Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития социальной активности младших школьников в образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Социальная активность: понятие, виды, характеристика 15
1.3. Формы, методы, средства и направления развития социальной активности младших школьников в образовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социальной активности младших школьников на примере МБОУ«СОШ №17» с. Шогринское
Артемовского района Свердловской области 37
2.1. Анализ деятельности школы по развитию социальной активности
младших школьников 37
2.2. Первичная диагностика развития социальной активности
младших школьников 44
2.3. Программа по развитию социальной активности младших школьников
в школе 52
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 65
Государство и общество предпринимает попытки к развитию у подрастающего поколения стремления к бескорыстной помощи окружающим, регулярному участию в различных мероприятиях, акциях и общественнополезной деятельности. Существует много программ, проектов по развитию у подрастающего поколения социально активных навыков жизни. Тема социальной активности является актуальной на сегодняшний день. Сейчас много пессимистичных, растерянных, не верящих в будущее и нежелающих что-либо менять в своей жизни молодых людей. Если число таких людей будет расти, то это может привести к деградации личности, и негативно скажется на развитии общества в целом.
Любому человеку, как части социума, приходится проявлять себя, то есть выражать своего рода активность, с целью занять определенное место в существующей системе и удовлетворить свои потребности. Этот вопрос находится в центре внимания многих ученых в связи с тем, что понимание процесса развития и проявления социальной активности содействует разработке более результативных концепций упорядочивания общественных процессов государством. Проблема построения гражданского общества остается нерешенной до сих пор, возможно, ввиду недостаточной теоретической проработки вопроса, и как следствие отсутствия механизма управления процессом социальной активности граждан [39].
Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования к уровню социальной активности личности. Возрастание степени динамичности и изменчивости окружающего социума ставит задачу активного включения личности в преобразовательное взаимодействие со средой в ряд наиболее актуальных задач социального становления субъекта общественной жизни.
Для современной педагогической науки проблема развития социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которая развивается в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат [28].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед начальной школой новые цели. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребёнка является уровень его социальной активности.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из задач школы ставит развитие социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно само реализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
Школа должна помочь ученикам стать активными гражданами общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения. Развитие социальной активности обучающихся является одной из задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель развития социальной активности обучающихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом обществе и быть максимально полезным этому обществу [50].
Обучение в начальной школе является первой ступенью в развитии качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющейся в социально ценных видах деятельности. В начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, но существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте.
Противоречие: между необходимостью развития социальной активности младших школьников и отсутствием конкретной программы по развитию социальной активности младших школьников в образовательной организации.
Проблема исследования: каким должно быть содержание развития социальной активности младших школьников в образовательной организации?
Тема исследования: «Развитие социальной активности младших школьников в образовательной организации».
Объект исследования - процесс развития социальной активности младших школьников в образовательной организации.
Предмет исследования - содержание развития социальной активности младших школьников в образовательной организации.
Цель исследования - на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу по развитию социальной активности младших школьников в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, развитие социальной активности младших школьников будет проходить успешно, если разработать программу с учетом выделенных форм (групповых, коллективных) и направлений (волонтерская деятельность) развития социальной активности.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) проанализировать понятие «социальная активность»;
3) раскрыть формы, методы, средства и направления развития социальной активности младших школьников;
4) проанализировать деятельность школы по развитию социальной активности младших школьников;
5) провести первичную диагностику развития социальной активности младших школьников.
Методы исследования:
• Теоретические - анализ, синтез.
• Эмпирические - наблюдение, тестирование, обобщение.
База исследования: МБОУ «СОШ №17» с. Шогринское, Артемовского района, Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Изучив психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является важным этапом в жизни каждого ребенка, так как в этот период он впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В этом возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить верить в свои силы, он открыт ко всему новому.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, в результате которого возникают психические новообразования, такие как произвольное поведение, планирование результатов деятельности, рефлексия.
Под социальной активностью понимают активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.
Социальная активность человека подразумевает под собой такие личностные качества, как: жизненная позиция или гражданственность, самостоятельность, нравственность, общительность. Их сочетание и характеризуют человека как социально активную личность. Проявляется социальная активность младших школьников через систему мотивов. Основными характеристиками социальной активности являются: внутреннее побуждение, социальное взаимодействие.
Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, применять такие средства и направления, которые будут способствовать развитию социальной активности у младших школьников. Развивать социальную активность младших школьников - значит развивать умение работать в группах, в коллективе, обсуждать предложенные вопросы и задания, проводить взаимный контроль, взаимную помощь, обмениваться информацией, 59
устанавливать дружеские отношения, заботиться о делах коллектива, совместно участвовать в акциях.
Развитие социальной активности у младших школьников возможно при наличии у педагогов устойчивой направленности развитию организаторских способностей у младших школьников, самостоятельности, общительности, нравственности, ответственности, взаимодействию с другими людьми. Развитие социальной активности младших школьников ведет их к подготовке к жизни.
Анализ деятельности школы по развитию социальной активности младших школьников позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе ведется работа над развитием самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, что является показателями социально активной личности. В процессе учебной деятельности применяем групповые и коллективные формы работы, работаем над созданием социальных проектов, привлекаем к совместной деятельности родителей обучающихся.
Первичная диагностика развития социальной активности у младших школьников показала, что развитие социальной активности на высоком уровне у 9 % обучающихся 2 класса, высокий уровень развития сотрудничества наблюдается у 64% обучающихся 2 класса, у 64% обучающихся 2 класса преобладают коллективные мотивы участия в совместной деятельности.
Применение Программы «Юные волонтеры» будет способствовать тому, что младшие школьники научатся организовывать и проводить различные мероприятия с воспитанниками детского сада и сверстниками, отстаивать свою позицию, адекватно общаться с обучающимися и взрослыми, участвовать в акциях, что будет развивать социальную активность младших школьников в образовательной организации.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики. Казань. 1999. 187 с.
2. Байбородова Л.В. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. URL: http://gigabaza.ru/doc/15773.html (дата обращения:
14.10.2017)
3. Безрукова С.Б. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста. // Начальная школа. 2014. №3. с. 20 URL: http://nsportal.ru// (дата обращения:
27.11.2017)
4. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль: Педагогика. 2009. 192 с.
5. Бережная И.Ф., Зыкова А.О. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике. 2007.
6. Богачев А.А. Волонтерство как форма социальной активности. Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. с. 63
7. Божович Л.И. Славина Л.С. Материалы конференции. Т.2. М.: 2008
8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. Педагогика. 2001. №1. с.17-24.
9. Верёвкина Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений учащихся. СПб: 2007. 56 с.
10. Возрастные особенности младших школьников. URL: http://gimnazia- 5.ucoz.net/pdf (дата обращения: 03.12.2016)
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика. 1996. С. 405-408.
12. Глушкова Н.Г. Активность младшего школьника. Материалы
педагогической конференции. 2009.
13. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников. Абакан: 2007.140 с.
14. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. М.: 2006. 234 с.
15. Дамаданова Х.Д. Социальная активность у младших школьников // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. 2011. №3...