Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность обучающихся как средство формирования социальной активности

Работа №98532

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Основные средства формирования социальной активности
школьников 9
1.2. Проектная деятельность как средство формирования социальной
активности младших школьников 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Характеристика образовательной организации, методы изучения
социальной активности мл школьников 32
2.2. Результаты опытно - поисковой работы по формированию социальной
активности младших школьников 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Динамика происходящих изменений, непрерывное столкновение с новыми вызовами, определяют проблему введения человека во взаимодействие с окружающей средой по нескольким более важным вопросам социального развития субъекта общественного бытия. Вопрос развития социальной активности в настоящее время считается важным, особенно значителен и находится в центре внимания общества и страны. Непосредственная социальная деятельность считается наиболее важным качеством личности, которое формируется в процессе деятельности и характеризуется социально важными мотивами и приносит значительный результат [46; 17].
Анализ различных концепций образования и воспитания в историко-педагогическом плане показывает, что все они без исключения влияют на принцип активной деятельности. Педагогический подход к изучению активной деятельности индивидуума дан в работах Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. Проблема формирования творческой личности освещена в работах В.И. Андреева, М.Г. Гарунова, О.Г. Сущенко и других. Пути и средства повышения социальной активности школьников в учебном процессе представлены учеными Ш.А. Амонашвили, В.И. Бегининой, Г.И. Щукиной и др.
Суть социальной активности раскрывали Н.Т. Абрамова, Г.С. Арефьева, Л.П. Станкевич, Н.Е. Воробьева и др. В.С. Мухина проанализировала позитивные и негативные аспекты социальной активности. В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский создали теорию о биологическом и социальном характере поисковой деятельности и социальной адаптации личности.
Большое значение в формировании психолого-педагогических подходов к развитию социальной активности сыграли учения Л.И. Уманской, Л.Ф. Спирина, П.В. Конаныхина, которые в своих работах изучали процессы социальной и общественной деятельности, создавали основные принципы преподавания и воспитания социальной активности обучающихся в процессе внедрения их в общественно полезную работу [18; 78].
Благодаря надлежащим образом организованной проектной деятельности, которая определяет проблемы, важные для школьников, в начальной школе происходит формирование социальной активности. Определение «проектная деятельность» похоже на такие понятия, как «деятельность», «проект», «творческий процесс», но с другим подходом, как с точки зрения научных знаний, так и с разных позиций методологии.
Концепция «проектной деятельности» находит свое отражение на грани двух основных гуманитарных дисциплин - педагогики и психологии. Деятельность по проекту предполагает знание основ психологического содержания и закономерностей педагогического процесса [6, 56].
Теоретические вопросы обучения проектной деятельности рассматриваются в исследованиях А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других.
Изучение концепции определений, связанных с задачей исследования, изложенных в научных статьях, демонстрирует ее систематический и междисциплинарный характер. Проектирование подразумевает как действия в соответствии с реализацией изменений в окружающей среде (Дж. К. Джонс), так и руководство естественным образованием реального общества (Т.Л. Мальдонадо), а также создание и формирование плана - наброска предстоящего продукта (В. А. Моляко).
Несмотря на различные объяснения определения, все ученые, без исключения, свидетельствуют о его творческой, преобразующей форме. С проблемой проектной деятельности школьников также связаны такие понятия как: проектная ситуация (В.И. Аверченко, К.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), моделирование проекта (Н. Н. Нечаев) [11; 87].
В ходе анализа научной литературы была выявлена проблема исследования: повышение социальной активности младших школьников через проектную деятельность.
В рамках проблемы была сформулирована тема исследования: «Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности».
Объект: формирование социальной активности учащихся начальной школы.
Предмет исследования: средства формирования социальной активности школьников через проектную деятельность.
Цель: обоснование и практическая разработка педагогических средств формирования социальной активности младших школьников с помощью проектной деятельности.
