Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности

Работа №98494

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «эстетическое отношение» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
отношения к природе у детей младшего школьного возраста 16
1.3. Изобразительная деятельность детей младшего школьного
возраста как средство развития эстетического отношения к природе 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика развития эстетического отношения к природе у детей
младшего школьного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ

Эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день может быть отнесено с полным основанием к наиболее приоритетным направлениям современных научно-педагогических исследований. В свете модернизации образовании значительной проблемой является развитие личности ребенка, формирование его творческих способностей. Без воспитания эстетически образованных людей, которые умеют ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Эстетическое понимание и эстетический вкус не считаются природными или рождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эстетическое формирование и развития личности ребенка начинается в самом раннем детстве. Чтобы взрослый и самостоятельный человек обрел духовное богатство, нужно обратить особое внимание на воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т Лихачев говорит об этом так: «Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [42]. Основные эстетические качества закладываются в младшем периоде школьного возраста и сохраняются практически в неизменном виде на всю жизнь. Этот период жизни считается наиболее подходящее время для развития восприятия.
Таким образом, младший школьный возраст - особенный возраст для развития эстетического отношения, где главную роль играет учитель. Воспользовавшиеся этим способом творческие педагоги способны заложить прочный фундамент эстетически развитой личности и при этом заложить подлинное мировоззрение ребенка, потому что именно в этом возрасте формируется отношения к миру и зарождается сущность эстетических качеств будущей гармонично развитой личности общества.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: "Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности".
Объект исследования: процесс развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «эстетическое отношение»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть возможности развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
4. Уточнить критерии и показатели развитости эстетического отношения к природе и провести диагностику на начальном этапе проектировочной работы.
5. В ходе проектировочной работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды И.Д. Зверева [22], А.Н. Захлебного [21], Б.Т. Лихачева [42]. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой[2], Н.А. Городецкой [11], которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Как предпосылка духовного становления человека, его личностного развития, эстетическое восприятие рассматривается в трудах культурологов, педагогов и психологов: П.П. Блонского [4], B. А. Сухомлинского[63], В.В. Зеньковского [23], B.П.Зинченко [24], Д.Б. Кабалевского [34], А.Н. Леонтьева [41], Д.С.Лихачева [42], C. Л. Рубинштейна 56], М.Б. Теплова [65], К.Д. Ушинского [67]. Авторы раскрывают онтологические и гносеологические основы эстетического развития человека, подчеркивают целостность личности, взаимосвязь нравственного и эстетического, указывают на стратегии формирования эстетической культуры человека.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Также следует отметить практическую значимость продукта исследуемой деятельности, который также может использоваться на практике.
База проектировочной работы: МБОУ «Большебрусянская СОШ №7».
Проектировочная работа по развитию эстетического отношения к природе осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития эстетического отношения к природе; исследовались возрастные особенности детей и их влияние на развитие уровня эстетического отношения к природе, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития эстетического отношения к природе.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития эстетического отношения к природе младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев эстетического отношения к природе, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введение, две главы, заключение, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости эстетических отношении к природе подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является развитие эстетического отношения. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования эстетических качеств, в том числе как социальное явление, как образа жизни человека и общества, ценностей современного мира.
Теоретической анализ литературы таких ученых как М.С. Каган [29], А.И. Буров [5], В.А. Сухомлинского [64], К.Д. Ушинского [67], Б.М. Неменский [48], Б.Т. Лихачев [42], Л.П. Печко [53] Т.С. Комарова [33], Л.П. Печко [53], А.И. Буров [5], А.П. Белик [3], и др ., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие. Эстетическое отношение основывается на таких психических процессах личности как восприятие, интерес, потребности, эстетическая оценка. Исследователи эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возрастаю отмечают, что сама по себе природа не создает пассивна; не природа создает эстетическое отношение в отличии от человека, художника, имеющего потребности, замыслы, идей, которой целенаправленно общаясь с природой, созерцая ее, выделяют ее свойства и качества, вызывающие его интерес, стремление любоваться объектами природы.
2. Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.Д. Дерябо [15], Е.Н. Лазаренко [40], Л.Б. Симонова [61], И.В. Цветкова [71], и др., мы определяем эстетическое отношение к природе у детей младшего школьного возрастав единстве трех критериев: образно-содержательный, проявляющийся в представлении о отношение к природе, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены эстетические чувства к природе и родному краю; эмоционально-мотивационный, проявляющийся в эмоциональной отзывчивости на образы носители эстетических ценностей к природе, сформированности интереса и желания видеть красоту родного края; действенно-практический, проявляющийся в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических чувств в работах творчества.
3. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. На основе их складываются эстетические представления. Образы восприятий и представлений воплощаются в детском изобразительном творчестве. Созданные изображения вызывают у детей эмоционально-положительное отношение не только к рисунку, но и к объектам, которые на нем изображены, о чем свидетельствует эстетические оценки, выражены в эстетических суждениях. умственному, речевому, нравственному, эстетическому Т.С.Комарова [35], Е.В.Савушкина [57]. (образно-содержательный критерий; активное взаимодействие детей с природой о необходимости сохранения ее красоты проявляет эмоциональную отзывчивость на образы-носители на многообразие окружающего природного пространства, уникальности, значимости каждого его явления. (эмоционально-мотивационный) критерий; развивает способность к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических отношении в продуктах творчества (действенно-практический критерий).
