ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 8
1.1. Профессиональная деятельность воспитателя: содержание, цели и
задачи 8
1.2. Специфика профессиональной деятельности воспитателя ДОУ в
условиях реализации ФГОС. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности воспитателя ДОУ на современном этапе 13
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ № 71 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 27
2.1. Анализ профессиональной деятельности воспитателей ДОУ № 71 27
2.2. Повышение результативности профессиональной деятельности
воспитателей ДОУ № 71 32
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
В настоящее время система дошкольного образования переживает этап реформирования. Дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Это говорит с одной стороны, о повышении значения дошкольного образования и признании самоценности периода дошкольного детства, с другой - о предъявлении принципиально новых, важных требований, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
В связи с этим в центре внимания оказывается воспитатель, реализующий в практике положения, предлагаемые ФГОС ДО [53]. К сожалению, не все педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) готовы к происходящим изменениям.
Наблюдения ученых [2, 13, 21, 27] показывают, что в ряде случаев при переходе к новым требованиям стандарта воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательной деятельности, механически применяя элементы новых технологий, что вызывает эмоциональное отторжение нововведений. Большому количеству воспитателей оказалось непросто мотивировать себя к принятию и введению в реализацию происходящих изменений. Таким образом, компетенции работников ДОУ на сегодняшний день не соответствуют требованиям ФГОС ДО, новым квалификационным требованиям и утвержденному профессиональному стандарту педагога.
Актуальность исследования заключается в том, что определение способов и условий повышения профессиональной деятельности педагогов ДОУ в целях достижения нового качества дошкольного образования и личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО является важным и значимым в настоящий период времени.
В последние годы изучением профессиональной деятельности педагогов занимается большое количество отечественных ученых (В.И. Байденко, А.С. Белкин, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, О.Е. Лебедев, В.Г. Пищулин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, С.Б. Шишов и др.). Много диссертационных исследований посвящено этой проблеме.
Анализ состояния ситуации выявляет противоречие между требованиями ФГОС ДО и недостаточной готовностью педагогов ДОУ к решению задач ФГОС ДО в практической деятельности.
В связи с выявленным противоречием можно выделить основную проблему, проявляющуюся в отсутствии системного подхода к формированию профессиональной деятельности воспитателей ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Выявленные противоречия и проблема позволили сформулировать тему исследования: «Профессиональная деятельность воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС нового поколения».
Степень разработанности проблемы. Изучению проблем профессионального развития педагога посвящены фундаментальные и прикладные исследования многих педагогов и психологов. В соответствующей литературе широко обсуждаются различные аспекты деятельности ДОУ. Становление системы дошкольного образования и научное обоснование развития представлено в работах И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной, З.И. Васильевой, JI.M. Волобуевой, С.Ф. Егорова, Н.И. Кузьминой, С.В. Лыкова и др. [16, 37, 51, 61]. Освещению проблем профессионального развития педагогов ДОУ в процессе профессиональной деятельности посвящены исследования Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной и др. [29, 41, 63]. На разработку технологий профессионального обучения специалистов в сфере дошкольного образования ориентированы научные труды А.А. Вербицкого, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, В.Ю. Кричевского, М.П. Сибирской и др. [30, 58, 67].
Большинство перечисленных ученых отмечают необходимость изучения проблемы формирования профессиональной деятельности педагогических коллективов. Особенности развития профессиональной деятельности в процессе повышения квалификации педагогических работников стали предметом изучения таких авторов, как И.В. Букреева, Н.С. Веселовская, В.Б. Гаграй, И.В. Гришина, Д.Ф. Ильясов, М.Г. Ермолаева, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Л.Ю. Шемятихина и др.
Теоретико-методологической основой исследования являются: философские положения о сущности деятельности как отношения субъекта к действительности, методологические принципы целостности и системности (А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др.); концепции профессионального развития педагога (К.Я. Вазина, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, JI.M. Митина, Э.Э. Сыманюк и др.); теория развития личности на основе единства компонентов профессионального и социально-культурного образования (В.И. Загвязинский, Б.Ф. Ломов и др.); концепции непрерывного профессионального образования (С.П. Белозерцев, Э.Ф. Зеер, Т.И. Шамова и др.); теоретические положения о профессиональном развитии воспитателей и руководителей ДОУ (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, В.П. Дуброва, М.В. Кирилина, Е.П. Милашевич, Е.А. Панько, Л.Ю. Шемятихина и др.); методологические основы развития профессиональной деятельности педагогических коллективов (A.JI. Андреев, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, В.Ю. Кричевский, Э.М. Никитин и др.).
