Введение 3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социального обслуживания: теоретический аспект 7
1.1. Социально-педагогическая деятельность: понятия и сущность 7
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социально-педагогической
деятельности в учреждениях КЦСОН 18
1.3. Предоставление услуг гражданам пожилого возраста, как напрвление
социально-педагогической деятельности в КЦСОН 30
Глава 2. Из опыта работы ГАУ «КЦСОН Октябрьского района г.
Екатеринбурга» по социально-педагогической деятельности 38
2.1. Анализ опыта социально-педагогической деятельности ГАУ «КЦСОН
Октябрьского района г. Екатеринбурга» 38
2.2. Проект «Творческая-мастерская» по социально-педагогической
деятельности с гражданами пожилого возраста 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение
Актуальность исследования. По состоянию на 2016 год, в России наблюдается продолжение роста количества лиц пенсионного возраста. На данный момент по данным Рсстата в нашей стране официально проживает более 42 миллионов пенсионеров, что фактически составляет 30% населения.
В настоящее время для данной многочисленной группы пожилого населения наиболее актуальны вопросы социокультурного, социально-педагогического характера в решении которых большая роль отводится учреждениям социального обслуживания. Перед учреждениями социального обслуживания стоит задача создание условий для достойной жизни пожилых граждан, установление гармоничных отношений с социальным окружением, расширения возможности социальной коммуникации и социальной активности граждан пожилого возраста. Поэтому особое значение в работе с пожилыми гражданами приобретает педагогический компонент, заключающий в формировании у них нового социального опыта, позитивной мотивации и активизации потенциальных возможностей пожилого гражданина в решении своих проблем.
Социальное обслуживание населения - это направленная социальная деятельность, ориентированная на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, это процесс предоставления социальных услуг населению.
Говоря о деятельности учреждений социального обслуживания направленной на поддержку пожилых людей, стоит отметить, что в данный период времени, перед социальными службами стоит задача не только создания условий для достойной жизни граждан пожилого возраста, но и установления гармоничных отношений с социальным окружением, расширения возможности социальной коммуникации и социальной активности данных категорий населения. В этих условиях деятельность учреждений социального обслуживания должна быть ориентирована на использование собственных резервных возможностей клиентов - граждан пожилого возраста. Особое значение в социальной работе с пожилыми людьми приобретает педагогический компонент, заключающийся в формировании у них нового социального опыта и активизации потенциальных возможностей личности в решении собственных проблем.
Системность решения разнообразных проблем данной категории граждан возможна путем внедрения в практику работы учреждений социального обслуживания эффективных форм и методов социальнопедагогической деятельности.
Социально-педагогическая деятельность - это особая профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи, ориентированная на социализацию и на создание условий для самореализации в обществе.
В настоящее время в литературе представлено большое количество исследований посвященных разным направлениям социально-педагогической науки. Можно отметить следующих авторов, раскрывших в своих трудах различные взгляды на эту тему, среди них: Бочарова В. Г., Масленникова В. Ш., Зайнышев И. Г., В. Холостова Е.И. и многие другие. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста как открытая социальнопедагогическая система обосновывается в исследованиях Липского И. А, Шмелевой Н. Б. и других.
Противоречие исследования заключается в том, что с одной стороны социально-педагогическая деятельность является актуальным направлением работы с гражданами пожилого возраста, а с другой стороны, сложившееся в учреждениях социального обслуживания данное направление недостаточно развито.
Проблема исследования - как осуществлять социально-педагогическую деятельность в учреждениях социального обслуживания с гражданами пожилого возраста?
Ограничение: мы будем в своей работе рассматривать социальнопедагогическую деятельность с гражданами пожилого возраста.
Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность в
учреждениях социального обслуживания».
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста.
Предмет исследования - содержание социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания.
Цель работы - на основе анализа теоретического и практического аспекта социально-педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания разработать проект социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста, реализуемая в КЦСОН.
Гипотеза исследования: предполагается, что социально-педагогическая деятельность с гражданами пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания включает себя следующие условия:
• организация и проведение комплекса социально-педагогических мероприятий в учреждениях социального обслуживания с гражданами пожилого возраста;
• внедрение проекта по социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста.
Задачи исследования:
1. Определить понятия и сущность социально педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания гражданам пожилого возраста.
2. Рассмотреть нормативно правовое обеспечение социально-педагогической деятельности в учреждениях КЦСОН
3. Изучить социально педагогическую деятельность с гражданами пожилого возраста в комплексном центре социального обслуживания населения.
4. Проанализировать опыт работы ГАУ «КЦСОН Октябрьского района г.Екатеринбурга» по социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста .
5. Разработать проект «Творческая - мастерская» по социально-педагогической деятельности с гражданами пожилого возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация эмпирические: анализ документов, наблюдение, беседа, обработка результатов.
База исследования - Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Екатеринбурга».
Объем и структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Социально-педагогическая деятельность, является профессиональной деятельностью по решению социальных проблем личности, направленной на социализацию, адаптацию и интеграцию индивида в социум, сущностью которой является гармонизация ценностных ориентаций личности и нормативных ценностей общества посредством актуализации собственных жизненных сил.
Социально-педагогическая деятельность по предоставлению социальнопедагогических услуг гражданам пожилого возраста оказывают учреждения социального обслуживания, именно они ведут работу с гражданами пожилого возраста по оказанию разовой помощи, периодической, постоянной, в том числе срочной помощи, в целях улучшения условий его жизнедеятельности, расширения возможностей его самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.
