Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. «Характеристика понятия «эмоциональная сфера» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностическое исследование развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. «Характеристика понятия «эмоциональная сфера» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностическое исследование развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что эмоциональная сфера ребенка — одна из базовых предпосылок его общего психического развития, ядро становления личности, один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.
Эмоциональная сфера детей развивается в различных видах деятельности, при этом велико значение музыки в обогащении эмоционального опыта ребенка. В процессе восприятия музыкальных образов дети учатся сочувствию, переживают разнообразные эмоциональные состояния, что обогащает и развивает их эмоциональную сферу.
Огромную роль в развитии эмоциональной сферы детей играет музыкально-игровая деятельность. Детская музыкально-игровая деятельность — это игра, сопровождающаяся звучанием музыки. Музыка выступает как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. По словам Н.Г. Куприной, «музыкальная игра помогает ребенку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в ее звуковом мире, приобрести живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности». Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть раскрыто содержание понятия «эмоциональная сфера».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и проверить его эффективность в опытно-поисковой работе.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; анализ имеющихся программ по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, диагностические, наблюдение, опытно-поисковое исследование, анализ и обобщение полученных данных.
Методологическая основа. Работы по теории эмоциональных явлений Г. Бреслава, В.К. Вилюноса; исследования психологов и педагогов о значении развития эмоциональной сферы для становления личности ребенка в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Л. Кряжевой, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Л.Ф. Обуховой; исследования педагогов о развивающем и воспитательном потенциале театрального искусства Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Д.В. Менджерицкой, Л.В. Артемовой, Е.Л. Трусовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской.
Исследования воспитательного потенциала музыкального искусства в работах психологов (П.П. Блонский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.), педагогов — музыкантов (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.). Большую ценность для исследования развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности представляют методические разработки Н.А. Ветлугиной, Н.Г. Куприной, Г.А. Прасловой, О.П. Радыновой, Л.В. Школяр.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ № 26 «Колокольчик» г. Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 18 детей подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68) и двух приложений.
Эмоциональная сфера детей развивается в различных видах деятельности, при этом велико значение музыки в обогащении эмоционального опыта ребенка. В процессе восприятия музыкальных образов дети учатся сочувствию, переживают разнообразные эмоциональные состояния, что обогащает и развивает их эмоциональную сферу.
Огромную роль в развитии эмоциональной сферы детей играет музыкально-игровая деятельность. Детская музыкально-игровая деятельность — это игра, сопровождающаяся звучанием музыки. Музыка выступает как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. По словам Н.Г. Куприной, «музыкальная игра помогает ребенку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в ее звуковом мире, приобрести живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности». Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть раскрыто содержание понятия «эмоциональная сфера».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и проверить его эффективность в опытно-поисковой работе.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; анализ имеющихся программ по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, диагностические, наблюдение, опытно-поисковое исследование, анализ и обобщение полученных данных.
Методологическая основа. Работы по теории эмоциональных явлений Г. Бреслава, В.К. Вилюноса; исследования психологов и педагогов о значении развития эмоциональной сферы для становления личности ребенка в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Л. Кряжевой, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Л.Ф. Обуховой; исследования педагогов о развивающем и воспитательном потенциале театрального искусства Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Д.В. Менджерицкой, Л.В. Артемовой, Е.Л. Трусовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской.
Исследования воспитательного потенциала музыкального искусства в работах психологов (П.П. Блонский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.), педагогов — музыкантов (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.). Большую ценность для исследования развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности представляют методические разработки Н.А. Ветлугиной, Н.Г. Куприной, Г.А. Прасловой, О.П. Радыновой, Л.В. Школяр.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ № 26 «Колокольчик» г. Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 18 детей подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68) и двух приложений.
В процессе проведения исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе анализа литературы раскрыто содержание понятия «эмоциональная сфера». Это совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоции, эмоциональные состояния, чувства, настроения.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста: старший дошкольный возраст — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. У него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
3. Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-игровая деятельность не только помогает детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, но и дает представления о способах выражения собственных эмоций, развивает способность управлять своими эмоциями, чувствами и поведением.
4. Проведена диагностика развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
Показателями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение в движении, рисунке, интонировании;
2) . способность вербального определения основного эмоционального тона музыкального произведения.
2. Эмпатия. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . способность эмоционально-ритмической подстройки к партнерам в музыкальных играх;
2) . умение копировать мимику, жесты, интонации другого в музыкальных играх, понимать их значение и реагировать на них в ходе музыкальной игры;
3) . проявления внимания и сочувствия к партнеру по игре, проявление заботы о комфорте партнера.
3. Эмоциональная выразительность. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . умение адекватно игровой ситуации эмоционально выражать в жестах, мимике, пантомимике, в вокальном интонировании разнообразную гамму чувств;
2) . способность управлять своим телом и голосом, контролировать переход к различным эмоциональным состояниям в ходе музыкальной игры.
4. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников проводилась на базе подготовительной группы «Гномики» МБДОУ №26 «Колокольчик» г. Краснотурьинска Свердловской области.
По итогам диагностического исследования было выявлено, что развитие эмоциональной сферы воспитанников группы находиться преимущественно на среднем и низком уровнях. Причиной тому является недостаточность внимания со стороны педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольника.
