Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ 6
1.1. Содержание понятия «воспитание трудолюбия» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия
у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности занятий по аппликации в воспитании трудолюбия
у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ 35
2.1. Диагностическое исследование по воспитанию трудолюбия у
детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно- поисковой работы 35
2.2. Содержание работы по воспитанию трудолюбия у детей
старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ 6
1.1. Содержание понятия «воспитание трудолюбия» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия
у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности занятий по аппликации в воспитании трудолюбия
у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ 35
2.1. Диагностическое исследование по воспитанию трудолюбия у
детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно- поисковой работы 35
2.2. Содержание работы по воспитанию трудолюбия у детей
старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Проблема воспитания трудолюбия дошкольников является актуальной в современном образовании. Трудолюбие, ответственность к своим обязанностям, стремление прийти на помощь являются одними из важных нравственных качеств человека. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда, творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - труд и уважение к труду, являются базовыми национальными ценностями. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) и в семье. В связи с этим перед ДОО встает важная задача воспитания трудолюбия у подрастающего поколения с периода детства. Г.М. Киселева трудолюбие определяется как нравственное качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться. Способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе выделяет как показатель проявления трудолюбия.
Исходя из актуальности проблемы исследования, нами были выявлено противоречие, между: стремлением ДОО обеспечить воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и отсутствием разработанных методических разработок и рекомендаций содержащих воспитательный компонент изобразительного искусства.
Обозначенное противоречие определило выбор темы исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «воспитание трудолюбия».
2. Выявить психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий по аппликации в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования: теоретическая интерпретация понятия «трудолюбие» в работах психологов (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.М. Матюшина, др.); Особенности психического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста А.Ю. Кузина, З.М. Аслановой, И.В. Житко, Г.М. Киселевой, «Диагностика направленности ребенка на мир семьи» О.В. Дыбина, теоретические положения О.В. Дыбиной, о трудолюбии как компоненте нравственного развития человека. По нравственному воспитанию были рассмотрены методики С.Р. Дамадановой и Б.Т. Лихачева, методики по организации аппликации были рассмотрены у В.Н. Хаустовой, М.А. Поляковой и Н.А. Гладковой.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно - поисковой работы.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад № 556 «Тропинки детства» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие дети старшей группы «Знайки» 10 человек.
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 31 источник, приложение.
Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - труд и уважение к труду, являются базовыми национальными ценностями. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) и в семье. В связи с этим перед ДОО встает важная задача воспитания трудолюбия у подрастающего поколения с периода детства. Г.М. Киселева трудолюбие определяется как нравственное качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться. Способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе выделяет как показатель проявления трудолюбия.
Исходя из актуальности проблемы исследования, нами были выявлено противоречие, между: стремлением ДОО обеспечить воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и отсутствием разработанных методических разработок и рекомендаций содержащих воспитательный компонент изобразительного искусства.
Обозначенное противоречие определило выбор темы исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «воспитание трудолюбия».
2. Выявить психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности занятий по аппликации в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по аппликации направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования: теоретическая интерпретация понятия «трудолюбие» в работах психологов (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Н.М. Матюшина, др.); Особенности психического и личностного развития детей старшего дошкольного возраста А.Ю. Кузина, З.М. Аслановой, И.В. Житко, Г.М. Киселевой, «Диагностика направленности ребенка на мир семьи» О.В. Дыбина, теоретические положения О.В. Дыбиной, о трудолюбии как компоненте нравственного развития человека. По нравственному воспитанию были рассмотрены методики С.Р. Дамадановой и Б.Т. Лихачева, методики по организации аппликации были рассмотрены у В.Н. Хаустовой, М.А. Поляковой и Н.А. Гладковой.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно - поисковой работы.
База исследования. Опытно-поисковое исследование проводилось на базе МАДОУ ЦРР детский сад № 556 «Тропинки детства» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие дети старшей группы «Знайки» 10 человек.
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, содержащий 31 источник, приложение.
В ходе исследования нами были рассмотрены понятия трудолюбия у разных авторов (З.М. Аслановой, И.В. Житко, Г.М. Киселевой). Однако для нашего исследования наиболее полно раскрыто понятие трудолюбие в словаре практического психолога С.Ю. Головина, это «черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности самим процессом труда» [24]. Отношение к труду зависит от волевых усилий человека, от собственного стремления, желания, творческого дерзновения, организованности и ответственности за свои действия и результат трудовой деятельности. В процессе воспитания трудолюбия обязательным условием является понимание смысла деятельности, и положительный настрой на результат труда.
