Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «эстетическое отношение» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
отношения к природе у детей младшего школьного возраста 16
1.3. Изобразительная деятельность детей младшего школьного
возраста как средство развития эстетического отношения к природе 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика развития эстетического отношения к природе у детей
младшего школьного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «эстетическое отношение» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического
отношения к природе у детей младшего школьного возраста 16
1.3. Изобразительная деятельность детей младшего школьного
возраста как средство развития эстетического отношения к природе 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика развития эстетического отношения к природе у детей
младшего школьного возраста на констатирующем этапе проектировочной работы 33
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день может быть отнесено с полным основанием к наиболее приоритетным направлениям современных научно-педагогических исследований. В свете модернизации образовании значительной проблемой является развитие личности ребенка, формирование его творческих способностей. Без воспитания эстетически образованных людей, которые умеют ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Эстетическое понимание и эстетический вкус не считаются природными или рождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эстетическое формирование и развития личности ребенка начинается в самом раннем детстве. Чтобы взрослый и самостоятельный человек обрел духовное богатство, нужно обратить особое внимание на воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т Лихачев говорит об этом так: «Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [42]. Основные эстетические качества закладываются в младшем периоде школьного возраста и сохраняются практически в неизменном виде на всю жизнь. Этот период жизни считается наиболее подходящее время для развития восприятия.
Таким образом, младший школьный возраст - особенный возраст для развития эстетического отношения, где главную роль играет учитель. Воспользовавшиеся этим способом творческие педагоги способны заложить прочный фундамент эстетически развитой личности и при этом заложить подлинное мировоззрение ребенка, потому что именно в этом возрасте формируется отношения к миру и зарождается сущность эстетических качеств будущей гармонично развитой личности общества.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: "Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности".
Объект исследования: процесс развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «эстетическое отношение»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть возможности развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
4. Уточнить критерии и показатели развитости эстетического отношения к природе и провести диагностику на начальном этапе проектировочной работы.
5. В ходе проектировочной работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды И.Д. Зверева [22], А.Н. Захлебного [21], Б.Т. Лихачева [42]. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой[2], Н.А. Городецкой [11], которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Как предпосылка духовного становления человека, его личностного развития, эстетическое восприятие рассматривается в трудах культурологов, педагогов и психологов: П.П. Блонского [4], B. А. Сухомлинского[63], В.В. Зеньковского [23], B.П.Зинченко [24], Д.Б. Кабалевского [34], А.Н. Леонтьева [41], Д.С.Лихачева [42], C. Л. Рубинштейна 56], М.Б. Теплова [65], К.Д. Ушинского [67]. Авторы раскрывают онтологические и гносеологические основы эстетического развития человека, подчеркивают целостность личности, взаимосвязь нравственного и эстетического, указывают на стратегии формирования эстетической культуры человека.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Также следует отметить практическую значимость продукта исследуемой деятельности, который также может использоваться на практике.
База проектировочной работы: МБОУ «Большебрусянская СОШ №7».
Проектировочная работа по развитию эстетического отношения к природе осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития эстетического отношения к природе; исследовались возрастные особенности детей и их влияние на развитие уровня эстетического отношения к природе, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития эстетического отношения к природе.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития эстетического отношения к природе младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев эстетического отношения к природе, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введение, две главы, заключение, списка литературы, приложения.
Эстетическое формирование и развития личности ребенка начинается в самом раннем детстве. Чтобы взрослый и самостоятельный человек обрел духовное богатство, нужно обратить особое внимание на воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т Лихачев говорит об этом так: «Период младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [42]. Основные эстетические качества закладываются в младшем периоде школьного возраста и сохраняются практически в неизменном виде на всю жизнь. Этот период жизни считается наиболее подходящее время для развития восприятия.
Таким образом, младший школьный возраст - особенный возраст для развития эстетического отношения, где главную роль играет учитель. Воспользовавшиеся этим способом творческие педагоги способны заложить прочный фундамент эстетически развитой личности и при этом заложить подлинное мировоззрение ребенка, потому что именно в этом возрасте формируется отношения к миру и зарождается сущность эстетических качеств будущей гармонично развитой личности общества.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: "Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности".
Объект исследования: процесс развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «эстетическое отношение»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть возможности развития эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
4. Уточнить критерии и показатели развитости эстетического отношения к природе и провести диагностику на начальном этапе проектировочной работы.
5. В ходе проектировочной работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды И.Д. Зверева [22], А.Н. Захлебного [21], Б.Т. Лихачева [42]. Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой[2], Н.А. Городецкой [11], которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Как предпосылка духовного становления человека, его личностного развития, эстетическое восприятие рассматривается в трудах культурологов, педагогов и психологов: П.П. Блонского [4], B. А. Сухомлинского[63], В.В. Зеньковского [23], B.П.Зинченко [24], Д.Б. Кабалевского [34], А.Н. Леонтьева [41], Д.С.Лихачева [42], C. Л. Рубинштейна 56], М.Б. Теплова [65], К.Д. Ушинского [67]. Авторы раскрывают онтологические и гносеологические основы эстетического развития человека, подчеркивают целостность личности, взаимосвязь нравственного и эстетического, указывают на стратегии формирования эстетической культуры человека.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Также следует отметить практическую значимость продукта исследуемой деятельности, который также может использоваться на практике.
База проектировочной работы: МБОУ «Большебрусянская СОШ №7».
Проектировочная работа по развитию эстетического отношения к природе осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития эстетического отношения к природе; исследовались возрастные особенности детей и их влияние на развитие уровня эстетического отношения к природе, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития эстетического отношения к природе.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития эстетического отношения к природе младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев эстетического отношения к природе, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введение, две главы, заключение, списка литературы, приложения.