Исследовательская гипотеза: во время формирования социальной активности будет обеспечено включение в проектную деятельность на основе укрепления субъект-субъектных отношений участников педагогического процесса.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования социальной активности личности младших школьников,
2. Определить основные средства формирования социальной активности школьников при включении их в проектную деятельность
3. На основе анализа средств формирования социальной активности младших школьников обосновать и реализовать на практике пути формирования социальной активности младших школьников на основе проектной деятельности в условиях МАОУ - СОШ № 2 ГО Богданович
4. Определить результативность опытно-поисковой работы путем сравнительного анализа уровня сформированностии социальной активности младших школьников до и после ее проведения.
Методологической основой исследования стали: постулаты гуманистической психологии и педагогики, реализованной в личностно¬ориентированном подходе к организации педагогического процесса (Е. В. Бондаревская, В. С. Выготский, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев и др.); педагогические теории Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского; теория развития личности, деятельность (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Караковский, Е. А. Климов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); философская теория деятельности (Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Б.С. Тюхтин и др.); понятие физиологии активности (Н.А. Бернштейн); теоретическое положение психологии деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Г. Асмолов, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев, В.И. Селиванов, К.А. Абульханова-Славская); теория отношения активности со свойствами темперамента (В.Д. Небылицын, Б.С. Мерлин, В.М. Русалов, А.И. Крупнов и др.); теория личностного воспитания в команде (П.В. Конаныхин, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Л.Ф. Спирин, Л.И. Уманский); теория образовательных систем (А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, В.А. Караковский, Н.А. Селиванова, В.Д. Семенов, А.А. Вайсбург); теория КТД (И.П. Иванов).
Методы исследования, используемые для решения задач:
- теоретические - междисциплинарный анализ научной литературы, теоретическое моделирование, методы математической статистики и обработки данных;
- эмпирические - наблюдение за школьниками в образовательной и внеучебной деятельности; анкетирование; экспертные оценки; определение социометрического статуса;
- опросник для определения направления личности, педагогический эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа:
1. На первом этапе аналитического поиска (2014-2015 гг.) был проведен анализ психологической, педагогической, социологической и методологической литературы по проблеме исследования, практика проведения образовательной работы в образовательной организации, особенности формирования социальной активности школьников, в отношении педагогического процесса МАОУ Средняя школа № 2 ГО Богданович.
2. На втором этапе экспериментального поиска (2015-2016 гг.) было проведено диагностическое определение эффективности выбранных методов и инструментов, апробация результатов исследования в практике МАОУ Средняя школа № 2 ГО Богданович.
3. На третьем и заключительном этапе (2016 - 2017 гг.) результаты исследования были обобщены и систематизированы, уточнены теоретические выводы, разработаны механизмы реализации системы формирования социальной активности младших школьников на основе проектной деятельности, результаты работы были реализованы на практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: результаты исследования расширяют научное понимание сущности социальной активности младших школьников; формулирование и решение проблемы формирования социальной активности школьников на основе проектной деятельности способствует теоретическому пониманию и повышению эффективности педагогического процесса в школе.
Практическая значимость исследования: в центре внимания его результатов по улучшению образовательных результатов в начальной школе; в описании диагностического комплекса для определения социальной активности младших школьников, которые могут быть использованы в широкой образовательной практике.
База исследования: МАОУ Средняя школа № 2 ГО Богданович.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 66 страниц машинописного текста, содержащего 3 рисунка, 5 таблиц, список литературы из 54 наименований, 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной России основным образовательным результатом должно стать достижение стратегической цели российского образования - образования успешного поколения граждан страны, обладающих достаточными знаниями, навыками и компетенциями, идеалами демократии и верховенства закона, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.
Школа призвана помочь детям стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои действия и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности среди учеников является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной активности обучающихся связана с формированием гражданина, человека, который способен жить в современном обществе и быть для него наиболее полезным.
Целью нашего исследования стало выявление средств формирования социальной активности младших школьников.
