Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «художественные способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Изобразительная деятельность как условие развития
художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..28
2.1. Диагностическое исследование развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем
этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «художественные способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Изобразительная деятельность как условие развития
художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..28
2.1. Диагностическое исследование развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем
этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В истории дошкольной педагогики проблема развития способностей детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности, которая в априори должна обладать определенными способностями. О чем упоминается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Далее ФГОС ДОО), который включает задачи «создания благоприятных условий развития детей: в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии психических свойств, процессов, качеств личности. Огромное значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать развитие художественных способностей. По мнению Н.В. Микляевой, художественные способности, это способности обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных видах художественной деятельности детей.
Изобразительная деятельность, как ни одна другая способствует развитию творческого воображению, изобразительных навыков, содействует развитию многих художественных способностей у детей. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания; формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка; развивается умение создавать и воплощать замыслы; осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности. Изобразительная
деятельность развивает сенсорную культуру, обогащает представления об окружающем мире, стимулирует развитие речи, воображение, мышление, память, внимание, познавательную активность, обогащает художественную деятельность детей.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объектом исследования: является процесс развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественных способностей у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «художественные способности»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в процессе развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи психологической и педагогической мысли о художественных способностей (К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.С. Кузина, В.Д. Шадриков, Б.М. Теплов); проблемой развития художественных способностей в изобразительной деятельности занимались (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Б.П. Юсов, Б.М. Теплов, Ю.А. Полуянов, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова.) современные исследователи, изучающие развитие изобразительной деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.В. Микляева).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию художественных способностей, в практике досуговой деятельности и дополнительного образования.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения №424 г. Екатеринбурга.
В опытно-поисковой работе приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа по развитию художественных способностей осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал изобразительной деятельности в развитии художественных способностей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровней развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии психических свойств, процессов, качеств личности. Огромное значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей. В рамках нашего исследования мы будем рассматривать развитие художественных способностей. По мнению Н.В. Микляевой, художественные способности, это способности обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных видах художественной деятельности детей.
Изобразительная деятельность, как ни одна другая способствует развитию творческого воображению, изобразительных навыков, содействует развитию многих художественных способностей у детей. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания; формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка; развивается умение создавать и воплощать замыслы; осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности. Изобразительная
деятельность развивает сенсорную культуру, обогащает представления об окружающем мире, стимулирует развитие речи, воображение, мышление, память, внимание, познавательную активность, обогащает художественную деятельность детей.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объектом исследования: является процесс развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественных способностей у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «художественные способности»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в процессе развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи психологической и педагогической мысли о художественных способностей (К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.С. Кузина, В.Д. Шадриков, Б.М. Теплов); проблемой развития художественных способностей в изобразительной деятельности занимались (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Б.П. Юсов, Б.М. Теплов, Ю.А. Полуянов, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова.) современные исследователи, изучающие развитие изобразительной деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.В. Микляева).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию художественных способностей, в практике досуговой деятельности и дополнительного образования.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения №424 г. Екатеринбурга.
В опытно-поисковой работе приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа по развитию художественных способностей осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал изобразительной деятельности в развитии художественных способностей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровней развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В истории дошкольной педагогики проблема развития способностей детей всегда была одной из актуальных. Изобразительная деятельность способствует развитию художественных способностей детей, которое возможно только в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков в какой-либо деятельности. Теоретический анализ литературы таких ученых, как А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Н.В. Микляева, Т.С Комарова, Б.П. Юсов, Ю.А. Полуянов, Е.А. Флерина, Е.Н. Бородиной и др. и проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. По мнению Н.В. Микляевой, художественные способности, это способности обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных видах художественной деятельности детей;
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как
В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Е.Н. Бородиной мы определяем развитие художественных способностей в единстве трех критериев: художественно-образный, эмоционально-мотивационный,
действенно-практический. Художественно-образный предполагает образную обобщенность предметов, существ, природных явлений; эмоционально-мотивационный проявляется в эмоциональной отзывчивости на художественные образы, образы окружающей действительности, наличие интереса к выполнению творческих заданий; действенно-практический проявляется в умении оригинально выполнять задания творческого характера, проявление творческого мышления и воображения.
