ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. «Характеристика понятия «эмоциональная сфера» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной
сферы у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Диагностическое исследование развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 28
2.2. Содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что эмоциональная сфера ребенка — одна из базовых предпосылок его общего психического развития, ядро становления личности, один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.
Эмоциональная сфера детей развивается в различных видах деятельности, при этом велико значение музыки в обогащении эмоционального опыта ребенка. В процессе восприятия музыкальных образов дети учатся сочувствию, переживают разнообразные эмоциональные состояния, что обогащает и развивает их эмоциональную сферу.
Огромную роль в развитии эмоциональной сферы детей играет музыкально-игровая деятельность. Детская музыкально-игровая деятельность — это игра, сопровождающаяся звучанием музыки. Музыка выступает как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. По словам Н.Г. Куприной, «музыкальная игра помогает ребенку оказаться «внутри» музыки, стать творцом в ее звуковом мире, приобрести живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности». Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть раскрыто содержание понятия «эмоциональная сфера».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и проверить его эффективность в опытно-поисковой работе.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; анализ имеющихся программ по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, диагностические, наблюдение, опытно-поисковое исследование, анализ и обобщение полученных данных.
Методологическая основа. Работы по теории эмоциональных явлений Г. Бреслава, В.К. Вилюноса; исследования психологов и педагогов о значении развития эмоциональной сферы для становления личности ребенка в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Л. Кряжевой, А.Д. Кошелевой, Я.З. Неверович, Л.Ф. Обуховой; исследования педагогов о развивающем и воспитательном потенциале театрального искусства Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Д.В. Менджерицкой, Л.В. Артемовой, Е.Л. Трусовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской.
Исследования воспитательного потенциала музыкального искусства в работах психологов (П.П. Блонский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.), педагогов — музыкантов (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова и др.). Большую ценность для исследования развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности представляют методические разработки Н.А. Ветлугиной, Н.Г. Куприной, Г.А. Прасловой, О.П. Радыновой, Л.В. Школяр.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ № 26 «Колокольчик» г. Краснотурьинск Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняли участие 18 детей подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68) и двух приложений.
В процессе проведения исследования были решены поставленные задачи.
1. На основе анализа литературы раскрыто содержание понятия «эмоциональная сфера». Это совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоции, эмоциональные состояния, чувства, настроения.
2. Выявлены психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста: старший дошкольный возраст — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. У него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
3. Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-игровая деятельность не только помогает детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, но и дает представления о способах выражения собственных эмоций, развивает способность управлять своими эмоциями, чувствами и поведением.
4. Проведена диагностика развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
Показателями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение в движении, рисунке, интонировании;
2) . способность вербального определения основного эмоционального тона музыкального произведения.
2. Эмпатия. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . способность эмоционально-ритмической подстройки к партнерам в музыкальных играх;
2) . умение копировать мимику, жесты, интонации другого в музыкальных играх, понимать их значение и реагировать на них в ходе музыкальной игры;
3) . проявления внимания и сочувствия к партнеру по игре, проявление заботы о комфорте партнера.
3. Эмоциональная выразительность. Данный показатель в музыкально-игровой деятельности характеризуется следующими критериями:
1) . умение адекватно игровой ситуации эмоционально выражать в жестах, мимике, пантомимике, в вокальном интонировании разнообразную гамму чувств;
2) . способность управлять своим телом и голосом, контролировать переход к различным эмоциональным состояниям в ходе музыкальной игры.
4. Диагностика уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников проводилась на базе подготовительной группы «Гномики» МБДОУ №26 «Колокольчик» г. Краснотурьинска Свердловской области.
По итогам диагностического исследования было выявлено, что развитие эмоциональной сферы воспитанников группы находиться преимущественно на среднем и низком уровнях. Причиной тому является недостаточность внимания со стороны педагогов к развитию эмоциональной сферы дошкольника.
5. Для исправления сложившейся ситуации педагогом группы «Гномики» был разработан комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности состоял из четырех блоков, а именно: «Угадай звуки музыки», «Мой внутренний мир», «Язык жестов и движений», «Повторяем друг за другом».
В каждый блок занятий было включено по 2 музыкальных игры, целью которых было развитие того или иного показателя эмоциональной сферы. Так игры «Угадай мелодию», «Мишка приехал в гости» из блока «Угадай звуки музыки» были нацелены на развитие эмоциональной отзывчивости к музыке. Музыкальные игры «Ассоциации» и «Зарисовки» из блока «Мой внутренний мир» были проведены для развития эмоциональной выразительности. Игры занятия «Язык жестов и движений» — «Аплодисменты» и «Пантомима» были нужны для развития эмпатии и эмоциональной выразительности. Музыкальная игра «Хоровод» и «Ходим кругом» занятия «Повторяем друг за другом» были нацелены на развитие эмпатии.
После занятий у детей наблюдались улучшение эмоционального состояния, дети проявляли дружелюбие, эмпатию, стали свободнее в фантазии и творческих замыслах.
6. После завершения опытно-поисковой работы были сделаны следующие наблюдения. До реализации комплекса занятий, высокого уровня развития эмоциональной сферы достигал только один ребенок из группы, а по его завершению данный показатель вырос на 38%, что составило 8 из 18 детей. Показатель среднего уровня развития эмоциональной сферы также увеличился с 28% до 56%, а вот показатель «низкий уровень» понизил свое значение до нуля.
Таким образом, в результате целенаправленной организации в МБДОУ №26 «Колокольчик» г. Краснотурьинска Свердловской области опытно-поисковой работы по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности, улучшились показатели эмоциональной отзывчивости, повысился уровень эмпатии старших дошкольников, и увеличилась их эмоциональная отзывчивость и выразительность
1. Асафьев, Б.В. Речевая интонация [Текст]/ Б.В. Асафьев — М.: Музыка, 1965. — 314 с.
