ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5
1.1. Сущность здоровьесберегающих технологий в психолого -
педагогической литературе 5
1.2. Здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС дошколь-ного образования: педагогические возможности 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.22
2.1. Анализ использования здоровьесберегающих технологий в
МКДОУ №17 «Земляничка» ГО Богданович 22
2.2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в МКДОУ №17
«Земляничка» ГО Богданович 32
2.3. Методические рекомендации по здоровьесбережению у
дошкольников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Сегодня здоровьесберегающие технологии, здоровьесбережение, ФГОС и другие инновационные понятия стали активно внедряться в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем образования, воспитания, медицинского обеспечения детей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Согласно исследованиям специалистов, около76% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. Здоровые дети являются сегодня одним из важнейших факторов социально-экономического развития общества в будущем, так как способны заниматься производительно¬полезным трудом в полном объеме.
Интерес ученых к здоровью детей всегда был высоким, но последнее время он обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, «...за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу» [6, с. 119]. Наряду с семьёй и системой здравоохранения, доля вины за негативные тенденции в здоровье детей лежит и на органах образования, в том числе и дошкольного.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС - «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название «здоровьесберегающие технологии».
По определению Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - технологии, программы и методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ» [45 с. 212].
Вопросы здоровьесберегающих технологий в ДОУ раскрываются в работах Е.С. Полат, И.З. Берсеневой, Е. М. Белостоцкой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Волковой, Л.В. Гаврючиной, В.А. Гордеевой, Т.В. Кротовой, М.Н. Кузнецовой, Л.И. Лукиной, М.А. Руновой и т. д.
Однако, на наш взгляд, вопросам педагогических возможностей здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования в научной литературе уделяется недостаточно внимания.
Проблема исследования: каковы педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования?
Тема исследования: «Здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС дошкольного образования».
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС как педагогическое явление.
Предмет исследования: педагогические возможности здоровьесбе
-регающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Определить педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.
3. Раскрыть практические аспекты здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.
4. Дать методические рекомендации по здоровьесбережению у дошкольников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка результатов.
База исследования: МКДОУ №17 «Земляничка», села Коменки, городского округа Богданович.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 52 источников. Также в работе 8 приложений.
Актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий обусловлена тем, что в настоящее время, в связи с повышенными требованиями к дошкольному образованию и внедрению ФГОС ДО, возникла проблема поиска педагогических возможностей здоровьесберегающих технологий. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.
И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, получили название здоровьесберегающие технологии.
В ходе анализа литературы были выделены следующие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здорового образа жизни и коррекционные технологии.
Каждая из рассмотренных здоровьесберегающих технологий имеет оздоровительную направленность, а используя такие технологии в комплексе, в итоге способствует формированию у ребёнка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценного развития.
Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы ДО по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они смогли вырасти здоровыми и счастливыми.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС дошкольного образования - это совокупность профилактических, коррекционных и реабилитационных факторов образовательной среды по здоровьесбережению, применяемая в ходе регламентированной, нерегламентированной и досуговой форм работы в ДО.
Они обладают следующими педагогическими возможностями:
1) имеют оздоровительную направленность;
2) способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения (воспитания) с учётом способностей личности, склонностей и т.д.;
3) помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
4) прививают знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и охранять его;
5) обучают валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В ходе работы, был проведен всесторонний анализ использования и внедрение ЗСТ в МКДОУ № 17 ГО Богданович и даны методические рекомендации по здоровьесбережению у дошкольников.
Проведя констатирующий этап опытно-поисковой работы, а именно: были проанализированы следующие документы: «лист посещаемости»; «лист заболеваемости»; «лист здоровья». Были использованы следующие методы: наблюдение за детьми во время физкульт.занятий, гимнастики, физкультминуток, беседа с детьми и родителями о ЗОЖ, анализ рисунка, анкетирование родителей.
Мы пришли к выводу, что в МКДОУ № 17 « Земляничка» существует проблема формирования представлений у детей о здоровом образе жизни и высокого уровня заболеваемости среди дошкольников. Для исправления этой ситуации: проведен мониторинг состояния здоровья и физического развития воспитанников, создана благоприятная атмосфера для комфортного пребывания детей в детском саду, использовалась интеграция занятий различного содержания и валеологической направленности, создана предметно-развивающая среда. При этом активное участие в этом принимали родители. Организованы и проведены совместно с родителями мастер-классы на темы: «В здоровом теле - здоровый дух», «Здоровым быть здорово!», «Советы доктора Айболита», «Витаминный калейдоскоп», семинары - практикумы на темы: «Азбука здоровья», «Здоровье - твое богатство».
В ходе контрольного этапа опытно-поисковой работы были видны позитивные сдвиги имеющихся у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, родители стали более осознанно относиться к вопросу сохранения и укрепления здоровья своих детей.
Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень представлений, а, следовательно, и знаний о ЗОЖ у детей и родителей повысился. Отношение к проблеме ЗОЖ стало более осознанным. Следовательно, проведенная работа была результативной, а разработанные методические рекомендации по организации Клуба для родителей и детей «ЗОЖик», в котором специалисты ДОУ будут оказывать консультативную помощь родителям по вопросам здоровьесбережения детей, организовывать мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни, позволит МКДОУ №17 «Земляничка» повысить уровень работы по здоровьесбережению дошкольников.
Таким образом, цель исследования - теоретически и практически обосновать педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования выполнена.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется провести исследование на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
1. Антонова Л.Н., Шульга Т.И., Эрдынеева К.Г. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 314 с.
2. Анциферова Л.И. Социальная деятельность человека. М.: Просвещение, 1969. 156 с.
3. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. СПб.: Наука, 1993. 401с.
4. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 309 с.
5. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М.: Наука, 1976. 307 с.
6. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
7. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л.: Наука, 1987. 367 с.
8. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: краткий курс лекций. М.: Издательство Юрайт, 2013. 197 с.
9. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание, 1994. 192 с.
10. Волошина Л.А. Организация здоровьесберегающего прост-ранства Дошкольное воспитание. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 117 с.
11. Воронин A.M., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для педвузов. Брянск: Брянский государственный педагогический университет, 1997. 133 с.
12. Выготский JI.C. Вопросы теории и истории психологии: Собрание сочинений /Под ред. A.M. Матюшкина. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
13. Гейч М.Р. Точечный массаж. М.: Медицина, 1995. 182 с.
14. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007. 238 с.
15. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
16. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2011. 675 с.
17. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений / Под.ред. Козловой. С.А., Куликовой. Т.А. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
...