Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома

Работа №98474

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детского дома 6
1.1. Детский дом как воспитательно-образовательное учреждение 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика воспитанниковдетских домов
14
1.3. Индивидуальное развитие воспитанников детского дома: понятие,
структурно-содержательные характеристики 29
1.4. Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение» 39
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогическому
сопровождению индивидуального развития воспитанников детского дома №7 г. Екатеринбург 49
2.1. Анализ социально-педагогического сопровождения индивидуального
развития воспитанников детского дома №7 г. Екатеринбург 49
2.2. Программа «Социально-педагогическое сопровождение индивидуального
развития воспитанников детского дома» 63
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложения 81

В условиях нестабильной российской социокультурной ситуации на современном этапе одной из наиболее приоритетных национальных проблем является интеграция детей в общество. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретает вопрос о положении детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. Контингент воспитанников детских домов относится к группе высокого риска по характеристикам психических расстройств, нарушений самосознания, трудностей адаптации и негативных тенденций в поведении. В связи с этим необходима организация социально­-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детского дома.
Как известно, развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека. Поскольку детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, его духовно-нравственный и творческий потенциал, позитивные жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях родительской любви, при наличии значимых взрослых, привязанности к ним. Особое беспокойство вызывает развитие, становление личности детей, которые в силу различных причин не имеют родителей или остались без их попечения.
Анализ исследований и публикаций по данной проблеме свидетельствует, что вопросы сущности и содержания социально-педагогическом сопровождении воспитанников детских домов раскрыто в исследованиях Л.Л. Беляевой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Ф.А. Мустаевой, Е.О. Смирновой, изучение особенностей развития детей из детских домов представлено в работах Н.Н. Толстых, Т.Н. Шульга, Т.Н. Юферевой и др. Детальный анализ научных и методических наработок доказывает, что указанными учеными проанализированы особенности воспитания детей из детских домов, специфики их становления при взаимодействии со специалистами и разработаны технологии социального сопровождения семейных институтов, которые берут на себя воспитание сирот. Однако, вопросы, связанные с социально­-педагогическим сопровождением индивидуального развития воспитанников детского дома освещены не в полной мере, и требуют дальнейшего изучения.
Социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома предполагает создание условий для разворачивания всех процессов развития, содействие деятельности личности по определению и переопределению собственной личностной и профессиональной позиции. При этом социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития детей сирот - это особая деятельность, направленная на организацию и создание соответствующего возрасту психолого-педагогического пространства вокруг ребенка, включаясь в которое, он проживает и эмоционально переживает опыт совершения личностного самоопределения (личного выбора, самостоятельности, ответственности, совместности), что позволяет ему в дальнейшем выстраивать необходимые социальные связи и отношения.
В настоящее время наблюдается противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к развитию воспитанников детского дома, одной стороны, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы для специалистов, организующих социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома, с другой стороны.
Проблема исследования: как осуществлять социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома?
Объект исследования: процесс индивидуального развития воспитанников детского дома.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детского дома.
Цель-на основе проведенного теоретического анализа и опытно­-поисковой работы разработать и частично апробировать программу «Социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома».
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении, что разработанная и научно обоснованная программа на основе социально­-педагогического сопровождения по индивидуальному развитию воспитанников детского дома будет способствовать личностному и индивидуальному развитию детей-сирот.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику детского дома как воспитательно­-образовательного учреждения;
2. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику воспитанников детских домов;
3. Изучить понятие и структурно-содержательные характеристики индивидуального развития воспитанников детского дома;
4. Проанализировать процесс социально-педагогического сопровождения воспитанников детского дома;
5. Провести анализ социально-педагогического сопровождения
индивидуального развития воспитанников детского дома № 7г. Екатеринбурга;
6. Разработать программу социально-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детского дома.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка результатов, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе нами была поставлена цель исследования на основе проведенного теоретического анализа и опытно-поисковой работы разработать и частично апробировать программу «Социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома».
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что детский дом представляет собой образовательно-воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. В условиях детского дома осуществляется образовательная подготовка и воспитание детей и подростков. В целом, детский дом является основной моделью социального мира для детей-сирот, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение ими социального опыта, формирование основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Проведенный нами теоретический анализ психолого-педагогической характеристики воспитанников детского дома показывает, что процесс развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется качественным своеобразием и трудностями становления социальной компетентности личности. В результате воспитания в детском доме наблюдается специфическое развитие особенностей поведения, личностной, интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер.
Индивидуальное развитие воспитанника детского дома предусматривает очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Развитие на разных этапах становления воспитанников детского дома рассматривается как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация. Индивидуальное развитие воспитанника детского дома предусматривает создание индивидуального социально­-педагогического сопровождения детей-сирот, учитывая индивидуальные особенности индивидуального развития воспитанников детских домов, возможно построение результативной социально-педагогической деятельности по обеспечению социальной защиты и адаптации детей.
Социально-педагогическое сопровождение - этозначит проходить с кем- либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения - создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, это организация педагогических условий в индивидуальном развитии воспитанников детского дома, создание и обеспечение благоприятных условий для развития и поддержки в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, обеспечивающее гармоничное вхождение в социум.
Также в данной работе мы провелианализ социально-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детского дома № 7г. Екатеринбурга. Анализ показал, что работа по социально-педагогическому сопровождению индивидуального развития воспитанников детского дома проводится, но бессистемно, при этом проведенная диагностика показала, что большинство воспитанников имеют сниженный уровень компетентностей, что является показателем высокой вероятности возникновения у данных воспитанников осложнений в ходе социальной адаптации вне стен интерната. В связи с этим нами разработана программа «Социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома».
Основная цель программы социально-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детского дома обеспечение и проведения мероприятий, направленных на адаптацию поступившего в детский дом ребенка к новым условиям, социальную адаптацию и подготовку его к самостоятельной жизни, обеспечение его индивидуального развития, осуществление мер по защите прав и законных интересов ребенка.
Реализация программы включала в себя несколько этапов: диагностический, деятельностный, коррекционный и результативный.
Данная программа способствует развитию самосознания, умению предвидеть последствия поступков, волевых качеств личности, формирует у детей умение контролировать свои эмоции при общении с другими людьми в различных видах деятельности, способствует повышению уровня самоконтроля при выполнении домашних заданий и в соблюдении режима дня, помогает обучать детей посильным приемам регуляции поведения и конструктивным способам достижения поставленной цели.