5. Для исправления сложившейся ситуации педагогом группы «Гномики» был разработан комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности состоял из четырех блоков, а именно: «Угадай звуки музыки», «Мой внутренний мир», «Язык жестов и движений», «Повторяем друг за другом».
В каждый блок занятий было включено по 2 музыкальных игры, целью которых было развитие того или иного показателя эмоциональной сферы. Так игры «Угадай мелодию», «Мишка приехал в гости» из блока «Угадай звуки музыки» были нацелены на развитие эмоциональной отзывчивости к музыке. Музыкальные игры «Ассоциации» и «Зарисовки» из блока «Мой внутренний мир» были проведены для развития эмоциональной выразительности. Игры занятия «Язык жестов и движений» — «Аплодисменты» и «Пантомима» были нужны для развития эмпатии и эмоциональной выразительности. Музыкальная игра «Хоровод» и «Ходим кругом» занятия «Повторяем друг за другом» были нацелены на развитие эмпатии.
После занятий у детей наблюдались улучшение эмоционального состояния, дети проявляли дружелюбие, эмпатию, стали свободнее в фантазии и творческих замыслах.
6. После завершения опытно-поисковой работы были сделаны следующие наблюдения. До реализации комплекса занятий, высокого уровня развития эмоциональной сферы достигал только один ребенок из группы, а по его завершению данный показатель вырос на 38%, что составило 8 из 18 детей. Показатель среднего уровня развития эмоциональной сферы также увеличился с 28% до 56%, а вот показатель «низкий уровень» понизил свое значение до нуля.
Таким образом, в результате целенаправленной организации в МБДОУ №26 «Колокольчик» г. Краснотурьинска Свердловской области опытно-поисковой работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности, улучшились показатели эмоциональной отзывчивости, повысился уровень эмпатии старших дошкольников, и увеличилась их эмоциональная отзывчивость и выразительность
1. На основе анализа литературы раскрыто содержание понятия «эмоциональная сфера». Это совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоции, эмоциональные состояния, чувства, настроения.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста: старший дошкольный возраст — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. У него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
3. Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-игровая деятельность не только помогает детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, но и дает представления о способах выражения собственных эмоций, развивает способность управлять своими эмоциями, чувствами и поведением.
4. Проведена диагностика развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
Показателями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение в движении, рисунке, интонировании;
2) . способность вербального определения основного эмоционального тона музыкального произведения.
2. Эмпатия. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . способность эмоционально-ритмической подстройки к партнерам в музыкальных играх;
2) . умение копировать мимику, жесты, интонации другого в музыкальных играх, понимать их значение и реагировать на них в ходе музыкальной игры;
3) . проявления внимания и сочувствия к партнеру по игре, проявление заботы о комфорте партнера.
3. Эмоциональная выразительность. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . умение адекватно игровой ситуации эмоционально выражать в жестах, мимике, пантомимике, в вокальном интонировании разнообразную гамму чувств;
2) . способность управлять своим телом и голосом, контролировать переход к различным эмоциональным состояниям в ходе музыкальной игры.
4. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников проводилась на базе подготовительной группы «Гномики» МБДОУ №26 «Колокольчик» г. Краснотурьинска Свердловской области.
По итогам диагностического исследования было выявлено, что развитие эмоциональной сферы воспитанников группы находиться преимущественно на среднем и низком уровнях. Причиной тому является недостаточность внимания со стороны педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольника.
5. Для исправления сложившейся ситуации педагогом группы «Гномики» был разработан комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности состоял из четырех блоков, а именно: «Угадай звуки музыки», «Мой внутренний мир», «Язык жестов и движений», «Повторяем друг за другом».
В каждый блок занятий было включено по 2 музыкальных игры, целью которых было развитие того или иного показателя эмоциональной сферы. Так игры «Угадай мелодию», «Мишка приехал в гости» из блока «Угадай звуки музыки» были нацелены на развитие эмоциональной отзывчивости к музыке. Музыкальные игры «Ассоциации» и «Зарисовки» из блока «Мой внутренний мир» были проведены для развития эмоциональной выразительности. Игры занятия «Язык жестов и движений» — «Аплодисменты» и «Пантомима» были нужны для развития эмпатии и эмоциональной выразительности. Музыкальная игра «Хоровод» и «Ходим кругом» занятия «Повторяем друг за другом» были нацелены на развитие эмпатии.
После занятий у детей наблюдались улучшение эмоционального состояния, дети проявляли дружелюбие, эмпатию, стали свободнее в фантазии и творческих замыслах.
6. После завершения опытно-поисковой работы были сделаны следующие наблюдения. До реализации комплекса занятий, высокого уровня развития эмоциональной сферы достигал только один ребенок из группы, а по его завершению данный показатель вырос на 38%, что составило 8 из 18 детей. Показатель среднего уровня развития эмоциональной сферы также увеличился с 28% до 56%, а вот показатель «низкий уровень» понизил свое значение до нуля.
Таким образом, в результате целенаправленной организации в МБДОУ №26 «Колокольчик» г. Краснотурьинска Свердловской области опытно-поисковой работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности, улучшились показатели эмоциональной отзывчивости, повысился уровень эмпатии старших дошкольников, и увеличилась их эмоциональная отзывчивость и выразительность
Подобные работы
- Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости в музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



