Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение сущности «художественно-эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности художественно-эстетического воспитания детей
дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы художественно-эстетического воспитания
детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование по определению уровня
сформированности художественно-эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на констатирующем этапе) 35
2.2. Формирующий этап и результаты опытно - поисковой работы, направленной на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Определение сущности «художественно-эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности художественно-эстетического воспитания детей
дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы художественно-эстетического воспитания
детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование по определению уровня
сформированности художественно-эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (на констатирующем этапе) 35
2.2. Формирующий этап и результаты опытно - поисковой работы, направленной на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
Актуальность исследования. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда и на всю жизнь. Потребность видеть красоту в окружении себя, у ребенка отмечается с раннего детства. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя, любоваться предметами быта, замечать красивое в окружающем мире, а так же вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы.
Современные дети дошкольного возраста имеют другой художественно-эстетический опыт, сформированный в условиях влияния информационных ресурсов, технологий, медиасредств современного общества. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как непрерывный, социально контролируемый, органический процесс «вхождения» ребёнка в социум в процессе освоения культурных средств под непосредственным руководством взрослого. На современном этапе развития общества в условиях социально - экономических трансформаций изменяются не только структурные, но и содержательные характеристики культуры и образования, влияющие на художественно-эстетическое воспитание личности в период дошкольного детства. В дошкольном образовании остаётся нерешённым вопрос разработки педагогических программ по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, несмотря на многообразие исследований, посвящённых данной проблеме. Недостаточность разработок и использования в образовательном процессе ДОО программ для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности влияет на качество воспитания эстетически развитого, творчески активного ребёнка-дошкольника.
Преобразования, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.2013 г.), меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного и творческого отношения к миру в детской деятельности [55]. В условиях усложнения процессов развития дошкольного образования появляются новые цели, изменяется содержание образования и технологии обучения, появляются новые формы и методы организации образовательного процесса в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, возрастает роль искусства, национальной и музейной культуры в становлении культурной личности ребёнка-дошкольника. Органичная интеграция культуры и образования представляется особенно значимой в поиске единого подхода к решению задач художественно-эстетического воспитания и социокультурной адаптации ребёнка в обществе. Ориентация на ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства обеспечивает становление у ребёнка эстетического отношения к окружающему миру, проявлений самостоятельности, инициативы, творчества, отражение впечатлений в разных видах детской деятельности, что является показателем «обогащения» и «присвоения» полученного опыта творческой деятельности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями: между требованиями образовательного стандарта, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», о необходимости художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе организации интегрированной художественной деятельности для его развития.
Сформулированное противоречие позволило определить проблему исследования: какие методы и средства, необходимо применить для художественно-эстетического воспитания в продуктивных видах деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую
литературу по проблеме художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, раскрыть содержание понятия «художественно-эстетическое воспитание».
2. Выявить особенности и определить педагогические условия художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Определить влияние продуктивных видов деятельности на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Теоретико - методологической основой исследования являются труды по художественно-эстетическому развитию личности (А.И. Буров, В.В. Власенко, В.И. Волынкин, Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Дубровская, Н.И. Киященко, С.А. Козлова, Н.Г. Куприна, И.А. Лыкова, М.К. Мамардашвили, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, Л.С. Щукина, Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов, А.Ф. Яфальян и др.); практико-ориентированные основы художественно - творческой деятельности ребёнка (А.В. Бакушинский, В.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Г.С. Каменкова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Л.А. Парамонова, Т.С. Рубан, Т.Я. Шпикалова и др.); исследования по развитию творческих способностей личности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, , А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Холодная и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, в ходе опытно - поисковой работы, могут найти применение в практике детских садов для художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- статистические методы обработки результатов исследования.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 26 города Красноуральск Свердловской области. В опытно поисковой работе приняли участие 19 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Современные дети дошкольного возраста имеют другой художественно-эстетический опыт, сформированный в условиях влияния информационных ресурсов, технологий, медиасредств современного общества. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как непрерывный, социально контролируемый, органический процесс «вхождения» ребёнка в социум в процессе освоения культурных средств под непосредственным руководством взрослого. На современном этапе развития общества в условиях социально - экономических трансформаций изменяются не только структурные, но и содержательные характеристики культуры и образования, влияющие на художественно-эстетическое воспитание личности в период дошкольного детства. В дошкольном образовании остаётся нерешённым вопрос разработки педагогических программ по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, несмотря на многообразие исследований, посвящённых данной проблеме. Недостаточность разработок и использования в образовательном процессе ДОО программ для детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности влияет на качество воспитания эстетически развитого, творчески активного ребёнка-дошкольника.