4. Рассмотрев сущность изобразительной деятельности, ее роль, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является эффективным средством эстетического отношения к природе у младших школьников. Изобразительная деятельность дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» к развитию эстетического отношения к природе. В изобразительной деятельности у обучающихся систематизируются эстетические отношения к природе, происходит становление их эстетических чувств, совершенствуется опыт эстетического поведения.
5. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач эстетического воспитания, и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии эстетического отношения к природе, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности младших школьников.



1. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей [Текст]: // Под ред. Т.С. Комаровой. М.: 2002. - 311 с.
2. Бабанова Т. А. Основы экологии и охрана окружающей среды [Текст]: М.: Юнити, 2013. - 451 с.
3. Белик А.П. Эстетика и современность [Текст]: М.: Политиздат. - 1986. - 224 с.
4. Блонский П. П. Основы детского творчества [Текст]: М.: АРС, 2013. - 117 с.
5. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике [Текст]: М.: Искусство. 1975. - 175 с.
6. Величко Ю.В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов [Текст]: // Известия Самарского научного центра РАН . 2014. №2-3. С.629-631.
7. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - с. 24¬28.
8. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка [Текст]: М.: 1950.-507 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: М.: Смысл-Эксмо, 2003. - с. 235-326.
10. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст]: М.: Искусство, 1965. - 379 с.
11. Городецкая Н. А. Экологическое образование и воспитание учащихся [Текст]: // Начальная школа. - 2014. - №2. - С.75-80.
12. Гринева Е.А. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст]: М.: Прометей. 2012. - 187с.
13. Гуцол Е. В. Деятельностный подход в развитии творческих способностей младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [Текст]: 2011. №6. С.217-218.
14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: М.: Директ-Медиа, 2008. - 239 с.
15. Дерябо С.Д Экологическая педагогика и психология [Текст]: // С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин - Ростов-а-Дону: Феликс. 1996
16. Дерябо С.Д. В. А. Ясвин. - Даугавпилс : Saule, 1994. - 191 с. -
(Экологическая психология и педагогика). Экологическая психология: диагностика экологического сознания [Текст]: //С.Д. Дерябо. М.: -
Московский психолого-социальный институт, 1999
17. Закон «Об образовании» от 10.07.1992 и 07.08.2000 (новая редакция) [Текст].
18. Замбровский Б,Я. Некоторые проблемы становления объекта эстетического отношения. [Текст]: Воронеж. Издание Воронежского университета, 1971.- 170 с.
19. Замбровский Б.Я. Генезис эстетических отношений и художественной деятельности (эволюция изобразительных форм). [Текст]: Автореф. дис, д-ра фил.наук. М.: 1984.
20. Запорожец А.В. Формирование восприятия у дошкольников. Сборник статей. [Текст]: М.: Просвещение, 1968. - 278 с.
21. Захлебный, А.М. Экологическое образование школьников. [Текст]: М.: Педагогика. 2014. - 422 с.
22. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. [Текст]: М.: Новая школа, 2013. - 514 с.
23. Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст]: М.: Академия. 1995. - 352 с.
24. Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека [Текст]: //Культурно-историческая психология.2011.№1.С.3-21
25. Иванова М.М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников [Текст]: дис.канд. пед. наук: 13.00.01/Иванова Маргарита Михайловна. - Череповец, 2003. - 229с.
26. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/Е.И. Игнатьев. [Текст]: М.: Академия педагогических наук. 1989. - 190с.
27. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. Что там, в Зазеркалье? [Текст]: М.: Либроком. 2017. - 128с.
28. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе [Текст]: М.: Педагогика. 1973.-260с.
29. Каган М.С. Избранные труды в 7 томах. Проблемы теоритическго искусствознания и эстетики. т.5- [Текст]: М.: Петрополис. 2008-1310с.
30. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: М.: Владос, 2006. - с. 189.
31. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст]: // ОНВ . 2015. №2 (136). С.137-139.
32. Колонькова Е.А. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к природе [Текст]: дис....канд. пед. наук: 13.00.07./Колонькова Елена Алексеевна. Киев., 2003. - 187с.
33. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст]/ Т.С.Комарова [Текст]: М.: Просвещение, 1995. - 89 с.
34. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст]/ Т.С.Комарова [Текст]: - М.: Просвещение, 1995. - 89 с. Во введение
35. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст]/ Т.С. Комарова [Текст]: М.: Просвещение, 1994. - 45 с.
36. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст]: М.: Просвещение, 1985. - 93 с.
37. Концепция художественного образования в РФ [Текст]: от 26.11.2001.
38. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст]: М.: Мозайка-Синтез. 2013.- 264с.
39. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]: Пособие для учителей. - 2-е изд. М.: Просвещение. 1983. - 191с.