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости эстетических отношении к природе подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является развитие эстетического отношения. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования эстетических качеств, в том числе как социальное явление, как образа жизни человека и общества, ценностей современного мира.
Теоретической анализ литературы таких ученых как М.С. Каган [29], А.И. Буров [5], В.А. Сухомлинского [64], К.Д. Ушинского [67], Б.М. Неменский [48], Б.Т. Лихачев [42], Л.П. Печко [53] Т.С. Комарова [33], Л.П. Печко [53], А.И. Буров [5], А.П. Белик [3], и др ., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие. Эстетическое отношение основывается на таких психических процессах личности как восприятие, интерес, потребности, эстетическая оценка. Исследователи эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возрастаю отмечают, что сама по себе природа не создает пассивна; не природа создает эстетическое отношение в отличии от человека, художника, имеющего потребности, замыслы, идей, которой целенаправленно общаясь с природой, созерцая ее, выделяют ее свойства и качества, вызывающие его интерес, стремление любоваться объектами природы.
2. Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.Д. Дерябо [15], Е.Н. Лазаренко [40], Л.Б. Симонова [61], И.В. Цветкова [71], и др., мы определяем эстетическое отношение к природе у детей младшего школьного возрастав единстве трех критериев: образно-содержательный, проявляющийся в представлении о отношение к природе, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены эстетические чувства к природе и родному краю; эмоционально-мотивационный, проявляющийся в эмоциональной отзывчивости на образы носители эстетических ценностей к природе, сформированности интереса и желания видеть красоту родного края; действенно-практический, проявляющийся в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических чувств в работах творчества.
3. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. На основе их складываются эстетические представления. Образы восприятий и представлений воплощаются в детском изобразительном творчестве. Созданные изображения вызывают у детей эмоционально-положительное отношение не только к рисунку, но и к объектам, которые на нем изображены, о чем свидетельствует эстетические оценки, выражены в эстетических суждениях. умственному, речевому, нравственному, эстетическому Т.С.Комарова [35], Е.В.Савушкина [57]. (образно-содержательный критерий; активное взаимодействие детей с природой о необходимости сохранения ее красоты проявляет эмоциональную отзывчивость на образы-носители на многообразие окружающего природного пространства, уникальности, значимости каждого его явления. (эмоционально-мотивационный) критерий; развивает способность к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических отношении в продуктах творчества (действенно-практический критерий).
4. Рассмотрев сущность изобразительной деятельности, ее роль, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является эффективным средством эстетического отношения к природе у младших школьников. Изобразительная деятельность дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» к развитию эстетического отношения к природе. В изобразительной деятельности у обучающихся систематизируются эстетические отношения к природе, происходит становление их эстетических чувств, совершенствуется опыт эстетического поведения.
5. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач эстетического воспитания, и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии эстетического отношения к природе, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности младших школьников.
Теоретической анализ литературы таких ученых как М.С. Каган [29], А.И. Буров [5], В.А. Сухомлинского [64], К.Д. Ушинского [67], Б.М. Неменский [48], Б.Т. Лихачев [42], Л.П. Печко [53] Т.С. Комарова [33], Л.П. Печко [53], А.И. Буров [5], А.П. Белик [3], и др ., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие. Эстетическое отношение основывается на таких психических процессах личности как восприятие, интерес, потребности, эстетическая оценка. Исследователи эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возрастаю отмечают, что сама по себе природа не создает пассивна; не природа создает эстетическое отношение в отличии от человека, художника, имеющего потребности, замыслы, идей, которой целенаправленно общаясь с природой, созерцая ее, выделяют ее свойства и качества, вызывающие его интерес, стремление любоваться объектами природы.
2. Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.Д. Дерябо [15], Е.Н. Лазаренко [40], Л.Б. Симонова [61], И.В. Цветкова [71], и др., мы определяем эстетическое отношение к природе у детей младшего школьного возрастав единстве трех критериев: образно-содержательный, проявляющийся в представлении о отношение к природе, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены эстетические чувства к природе и родному краю; эмоционально-мотивационный, проявляющийся в эмоциональной отзывчивости на образы носители эстетических ценностей к природе, сформированности интереса и желания видеть красоту родного края; действенно-практический, проявляющийся в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических чувств в работах творчества.
3. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. На основе их складываются эстетические представления. Образы восприятий и представлений воплощаются в детском изобразительном творчестве. Созданные изображения вызывают у детей эмоционально-положительное отношение не только к рисунку, но и к объектам, которые на нем изображены, о чем свидетельствует эстетические оценки, выражены в эстетических суждениях. умственному, речевому, нравственному, эстетическому Т.С.Комарова [35], Е.В.Савушкина [57]. (образно-содержательный критерий; активное взаимодействие детей с природой о необходимости сохранения ее красоты проявляет эмоциональную отзывчивость на образы-носители на многообразие окружающего природного пространства, уникальности, значимости каждого его явления. (эмоционально-мотивационный) критерий; развивает способность к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических отношении в продуктах творчества (действенно-практический критерий).
4. Рассмотрев сущность изобразительной деятельности, ее роль, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является эффективным средством эстетического отношения к природе у младших школьников. Изобразительная деятельность дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» к развитию эстетического отношения к природе. В изобразительной деятельности у обучающихся систематизируются эстетические отношения к природе, происходит становление их эстетических чувств, совершенствуется опыт эстетического поведения.
5. В ходе проектировочной работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста и задач эстетического воспитания, и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии эстетического отношения к природе, что было выявлено в процессе проектировочной работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности младших школьников.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего
школьного возраста в процессе освоения мультимедийных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эстетического восприятия
у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие образовательной организации с муниципальными учреждениями культуры по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия эстетического воспитания младших школьников посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018