2. Нами проведен анализ различных исследователей в подходах к развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста. Из понимания становится очевидным, что для развития художественных способностей детям нужно приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не смогут, то есть необходимо содействовать развитию детей, помогать в освоении ими богатого художественного опыта. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для развития художественных способностей так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей изобразительной деятельности.
3. Изучив потенциал изобразительной деятельности как средства развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что изобразительная деятельность старших дошкольников сама по себе является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она способствует всестороннему развитию детей, в частности она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию. Изобразительная деятельность содействует развитию художественных способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у детей художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач развития художественных способностей и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения на выбранную тему. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии художественных способностей по выделенным критериям, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности.
На протяжении формирующего этапа опытно-поисковой работы использовался метод наблюдения. Метод наблюдения позволил планомерно собрать информацию, систематизировать, сделать выводы. В начале исследования было выявлено, что дети на первых занятиях были несколько пассивны, при восприятии художественных образов и явлений не могли в полном объеме выделить характерные черты, замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира. Затруднялись в выборе средств выразительности для художественного изображения, не стремились к оригинальности решений.
На последующих занятиях у детей старшего дошкольного возраста стали развиваться художественные способности в изобразительной деятельности, дети стали осмысленно воспринимать предметы, явления, выделять их свойства, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.п.). Дети на занятиях стали более активными, заинтересованными и самостоятельными в изобразительной деятельности; научились передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности, в своих работах использовали новые способы для художественного изображения, стремились к оригинальности решений.
Таким образом, анализируя результаты наблюдения и работы по изобразительной деятельности можно сделать вывод, что проведенная на формирующем этапе опытно-поисковая работа свидетельствует о положительной динамике развития художественных способностей у детей по всем трем критериям.
1. По мнению Н.В. Микляевой, художественные способности, это способности обеспечивающие восприятие и понимание произведений искусства и реализующиеся в разных видах художественной деятельности детей;
2. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как
В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Е.Н. Бородиной мы определяем развитие художественных способностей в единстве трех критериев: художественно-образный, эмоционально-мотивационный,
действенно-практический. Художественно-образный предполагает образную обобщенность предметов, существ, природных явлений; эмоционально-мотивационный проявляется в эмоциональной отзывчивости на художественные образы, образы окружающей действительности, наличие интереса к выполнению творческих заданий; действенно-практический проявляется в умении оригинально выполнять задания творческого характера, проявление творческого мышления и воображения.
2. Нами проведен анализ различных исследователей в подходах к развитию художественных способностей детей старшего дошкольного возраста. Из понимания становится очевидным, что для развития художественных способностей детям нужно приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не смогут, то есть необходимо содействовать развитию детей, помогать в освоении ими богатого художественного опыта. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для развития художественных способностей так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть большое желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей изобразительной деятельности.
3. Изучив потенциал изобразительной деятельности как средства развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что изобразительная деятельность старших дошкольников сама по себе является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она способствует всестороннему развитию детей, в частности она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию. Изобразительная деятельность содействует развитию художественных способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у детей художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач развития художественных способностей и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения на выбранную тему. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии художественных способностей по выделенным критериям, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности.
На протяжении формирующего этапа опытно-поисковой работы использовался метод наблюдения. Метод наблюдения позволил планомерно собрать информацию, систематизировать, сделать выводы. В начале исследования было выявлено, что дети на первых занятиях были несколько пассивны, при восприятии художественных образов и явлений не могли в полном объеме выделить характерные черты, замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира. Затруднялись в выборе средств выразительности для художественного изображения, не стремились к оригинальности решений.
На последующих занятиях у детей старшего дошкольного возраста стали развиваться художественные способности в изобразительной деятельности, дети стали осмысленно воспринимать предметы, явления, выделять их свойства, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.п.). Дети на занятиях стали более активными, заинтересованными и самостоятельными в изобразительной деятельности; научились передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности, в своих работах использовали новые способы для художественного изображения, стремились к оригинальности решений.
Таким образом, анализируя результаты наблюдения и работы по изобразительной деятельности можно сделать вывод, что проведенная на формирующем этапе опытно-поисковая работа свидетельствует о положительной динамике развития художественных способностей у детей по всем трем критериям.
Подобные работы
- Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие художественных способностей детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021



