Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного развития раннего возраста в доме ребенка 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика раннего
возраста 6
1.2. Сенсорное развитие в раннем возрасте: определение и
содержание 17
1.3. Характеристика сенсорного развития детей раннего возраста
в доме ребенка 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по сенсорному развитию детей раннего возраста на примере Государственного казенного учреждения здравоохранения Свердловской области «Дом ребёнка» п. Вьюхино 37
2.1.Опыт работы ГКУЗ СО «Дом ребенка» по сенсорному развитию детей раннего возраста 37
2.2. Первичная диагностика сенсорного развития детей
раннего возраста 45
2.3. Комплекс мероприятий по сенсорному развитию детей раннего
возраста в доме ребенка 54
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 70
Актуальность темы исследования. В истории дошкольной педагогики, на всех стадиях ее развития, проблема сенсорного развития занимает одно из главных мест. Ребёнок в своей жизни встречается с огромным разнообразием величин, форм, красок, и других свойств объектов: например, игрушек и предметов быта. Ребёнка окружает природа со всеми её сенсорными признаками - разнообразием цвета, звуков, запахов. И, безусловно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит спонтанно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, то в этом случае оно оказывается неполноценным и поверхностным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.
В независимости от того, где воспитывается ребёнок (посещает детское учреждение или только в семье), ему необходимо обеспечить своевременное гармоническое развитие. Стоит отметить, что условия жизни и воспитания детей в семье и детском учреждении отличаются, поэтому приёмы воспитания и организация жизни также отличаются, хотя задачи воспитания одинаковы.
При интернатном воспитании дети лишены почти всех условий, стимулирующих спонтанное развитие. Их отставание в развитии происходит уже на первых месяцах жизни. Также происходит задержка созревания структур мозга. Недостаток поступающей информации ведет к тому, что определенные структуры мозга не развиваются. И, как следствие, ребенок не достигает возрастных показателей развития. Чем дольше происходит такой негативный процесс, тем сложнее его обратить. Его результатом может стать образование различных отклонений в поведении, деформации нормальных социальных контактов, низкой способности к обучению. Выдающие зарубежные исследователи в сфере дошкольной педагогики (К. Ингенкамп [33], М. Монтессори [43]), а также известные отечественные ученые (З.М. Богуславская [10], Д.А. Белухин [7], Л.А. Венгер [16], A.B. Запорожец [27] , Г.Н. Кобель [36], В.С. Мухина [47]) полагали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Противоречие исследования: с одной стороны, в настоящее время существует необходимость осуществления сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка, с другой стороны, научных данных об этом процессе на данный момент времени недостаточно.
Проблема: каково содержание сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка?
Тема исследования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста в доме ребенка»
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка.
Предмет исследования: содержание процесса сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по сенсорному развитию детей раннего возраста в доме ребенка.
Гипотеза: вероятно, содержание сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка должно:
• учитывать характерные черты их психического состояния («синдром сиротства»), возникающие в следствие родительской депривации;
• найти отражение в научно-обоснованном комплексе мероприятий.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику раннего возраста.
2. Проанализировать понятия «сенсорное развитие», охарактеризовать содержание данного процесса и отразив характерные черты его протекания в раннем возрасте.
3. Дать характеристику сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка.
4. Проанализировать опыт работы ГКУЗ СО «Дом ребенка» по сенсорному развитию детей раннего возраста.
5. Провести первичную диагностику сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка.
6. Частично апробировать комплекс мероприятий по сенсорному развитию детей раннего возраста в доме ребенка.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - диагностический метод, реализованный в методиках «Группировка игрушек» (Венгера Л. А.), «Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную» (Стребелевой Е. А.), «Сложи разрезную картинку (из трёх частей)» (Стребелевой Е. А.), «Собери цветок (4 цвета)» (Стребелевой Е. А.), «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированные варианты методики Земцовой М. И.), анализ документов ГКУЗ СО «Дом ребенка».
База исследования: Государственное казенное учреждение здравоохранения Свердловской области «Дом ребенка», п. Вьюхино.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Теоретико-эмпирическое изучение сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка позволило сделать следующие выводы.