2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст]: Учебное пособие/ В.Н. Белкина — М., 2014. — 272 с.
3. Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст]/ В.М. Блейхер, И.В. Крук — М., 2015. — 640 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович — СПб.: «Питер», 2014. - 400 с.
5. Бочкарев, Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания [Текст]: док. дисс. в 2т. / Бочкарев Леонид Львович. — К.: КГУ, 1990. — 101с.
6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст]/ Г.М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
7. Вартанян, Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение [Текст] / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. — Л.: Наука, 2001. — 145 с.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст]/ Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1968 . — 414 с.
9. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
10. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]/ Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст]/Сост.: И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. —3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. — 368 с.
12. Вопросы музыкальной педагогики [Текст] / Сб. статей вып.2/ ред.- сост. В.И. Руденко. — М., 2010. — 112с.
13. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст]/ Л.С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2008. — 352 с.
14. Выродова, И.А. Музыкальные игры в жизни особого ребенка [Текст] /И.А. Выродова // Музыкальный руководитель. - 2012. - № 5 - С.30-33.
15. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст]/ Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10 — С.18-20.
16. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
17. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. - М.: Просвещение, 2003. - 420 с.
18. Давыдова, Н. А. Основы музыкального воспитания [Текст] / Н. А. Давыдова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 10. - С. 15
19. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст]/ Т.А. Данилина. - М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с.
20. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально—игровой деятельности [Текст]: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. - 120 с.
21. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст]/ Б.И. Додонов. - М.: Издательство политической литературы, 1978 . - 272 с.
22. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни [Текст]/ Е.А.Дубровская. — М.: Просвещение, 2006. - 111 с.
23. Жарова, Д. В., Иванова, Е.В. Формирование эмпатии в дошкольном
возрасте [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2014.- Т. 20. - С. 1621-1625. - URL:http://e-
koncept.ru/2014/54588.htm(дата обращения: 13.04.2017).
24. Запорожец, А.В. Психология действия. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. — М.: МПСИ, 2000. - 352 с.
25. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: обзор программ дошкольного образования [Текст] / М. Б. Зацепина. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
26. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
27. Каренина, И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста [Текст] / И.О. Каренина //Ярославский педагогический вестник -
2010, №4-Том11 (Психолого-педагогические науки). -242с.
28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений СПО [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - 13-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
29. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. — М. «Просвещение», 2003. -176 с.
30. Кравцов, Г.Г. Игра как основа детского творчества [Текст] / Г.Г. Кравцов // Искусство в школе. —1994. — № 2. — С. 12 — 17.
31. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.Л. Кряжева. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2001. - 160 с.
32. Кузьмина, Е. Встречаем музыкой весны [Текст] / Е.Кузьмина //Дошкольное образование. — 2006. — № 7- С.53-55с.
33. Куликова, О.Л. Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности [Текст]/ О.Л. Куликова. Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки). — С. 251-254.
34. Куприна, Н.Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности [Текст]/ Н.Г. Куприна: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург,2011.- 120 с.
35. Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / О.А. Куревина. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2003. — 175с.
36. Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. — 440 с.
37. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. — М.: Питер, 2009. — 320 с.
38. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.А. Михайлова. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
39. Музыка детям. Вопросы музыкально—эстетического воспитания [Текст] / сост. Л. Михеева. — Л.: Музыка, 1970. — 340 с.
40. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. — 254 с.
41. Ольшанникова, А.Е. Системный анализ эмоциональности [Текст] / А.Е. Ольшанникова. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - 200 с.
42. Особенности психического развития детей [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгера. - М.: Просвещение, 2006. - 198 с.
43. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Веракса Н.Е., Комарова Т.С. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 336 с.
44. Павлова, Л.Н. Раннее детство. Познавательное развитие [Текст] /Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 152 с.
45. Примерные программы основного общего образования. Искусство[Текст]. — М.: Просвещение, 2010. — 48 с.
46. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: дис. канд. пед. наук/С.В. Проняева. -Екатеринбург, 1999.
47. Психология эмоций [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.
48. Радынова, О.П. Слушаем музыку [Текст]: учебное пособие/ О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 2009. - 158 с.
49. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст]/
В.Г.Ражников.- М.: Знание, 1980. - 57 с.
50. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Академия, 2007. - 94 с.
51. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада [Текст] / А.А. Рояк // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 2.- С.36-41.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб.:Питер,2011.-720с.
53. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей [Текст] / Г.С. Тарасов // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 3.
54. Тарасова, К.В. Дети слушают музыку [Текст] / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан - М.: Мозаика-Синтез, 2001. - 128 с.
55. Тарасова, К.В. Музыкальная работа и руководство ее в дошкольном учреждении [Текст] / К.В. Тарасова // Музыкальный руководитель. 2007. - № 1.
56. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с.
57. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. — 366 с.
58. Фаликман, М.В. Психология мотивации и эмоций [Текст] // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, Астрель, 2009 . - 704 с.
59. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. — СПб: Детство-Пресс, 2012.
60. Хромова, С.А.Игровые уроки общения для детей [Текст]/ С.А. Хромова.- М: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. - 189с.
61. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.А. Широкова. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 304 с.
62. Шостакович, Д.Д. Знать и любить музыку [Текст]/ Д.Д. Шостакович. - М.: Академия, 2010. - 188с.
63. Щетинина, А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека [Текст]// Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - 168 c..
64. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.
65. Щетинина, А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: Монография. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 124 с.
66. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]/ Д. Б. Эльконин: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012. - 384 с.
67. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой, - М.: Просвещение, 1985.
68. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание [Текст]/ П.М. Якобсон. - М.: Знание 1976. - 64 с.