учебного материала не способствует развитию логического и творческого мышления, воображения, не вызывает интерес к учебному предмету. В связи с данными обстоятельствами необходимо искать средства, повышающие активность младших школьников в учебном процессе. Одним из эффективных средств такой деятельности являются дидактические игры. На необходимость использования дидактических игр в учебном процессе начальной школе указывали ряд ученых (В.Н.Аванесова, О.В.Коновалова, В.Н.Кругликов, и др.). Вопросы дидактического обеспечения и методики преподавания предмета «Окружающий мир» представлены в работах (Е.Д.Водопьяновой, О.Н.Лазаревой, А.А.Плешакова и др.). В данных работах много ценного и полезного, однако научные знания нуждаются в структурировании, обновлении, дидактической обработке. Поэтому возникает проблема исследования: возможно ли с помощью дидактических игр активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников на уроках «Окружающий мир»?
Таким образом, педагогическая значимость проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, ее недостаточная дидактическая проработанность определили выбор темы исследования: «Активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр».
Объектом исследования: учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: обосновать, что дидактические игры являются эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач исследования:
- рассмотреть сущность понятий «учебно-познавательная деятельность младших школьников», «активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников»;
- выделить основные методы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников;
- обосновать роль игры в активизации учебно-познавательной
деятельности младших школьников;
- исследовать отношение детей младшего школьного возраста к предмету «Окружающий мир»;
- разработать содержание дидактических игр и проанализировать результаты их применения в работе с детьми младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир».
Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный математический анализ) методы исследования.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МКОУ «Слободо¬Туринская СОШ № 2». В опытно-поисковой работе принимали участие 20 детей и 10 педагогов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (57 источников), 8 таблиц, 13 рисунков, одного приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшей задачей, стоящей на сегодня перед учреждениями общего образования, является развитие познавательной активности младших школьников.
Учебно-познавательная деятельность, является сложным по содержанию и структуре процессом, складывающимся у обучающегося не сразу. Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс. Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Активизация учебно-познавательной деятельности сложный процесс, который требует от педагога владения высоким уровнем педагогического мастерства, понимание целей применяемых форм, методов и средств обучения на уроке. Можно выделить 6 методов обучения детей младшего школьного возраста: информационно-рецептивные,
эвристические, исследовательские, репродуктивные методы, проблемное изложение, мозговой штурм. В каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает.
Общеизвестно, что, игра для младших школьников - любимая форма деятельности. Игры, организуемые на уроках, мобилизуют умственные возможности детей, развивают организаторские способности, прививают навыки самодисциплины.
Дидактические игры направлены не только на обучение учащихся, но и на развитие и воспитание. При работе с детьми младшего школьного возраста на уроках окружающего мира могут использоваться различные типы игр, например, игры-путешествия, игры-поручения, игры- предположения, игры-загадки, игры-беседы и т д.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МКОУ «Слободо-Туринская СОШ № 2». В экспериментальном исследовании приняли участие дети, учащиеся 2 класса. Количество обучающихся 20 человек.
Цель констатирующего этапа исследования - выявить отношение детей к предмету «Окружающий мир». Для определения результата была использована комплексная модифицированная методика Г.Н. Казанцевой.
По результатам исследования высокий уровень имеют 25% обучающихся (5 детей). Это дети, которые учатся хорошо или отлично. Они хотят самостоятельно добиться полных и глубоких знаний. Средний уровень преобладающий имеют 40% (8 детей). Они учат данный предмет, потому что их заставляют родители и учитель. Сами не проявляют инициативу и активного интереса. Низкий уровень - 35% имеют 7 детей. Почти большая часть детей ответили, что им совершенно не нравится предмет «Окружающий мир», так как учитель не интересно объясняет материал, работает только по учебнику, не позволяет самостоятельно работать.
Следующей методикой исследования стало анкетирование учителей на предмет использования ими в работе дидактических игр. В результате анализа данного анкетирования нами было выявлено, что постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе 4 из 10 учителей.
По результатам исследования была выявлена необходимость составления программы обучения по предмету «Окружающий мир» с использованием дидактических игр общей длительностью 16 часов. В программу вошли следующие темы: «Осенние месяцы», «Звездное небо осенью», «Осенняя прогулка», «Грибы», «Птичьи секреты», «Как разные животные готовятся к зиме».
После применения данной программы на практике было проведено и апробировано повторное исследование, направленное на диагностику эффективности проведенной работы.
Были получены следующие результаты: обучающиеся с интересом и нетерпением ждали нового урока и после звонка не хотели расходиться. В результате у 70% детей был выявлен высокий уровень, а у остальных детей - средний (30%).
Также объектом исследования стала эффективность влияния дидактических игр на развитие логического и творческого мышления.
При изучении логического мышления была использована методика «Последовательность событий», предложенной Бернштейном Н.А.
В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы, что использование дидактических игр на урока «Окружающий мир» имеет положительную динамику, так как на момент констатирующего этапа исследования преобладал низкий уровень логического мышления, а на момент формирующего этапа исследования стал преобладать высокий уровень логического мышления обучающихся. У обучающихся отмечен высокий уровень развития таких мыслительных операций как обобщение, анализ, синтез. Почти все обучающиеся способны построить логически связный рассказ, последовательное умозаключение, сделать вывод.
Для определения уровня развития творческого мышления была повторно использована методика Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур».
Анализ данных показывает, что на момент констатирующего этапа исследования преобладал низкий уровень творческого мышления, а на момент формирующего этапа исследования, после включения дидактических игр в образовательный процесс, стал преобладать высокий уровень творческого мышления обучающихся. Большинство самостоятельных работ обучающихся не шаблонные, с высокой степенью оригинальности.
Дидактические игры, часто применяемые на уроках окружающего мира, помогли активизировать у детей учебно-познавательный интерес, логическое и творческое мышление, благодаря чему они стали лучше понимать предмет и, соответственно, лучше обучаться.



1. Аванесова, Н. В. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 1992. - 215 с.
2. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. - М. : Флинта : МПСИ, 2012. - 237 с.
3. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] : монография / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2004. - 280 с.
4. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энцикл. слов. педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая кн., 2000. - 937 с.
5. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] : монография / В. А. Беликов. - М. : Акад. Естествознания, 2010. - 340 с.
6. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых / Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68-74.
7. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника : материалы симп. / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966. - С. 34-38.
8. Боженкова, Р. К. Уроки русского [Текст] : метод. материалы для преподавателя / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова. - М. : Рус. яз., 2013. - 100 с.
9. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе [Электронный ресурс] / Л. Г. Буйнов // Universum: вестн. Герценов. ун¬та. - 2011. - № 4. - С. 16-17. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?-id=16229963 (дата обращения : 11.02.2017).
10. Габай, Т. Б. Учебная деятельность и её средства [Текст] :
общественно-политическая литература / Т. В. Габай. - М.: Изд-во МГУ,
1988. - С. 192
11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
12. Дюкарева, А. М. Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] / А. М. Дюкарева // Школьная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 15-24. - URL : http://elibrary.ru/item.asp?-id=2484513 (дата обращения : 11.02.2017).
13. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - М. : Академия, 2015. - 224 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2013. - 384 с.
15. Злобина, Т. А. Читаем стихи [Текст] : учимся чувствовать, понимать, анализировать / Т. А. Злобина, А. А. Малиновский. - М. : Вербум- М, 2015. - 141 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