1. Изучение работ Л.С.Выготского [19], В. С. Мухиной [47], Г.М. Ляминой [41], С. Л. Рубинштейна [60], Д.Б. Эльконина [64] позволило сделать вывод о том, что ранним возрастом принято считать стадию психического развития ребенка от одного года до трех лет. Социальная ситуация развития в этот период - ситуация совместной деятельности со взрослым. Ее содержание - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Поэтому социальная ситуация развития в раннем возрасте обозначается как «ребенок - предмет - взрослый». Ведущая деятельность - предметная деятельность, в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. Центральным новообразованием раннего детства является новая форма организации сознания - «Я-действие», так же важным новообразованием возраста, лежащим на границе кризиса раннего детства, является гордость за достижения.
2. Анализ работ З.М. Богуславской [10], Д.А. Белухина [7], Л.А. Венгер
[16], A.B. Запорожец [27] , Г.Н. Кобель [36], В.С. Мухиной [47] показал, что под сенсорным развитием понимается формирование у ребенка сенсорных процессов. Важными условиями сенсорного развития являются развитие ощущения и восприятия и усвоение сенсорных эталонов. Характерные черты сенсорного развития в раннем возрасте: восприятие ребенка на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия.
3. Для детей в доме ребенка характерны общие черты их психического состояния, объединяемые под названием «синдром сиротства», возникающий в следствие родительской депривации. Пребывание в доме ребенка сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. В связи с этим во многом осложняется процесс их сенсорного развития. Для преодоления недостатков в сенсорном развитии детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, требуется целенаправленная педагогическая работа.
4. Проанализировав опыт работы ГКУЗ СО «Дом ребенка» по сенсорному развитию детей раннего возраста, мы пришли к выводу, что для обеспечения сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка имеется всё необходимое для всех видов образовательной деятельности, педагогической, административной и хозяйственной деятельности, оснащение и оборудование.
5. Первичная диагностика сенсорного развития детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, показала, что у детей на достаточном уровне сформировано восприятие формы, умение использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов. Дети частично справились с расположением цвета в соответствии с образцом и называнием именно этого цвета. Задание «Сложи разрезную картинку» показало о наличии недостаточного уровня у обследованных детей по направлению развития целостного восприятия предметного изображения на картинке. У детей уровень развития ориентировки на величину находится на недостаточном уровне и необходимы дополнительные занятия и упражнения для коррекции и развития данного направления. Наиболее низкие показатели при работе с детьми раннего возраста были получены при выполнении задания, направленного на проверку уровня развития навыков тактильного обследования предметов. По данному направлению необходима усиленная работа педагогов, подбор и применение в практике игр и мероприятий, направленных на развитие у детей тактильного ощущения.
6. Частичная апробация комплекса мероприятий по сенсорному развитию детей раннего возраста в доме ребенка показала, что при реализации представленного в выпускной квалификационной работе комплекса мероприятий, сенсорное развитие детей раннего возраста в детском доме имеет тенденцию к достижению нормативных для данного возраста показателей.
Так же при наблюдении за детьми было выявлено, что в свободное время испытуемые дети самостоятельно брали игры и выполняли задания, с которыми их ознакомили в процессе проведения опытно - поисковой работы.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, поставленная гипотеза о том, что вероятно, содержание сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка должно быть отражено в научно- обоснованном комплексе мероприятий подтверждена.
1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. Ереван: Айастан, 2012. 224 с.
2. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 2006. 216 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 2010. 486 с.
4. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
5. Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы // Школьные технологии. 2010. № 4. С. 17-23.
6. Безрукова B.C. О построении педагогического знания // Педагогика. 2007. № 10. С. 20-25.
7. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. В 2 ч. Ч. 2. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модель», 2007. 304 с.
8. Бетехтина О.Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего
дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины ХХ века: автореф.дисс.канд.пед.наук. Москва, 1999. 25 с.
[электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-
sensornogo-vospitaniya-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v- otechestvennoi-doshko#ixzz50CDlN4Iw (дата обращения 02.12.2017).
9. Боголюбов В.И. Эволюция педагогических технологий // Школьные технологии. 2008. № 4. С. 12-21.
10. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста //Доклады АПН РСФСР. 2011. № 3. С. 51-57.
11. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., Просвещение, 2011. 207 с.
12. Богуславская З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста // Психология личности и деятельности дошкольника. 2009. С. 190-253.
13. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 2011. 169 с.
14. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Флинта, 2012. 45 с.
15. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 2012. 144 с...