Преобразования, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (№ 1155 от 17.10.2013 г.), меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного и творческого отношения к миру в детской деятельности [55]. В условиях усложнения процессов развития дошкольного образования появляются новые цели, изменяется содержание образования и технологии обучения, появляются новые формы и методы организации образовательного процесса в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, возрастает роль искусства, национальной и музейной культуры в становлении культурной личности ребёнка-дошкольника. Органичная интеграция культуры и образования представляется особенно значимой в поиске единого подхода к решению задач художественно-эстетического воспитания и социокультурной адаптации ребёнка в обществе. Ориентация на ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства обеспечивает становление у ребёнка эстетического отношения к окружающему миру, проявлений самостоятельности, инициативы, творчества, отражение впечатлений в разных видах детской деятельности, что является показателем «обогащения» и «присвоения» полученного опыта творческой деятельности.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями: между требованиями образовательного стандарта, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», о необходимости художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе организации интегрированной художественной деятельности для его развития.
Сформулированное противоречие позволило определить проблему исследования: какие методы и средства, необходимо применить для художественно-эстетического воспитания в продуктивных видах деятельности.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий, направленный на художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую
литературу по проблеме художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, раскрыть содержание понятия «художественно-эстетическое воспитание».
2. Выявить особенности и определить педагогические условия художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Определить влияние продуктивных видов деятельности на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий, направленных на развитие художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Теоретико - методологической основой исследования являются труды по художественно-эстетическому развитию личности (А.И. Буров, В.В. Власенко, В.И. Волынкин, Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Дубровская, Н.И. Киященко, С.А. Козлова, Н.Г. Куприна, И.А. Лыкова, М.К. Мамардашвили, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, Л.С. Щукина, Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов, А.Ф. Яфальян и др.); практико-ориентированные основы художественно - творческой деятельности ребёнка (А.В. Бакушинский, В.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Г.С. Каменкова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Л.А. Парамонова, Т.С. Рубан, Т.Я. Шпикалова и др.); исследования по развитию творческих способностей личности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, , А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Холодная и др.).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, в ходе опытно - поисковой работы, могут найти применение в практике детских садов для художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- творческие задания;
- опытно-поисковая работа;
- беседа;
- статистические методы обработки результатов исследования.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 26 города Красноуральск Свердловской области. В опытно поисковой работе приняли участие 19 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Обобщая вышеизложенный материал, мы пришли к следующим выводам. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса ДОО, где на первое место выдвигаются проблемы передачи дошкольникам опыта поколений через приобщение к культуре страны и малой Родины, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, создание условий для саморазвития личности в продуктивной деятельности.
Проблема художественно-эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста и сделать следующие выводы, что на современном этапе развития образования происходит дальнейшее изучение и научное обоснование проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Стратегия государства и образования, ориентированная на передачу культурного опыта, востребованного определённой социальной общностью, открыло путь к активному освоению ребёнком художественно-эстетической культуры: приобщение к ценностям культуры и искусства; развитие восприятия художественного образа в процессе общения с объектами искусства; освоение художественных эталонов; формирование художественного вкуса; развитие художественно-эстетической потребности; формирование культуры творческого мышления; развитие творческой индивидуальности в художественной деятельности.