1. Алексеева И.А. Как услышать ребенка // Пособие для специалистов. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. 2012. 116 с.
2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н.. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.1. Ставрополь: Издательство СГУ, 2003. 373 с.
3. Бевз Г. Приемные семьи (оценка создания, функционирования и развития). М.: Главник, 2006. 112 с.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2013. 320 с.
5. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации. Ставрополь: СГУ, 2005. 191 с.
6. Богус М.Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников: монография / М.Б. Богус. М. Берлин: Директ-Медиа, 2015. 184с.
7. Бондаренко Ю. Жизненная компетентность воспитанников учреждений
интернатного типа. Доступно с:
http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Pfto/2009_2/files/ped_02_09_Bondar enko. pdf. (Дата обращения: 21.05.2017)
8. Бонжаревская Е.Ф. Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика, 2013, №5. С. 19-22
9. Братченко С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПб., 2011. 360 с.
10. Васильев А. Защита прав детей сирот в современном российском обществе // Современное право. 2006. №9 (1). С. 54-57.
11. Волохатова В.М, Трушина М.А. Создание адаптивной модели бесконфликтной интеграции воспитанников сиротских учреждений в среду самостоятельной жизнедеятельности // Региональные программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 30 июня - 1 июля 2011 г. Смоленск. С. 39-45
12. Горовая, В. И., Журнал детский дом / В. И. Горовая // Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни. 2009. N 32. С.11
13. Деева Е.В. Социально-педагогическая деятельность с
несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений. Социально­экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. №10. С.202-208.
14. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем. Москва: Типография ООО "Малый бизнес", 2010. 110 с.
15. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот // Аналитический доклад. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012. С.7-11...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