Для достижения цели была изучена психологическая и педагогическая литература по теме исследования, в ходе чего были сделаны следующие выводы:
- проблема формирования социальной активности среди младших школьников остается актуальной в психолого-педагогической науке, т. к. многогранное укрепление социальной активности - это строгое требование времени для современного россиянина. В этом контексте миссия школы состоит в том, чтобы воспитывать качества социально активного гражданина средствами проектной деятельности.
- Проявление социальной активности у младших школьников имеет свою специфику, обусловленную начальным этапом вступления детей в новую систему отношений с реальностью. Важнейшей теоретической и методологической основой для различия состава социальной активности школьников определенного возраста является понятие ценностных ориентаций личности, где по значению понимается начальный и необходимый психологический механизм, определяющий стремление и направление человека к максимальной самореализации в той или иной сфере.
Чтобы получить полную картину обозначенной проблемы, мы определили начальный уровень социальной активности обучающихся к началу эксперимента.
Проведя диагностику уровня сформированности компонентов социальной активности, мы выявили низкий уровень общественно¬политического компонента, и средний уровень сформированности учебно¬познавательного и творческого компонента.
Проведенная исследовательская работа и анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что проблема развития социальной активности младших школьников актуальна.
В качестве оптимального метода развития социальной активности младших школьников был определен метод проектов, который был апробирован в ходе исследовательской работы. Проведенная практическая работа способствовала разработке таких компонентов, как постановка проблемы, выдвижение гипотезы, поиск путей ее решения и т. д. исходя из анализа результатов диагностики.
Анализ выполненных диагностических задач позволил выявить общий уровень развития социальной активности учащихся на контрольном этапе опытной работы: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 22% (8 детей начали активно использовать свои творческие способности в классе при решении задач), произошло сокращение количества школьников со средним уровнем на 5% и с низким уровнем на 17%.
После повторной диагностики в классе мы обнаружили небольшое изменение в показателях роста социальной активности. Этот рост можно объяснить взрослением и личностным ростом учащихся, а также накоплением социального опыта.
В настоящей работе отражена динамика развития социальной активности младших школьников посредством метода проектов. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности применения метода проектов в классе и во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.



1. Абрамов Г.С. по возрастной Учебное пособие для вузов - М.:Издательский «Академия», 1999.-320С.
2. Амонашвили Ш.А. водящая / Ш.А. - 2009. - 256 с.
3. Андромонова И. М. / социальной активности в теории и отечественной педагогики / Андромонова - Казань, - 187 с.
4. Андронова О.С. / положительной учебной у младших в образовательном / Андронова // Открытый №8. - М.,
5. Асмолов А. Г., Г. В., И. А. Как универсальные учебные в начальной от действия к пособие для / Под А. Г. - М.: 2008. - 151 с.
6. Белоцерковец Н. И. социальной компетентности в обстоятельствах доступа образовательного — Ставрополь, — С.87-88.
7. Божович Л.И. конференции. Т.2. / Л.И., Славина - М.,
8. Верёвкина Т.А. условия развития отношений учащихся / Т.А. -
2007. - 56 с.
9. Виноградова И. И. формирования у школьника активной позиции [Текст] // и перспективы образования: материалы VI науч. конф. (г. апрель 2015 — Пермь: 2015. — С.
10. Гармаев А.Ц. нравственного становления лекций. М.,
11. Глушкова Н.Г. / младшего школьника/ Н.Г. // педагогической конференции. - 2009.
12. Голуб Г. Б., Е. А., О. В. проектов - компетентностно - образования: Методическое для педагогов - проектов учащихся школы / Под д. ф. -м. н., Е. Я - Самара: «Учебная литература», дом «Федоров», - 176 с.
13. Дамаданова Х.Д. активность у школьников / Х.Д. // наука: Актуальные теории и - №3 -
14. Игнатенко Ж.И. / воспитание в школе / Ж.И. // школа - №3 -
15. Исаков К.В. / Как в ребёнке / Исаков // Активность в процессе и обучении. статей. Пермь,
16. Казанская В.Г. взросления / В.Г. - 2003. -123 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