На основании нашего исследование можно сделать вывод, что условия художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста созданы на взаимодействиях педагога и ребёнка и основаны на технологиях развивающей педагогики, реализующиеся в соответствии с целевыми установками и гарантирующие качественное достижение планируемых результатов. И направлены на последовательное приобщение детей к культуре и искусству, формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и их вовлечение детей во все виды художественно-эстетической творческой деятельности.
Проведение исследовательской работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста сопровождалось проведением эффективно выстроенной диагностики в ДОО, что дало возможность провести оценку конкретных педагогических действий, своевременно фиксировать и корректировать деятельность всей системы методической работы с педагогами, детьми и родителями. Педагогическая диагностика включала в себя сочетание оптимального комплекса методов: изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей).
Был разработан комплекс занятий, направленных на развитие художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. Можно отметить, что средства, формы и методы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста позволяют педагогу совершенствовать процесс продуктивных видов деятельности в целом и интегрировать его с другими образовательными областями. Комплексный подход педагога к выбору эффективных методов выступает необходимым условием образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей, индивидуальных способностей и «пробуждения» творческой активности ребёнка в условиях развивающего обучения. Это комплекс занятий в дальнейшем может быть использован, для приобщения к ценностям культуры и искусства, развитие восприятия художественного образа в процессе общения с объектами искусства, освоение художественных эталонов, формирование художественного вкуса и художественно-эстетической потребности, развитие эстетического интереса, формирование культуры творческого мышления, развитие творческой индивидуальности в художественной деятельности.
Таким образом, из всеобщего заключения, можно сделать вывод, что поставленная нами цель и задачи опытно поисковой работы выполнены.
Проблема художественно-эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста и сделать следующие выводы, что на современном этапе развития образования происходит дальнейшее изучение и научное обоснование проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Стратегия государства и образования, ориентированная на передачу культурного опыта, востребованного определённой социальной общностью, открыло путь к активному освоению ребёнком художественно-эстетической культуры: приобщение к ценностям культуры и искусства; развитие восприятия художественного образа в процессе общения с объектами искусства; освоение художественных эталонов; формирование художественного вкуса; развитие художественно-эстетической потребности; формирование культуры творческого мышления; развитие творческой индивидуальности в художественной деятельности.
На основании нашего исследование можно сделать вывод, что условия художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста созданы на взаимодействиях педагога и ребёнка и основаны на технологиях развивающей педагогики, реализующиеся в соответствии с целевыми установками и гарантирующие качественное достижение планируемых результатов. И направлены на последовательное приобщение детей к культуре и искусству, формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и их вовлечение детей во все виды художественно-эстетической творческой деятельности.
Проведение исследовательской работы по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста сопровождалось проведением эффективно выстроенной диагностики в ДОО, что дало возможность провести оценку конкретных педагогических действий, своевременно фиксировать и корректировать деятельность всей системы методической работы с педагогами, детьми и родителями. Педагогическая диагностика включала в себя сочетание оптимального комплекса методов: изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей).
Был разработан комплекс занятий, направленных на развитие художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. Можно отметить, что средства, формы и методы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста позволяют педагогу совершенствовать процесс продуктивных видов деятельности в целом и интегрировать его с другими образовательными областями. Комплексный подход педагога к выбору эффективных методов выступает необходимым условием образовательного процесса, раскрытия потенциальных возможностей, индивидуальных способностей и «пробуждения» творческой активности ребёнка в условиях развивающего обучения. Это комплекс занятий в дальнейшем может быть использован, для приобщения к ценностям культуры и искусства, развитие восприятия художественного образа в процессе общения с объектами искусства, освоение художественных эталонов, формирование художественного вкуса и художественно-эстетической потребности, развитие эстетического интереса, формирование культуры творческого мышления, развитие творческой индивидуальности в художественной деятельности.
Таким образом, из всеобщего заключения, можно сделать вывод, что поставленная нами цель и задачи опытно поисковой работы выполнены.
Подобные работы
- Тестопластики как художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Художественно-эстетическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-продуктивной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста (Институт государственного администрирования)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019