Объект исследования - профессиональная деятельность воспитателя ДОУ.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие повышению результативности профессиональной деятельности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель исследования: разработать программу и рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности воспитателя ДОУ на основе анализа профессиональной деятельности.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме профессиональной деятельности воспитателя ДОУ;
2. Определить специфику профессиональной деятельности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО;
3. Провести анализ профессиональной деятельности воспитателей ДОУ № 71 и выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение результативности профессиональной деятельности воспитателей;
4. Предложить программу мероприятий, направленную на повышение результативности профессиональной деятельности воспитателей в ДОУ № 71;
5. Разработать рекомендации, направленные на повышение результативности профессиональной деятельности воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО.
База исследования. Опытно-поисковое исследование выполнялась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения - детского сада № 71 Ленинского района г. Екатеринбурга (бульвар Денисова- Уральского, 10). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 16 воспитателей.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны программа и методические рекомендации, направленные на повышение результативности профессиональной деятельности воспитателей ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике работе дошкольных образовательных организаций.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение; практические методы: анализ документов, математическая и графическая обработка результатов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются применением современной методологии научного исследования, совокупности методов исследования, адекватных природе исследуемого объекта.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы в количестве 70 источников.
В результате проведенного теоретического и опытно-поискового исследования было установлено, что вопросы совершенствования процесса повышения квалификации воспитателей ДОУ были актуальны во все периоды развития российского образования, оставаясь тесно связанными с конкретной ситуацией в дошкольном образовании.
Документы федерального уровня выдвигают ряд требований к педагогической деятельности: важнейшим компонентом является ее результат - высокий уровень профессиональной деятельности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.
Новый стандарт (ФГОС ДО) ориентирует воспитателя на более активную работу с родителями, на построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка, во влечение семей в воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве все участников педагогического процесса. Ставится новая цель в образовании: воспитание, становление и развитие высоко нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, и решать ее можно только совместно с семьей.
Особенность дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, находится в тесной взаимосвязи с возрастными особенностями развития ребенка дошкольного возраста. Это обеспечение эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставления им широкого выбора видов деятельности, индивидуализации образования. Указанные особенности образования в ДОУ определяют специфику профессиональной деятельности воспитателя.
Повышение качества уровня профессиональной деятельности воспитателей ДОУ рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается использованию активных форм и методов обучения персонала, формированию актуальных профессиональных компетенций.
Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов в ДОУ осуществляется через разнообразные формы методической работы: групповые (семинары, семинары-практикумы, коллективный просмотр, консультации, педагогические советы, открытые просмотры, школы передового опыта, методические объединения, работа по единым методическим темам, мастер-классы и т.д.) и индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы, самообразование, и т. д.). Каждая из форм методической работы оказывает свое приоритетное влияние на достижение тех или иных целей, поэтому общая ее результативность зависит и от качества их сочетаний в непрерывном процессе совершенствования педагогического мастерства.
Современный воспитатель дошкольного образования — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.
В связи с вышесказанным, становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности и педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, но самое важное педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.
Профессионализм характеризуется как общая способность педагога мобилизировать свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действия. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть, достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы.
1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей: учебник / Н.А. Аминов. - Воронеж: МОДЭК. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 80 с.
2. Анцыферова, Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. - М., 1991. - 204 с.
3. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: диссертация на соискание учёной степени к.п.н./ Асаева Ирина Николаевна. Екатеринбург, 2009. - 190 с.
4. Ашикова, С. Воспитатель и родители // Дошкольное воспитание - №10, 2004. - С.44-47.
5. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.
6. Барылкина, Л.П., Остапенко, Г.С. Проблемы введения и реализации ФГОС и Профессионального стандарта педагога // Перспективы науки и образования, 2015. - № 1. - С.81-86.
7. Байбанова, Ф.А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования : автореф. дис. .канд.пед.наук / Ф.А. Байбанова ; Северо-Кавказский гос. технич. ун-т. — Ставрополь. — 2005. — 24 с.
8. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. М., 1997. — 512 с.
9. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3.- С.4-13.
10. Бережкова, О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. // Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.
11. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - 188 с.
12. Битина, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 2010. - №6. - С. 61.
13. Боброва, М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности : автореф. дис. . канд.пед.наук / М.П.Боброва. Барнаул, 1997. — 24 с.
14. Боровиков, Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности // Воспитание школьников. - 2004.- №5. - С. 18-19.
15. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26
...