40. Лазаренко Е.Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения [Текст]: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.01 / Лазаренко Екатерина Николаевна. Волгоград, 2009. - 23 с.
41. Куприна Н.Г. Эколого-эстетический подход в художественном
воспитании детей 13.00.01 —общая педагогика, история педагогики и образования [Текст]: Автореф. дис канд. пед. наук. М.: 2008 - 53с.
42. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства [Текст]: Избр. Психол. Произведения в 2 т. - М. Педагогика, 1983. - 240.
43. Лихачев Б. Т. Экология в начальной школе [Текст]: // Начальная школа. 2012. - №6. - С.33-48.
44. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст]: М.: «Творчество», 2011. - 241 с.
45. Львов, М.Р. Методика преподавания в начальных классах [Текст]: М.: Академия, 2014. - 431 с.
46. Мелик-Пашаев А.А., Новленская З.Н. Ступеньки к творчеству [Текст]: М.: «Педагогика», 2007. - 340 с.
47. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество [Текст]: М.: Просвещение, 1991 - 473 с.
48. Неменский Б.М., В.Г. Горяев, Г.Е. Гурова и др.
«Изобразительное искусство: Рабочие программы. 1-4 класс [Текст]: //под ред. Б.М.Неменского. М.: «Просвещение», 2011 г. К учебнику Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс / под ред Б.М. Неменского. М.: «Просвещение», 2011г
49. Неменский В.М. Изобразительное искусство и
художественный труд [Текст]: М.: Просвещение, 2011. - 198 с.
50. Нестерова И.А. Эстетическое воспитание детей [Электронный
ресурс]// Образовательная энциклопедия ODiplom.ru -
http://odiplom.ru/lab/esteticheskoe-vospitanie-detei.html(дата обращения 15.08.2017).
51. Никитина Э.В. Формирование эстетических суждений у детей старшего дошкольного возраста о природе [Текст]: Дис.канд.пед.наук. М.:1997. - 18с.
52. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыки и изобразительного
искусства как средство эстетического воспитания детей старшего школьного возраста [Текст]: Автореф. дис канд. пед. наук. М.: 1994. -
18с.
53. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. - 286с.
54. Печко Л.П. Формирование эстетического видения природы у младших школьников [Текст]: Советская педагогика. 1982, № 2. - ее. 31-33.
55. Разумный В.А. Эстетическое воспитание [Текст]: М.: 1967. - 190 с.
56. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога [Текст]: Современная школа. - 2010. - 720с.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]: Учебное пособие. М.: Учпедгиз,1946. - 704 с.
58. Савушкина Е.В. Развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства [Текст]: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. М.: 1994. - 19 с.
59. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст]: М.: Просвещение,1965. - 214 с.
60. Серебрякова Т.А экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Т.А. Серебрякова. М.: Академия. 2006. -
61. Сидельковский А.П. Комплексный подход к формированию
эстетического отношения школьников средствами природы и искусства [Текст]: Методические разработки и рекомендации. - Карачаевск,
Карачаев-Черкесск. ГПИ, 1980. - 36с.
62. Сидельковский А.П. Эстетическое восприятие природы школьниками. [Текст]: Ставрополь. 1968. - 79 с.
63. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе [Текст]: // Начальная школа. - 2014. - №6.
- С.22-31.
64. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе:
учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений [Текст]: М.: Академия.
2000.-160с.
65. Сухомлинский В. А. Школа и природа [Текст]: Советская педагогика. 1970.
66. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе [Текст]: // Начальная школа. - 2014.
- №10. - С. 24 - 28
67. Теплов Б.М. Психология [Текст]: М.: 1948. - 41с.
68. Толстой Л.Н. Воспитание и образование [Текст]: М.: Шалвы Амонашвили. 2002. - 224с.
69. Ушинский К.Д. Избранные пе.Сочинения.-т.2 [Текст]: М.: УЧПЕДГИЗ. 1954. - 602с.
70. ФГОС НОО. Учебно-методический портал [Электронный ресурс]nachalka.seminfo.ru(дата обращения 2.10.17)
71. Флерина Е.А. Из опыта исследовательской работы по детской книге [Текст]: М.: Педагогика. 1980. - 230с.
72. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]: Система заданий: пособие для учителя// под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2010. - 159с.
73. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы [Текст]: //И.В. Цветкова. М.: Педагогическое общество России. 2002. - 172с.
74. Чернышева Е.И., Нахабенко Н.В. Развитие художественно- творческих способностей у младших школьников [Текст]: // ПНиО . 2014. №4 (10). С.92-94.
75. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст]: (И.Д.Зверев,. Л.П.Печко, А.П.Сидельковский и др.); под ред. Л.П.Печко. М.: Педагогика. 1984. - 135 с.
76. Якобсон П.М. Психология художественного творчества
[Текст]: М.: Знание. 1971. - 48 с.
77. Яковлева Е. Л., Фельдштейн Д. И. Психология развития творческого потенциала личности [Текст]: М.: Московский психолого-социальный институт, 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