Социально-педагогическая деятельность с гражданами пожилого возраста является неотъемлемым и очень важным элементом в системе социального обслуживания - поскольку услуги такого рода направлены на профилактику разнообразных отклонений в поведении личности получателей социальных услуг. Пожилые люди не просто получают набор социально полезных и ориентированных на их возраст помощь, с помощью современных обучающих методов у пожилых людей происходит формирование позитивных интересов, как в сфере досуга, так и в целом в когнитивной сфере.
Учреждения социального обслуживания ведут работу по предоставлению социально-педагогических услуг в соответствии с №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», №108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», № 482 «Об утверждении стандартов социальных услуг» индивидуальной программой по предоставлению социальных услуг.
Пожилые граждане, могут получать комплекс социально-педагогических мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки, порядок и периодичность реализации. Учреждения социального обслуживания осуществляют социально-педагогическую деятельность через реализуемые социально-педагогические услуги, используя разнообразные формы социального обслуживания и предоставляя разнообразные виды социально педагогических услуг.
Социально-педагогическая деятельность в Комплексном центре социального обслуживания населения Октябрьского района города Екатеринбурга выражена в работе разнообразных отделении Школы пожилого возраста и направлены на решение социальных проблем пожилых людей. ГАУ «КЦСОН Октябрьского района г.Екатеринбурга» организует досуг пожилых людей, популяризует активный образ жизни пожилого человека в социуме, реализуя комплексную программу «Старшее поколение».
Социально-педагогическая деятельность специалистов является важнейшим социализирующим фактором для граждан пожилого возраста, приобщая людей к согласованию действий, восстанавливая их самооценку, удовлетворяет потребность в информации, в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в условиях Комплексного центра социального обслуживания Октябрьского района города Екатеринбурга в ходе функционала отделения участкового социального обслуживания и отделения дневного пребывания по организации социальнодосуговой деятельности для граждан пожилого возраста.
ГАУ «КЦСОН Октябрьского района г.Екатеринбурга» оказывает гражданам пожилого возраста такие виды социально-педагогических услуг:
- организация досуга (посещение театров, выставок, экскурсии, сплавы на катамаранах, концерты и другие мероприятия);
• проведение индивидуальных и групповых занятий по обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг;
• индивидуальное, групповое, социально-педагогическое
консультирование;
• формирование у получателей социальных услуг позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), мероприятия в форме клубной кружковой работы.
Так, за 2016 годы было проведено 758 мероприятий в рамках которых было предоставлено 6713 социально-педагогических услуг, а за 3 квартала 2017 года было проведено 587 мероприятий в рамках которых было предоставлено 4612 социально-педагогических услуг для граждан пожилого возраста - получателей социальных услуг ГАУ «КЦСОН Октябрьского района г.Екатеринбурга».
Среди них особенно востребованными были обучающие занятия в Школе водного туризма (с последующими туристическими мероприятиями: сплавами по рекам на катамаранах, туристическими походами-восхождениями на известные вершины Урала) , курсы компьютерной грамотности (интерактивные уроки с использованием проектора, «Другой уровень» - консультирование выпускников отделения в индивидуальном режиме, обучение компьютерной грамотности инвалидов на дому, в т.ч. с использованием жестового языка), декоративно-прикладное творчество (работа с глиной, стеклом) с использованием проекта «Творческая мастерская», которая успешно реализуется.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб пособие / Г. С. Абрамова. М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 623 с.
2. Альперович, В. Д. Социальная геронтология / В. Д. Альперович. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2007. 576 с.
3. Басов, Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Изд. центр Академия, 2006. 256 с.
4. Берецкая, Е. А. Подготовка будущих специалистов социальной работы к деятельности по реабилитации граждан пожилого возраста: дис. канд. пед. наук / Е. А. Берецкая. Казань, 2006. 356 с.
5. Бондаренко, И. Н. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей / И. Н. Бондаренко // Социальная работа. 2005, № 3. С. 4-9.
6. Борисова, В. Н. Организация социальной реадаптации граждан пожилого возраста в современном российском обществе : дис. . канд. социол. наук / В. Н. Борисова.Пенза, 2005. 185 с.
7. Васильчиков, В. М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам России / В. М. Васильчиков //Отечественный журнал социальной работы. 2002. № 1. С. 68 - 72.
8. Воробьева, Э. JI. Социальное обслуживание: концептуальные основы и анализ современной практики / Э. J1. Воробьева // Социальное обслуживание, 2006. № 1. С. 5-30.
9. Дюмин, А. В. Социальная поддержка пожилых людей в современном российском регионе: дис. . канд. социол. наук / А. В. Дюмин. Барнаул, 2005. 168 с.
10. Дудин, Д., Смолькин, А. Пожилые люди в современной России [Электронный ресурс] - URL: http://senior-help.ru/articles/detail.php?id=396 (дата обращения 19.03.2015
11. Егоров, В. В. Профилактика преждевременного и ускоренного старения. метод, рекоменд. / В. В. Егоров. 2-е изд. М. : МГСУ-АПСР, 2004. 43 с.
12. Ермолаева, М. В. Практическая психология старости / М. В. Ермолаева. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 320с.
13. Змеев, С. И. Концепция развития образования взрослых в России / С.И. Змеев и др.М., 2001.32 с.
14. Игнатьева, JI. К. Педагогические условия самореализации пожилых людей в досуговых коллективах: дис. канд. пед. наук / JI. К. Игнатьева. Челябинск, 2008.171 с.
15. Инновационный подход к социальному обслуживанию пожилых людей / отв. ред. И. Н. Бондаренко, О. В. Краснова. М.: Московская Швейцария, 2003.192 с...