Современная наука подчеркивает важность мира семьи, который представлен в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок (О.В. Дыбина). В семье ребенок в первую очередь усваивает нормы человеческих отношений, нравственного поведения, приобретает опыт деятельности, в том числе трудовой деятельности. Семья - это первая площадка, где ребенок может проявиться как думающий, трудолюбивый, заботливый, ответственный - «направленный на благополучный мир семьи».
Говоря о результатах воспитания трудолюбия мы будем придерживаться научной точки зрения О.В. Дыбиной, но при формулировке компонентов и показателей будем учитывать проблему исследования, таким образом, воспитанность трудолюбия можно представить в следующих результатах: интеллектуальный компонент и его показатель - наличие представлений о понимании сути трудолюбия, значимости трудолюбия как нравственного качества семьянина, о связях между миром семьи и миром бытовых предметов; мотивационно-потребностный компонент и его показатель - стремление быть трудолюбивым и следовать трудовым нравственным норам семьи, устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром бытовых предметов; поведенческий компонент включает в себя показатель - умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных трудовых видов деятельности (прибираться, убирать урожай, участвовать в приготовлении пищи, и т.д.).
Опираясь на понятия трудолюбия и воспитания, мы можем сделать вывод о том, что является воспитанием трудолюбия. Воспитание трудолюбия - это целенаправленная деятельность семьи и ДОО призванная формировать у ребенка нравственную черту личности, характеризующую отношение к труду. Результат воспитания трудолюбия мы видим в следующих компонентах и показателях (по О.В. Дыбиной):
1. Интеллектуальный компонент и его показатель - наличие представлений о понимании сути трудолюбия, значимости трудолюбия как нравственного качества семьянина, о связях между миром семьи и миром бытовых предметов;
2. Мотивационно-потребностный компонент и его показатель - стремление быть трудолюбивым и следовать трудовым нравственным норам семьи, устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром бытовых предметов.
3. Поведенческий компонент включает в себя показатель - умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных трудовых видов деятельности (прибираться, убирать урожай, участвовать в приготовлении пищи, и т.д.).
Рассмотренные психофизиологические особенности детей охватывают их интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания ребенком ценности трудолюбия через мир семьи, и позволяют уточнить и конкретизировать содержание и структуру направленности ребенка на трудолюбие в семье. Из этого можно сделать вывод, что воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста возможно.
Толкование М.С. Кагана нам объясняет, что такое изобразительное искусство. Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. По исследованиям A. И. Мировой, мы составили определение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно - эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Воспитательный потенциал изобразительного искусства заключается в том, что бы в ходе творческого анализа содержания живописных произведений необходимо вызывать определенное эмоциональное отношение детей к произведениям искусства путем яркого рассказа, ассоциативного восприятия картины, обращения к примерам повседневной жизни.
Г.Г. Григорьева писала, что аппликация - это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомство с произведениями русских художников, таких как: А. Кившенко, В. Максимов, Н. Богданов-Бельский, К. Маковский, А. Пластов, С.Воробьев, Ю. Кугач, Н. Соломин, Н. Быковский, А. Харламов, В. Перов, А. Бортников, B. Тимофеев помогает сформировать у детей представления о труде, и о трудолюбии людей, в разных условиях и в различные исторические периоды. И закрепить эти знания в сюжетных аппликациях, где дети отражают свои впечатления о различных трудовых процессах. В рамках нашего исследования подобраны произведения русских художников по теме труда в семье. По нравственному воспитанию были рассмотрены методики C. Р. Дамадановой и Б.Т. Лихачева, методики по организации аппликации были рассмотрены у В.Н. Хаустовой, М.А. Поляковой и Н. А. Гладковой.
На основании результатов диагностик по О.В. Дыбиной мы выявили следующие уровни развития трудолюбия у детей (%):
1. Низкий: 40%
2. Средний: 40%
3. Высокий: 20%
Исходя из результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, мы видим, что у каждого ребенка сильны те или иные показатели, но так или иначе трудолюбие у детей развито не достаточно. С помощью занятий аппликацией мы сможем повысить уровень развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали цикл занятий по развитию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. В каждое занятие входили творческие работы, соответственно каждое занятие использовались разные техники аппликации, что обеспечивает постоянный интерес ребенка к занятиям. Занятия включали в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также было уделено внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей. Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию трудолюбия старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции трудолюбия: создание аппликаций, чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; просмотр картин, иллюстраций; беседы с детьми.
Современная наука подчеркивает важность мира семьи, который представлен в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок (О.В. Дыбина). В семье ребенок в первую очередь усваивает нормы человеческих отношений, нравственного поведения, приобретает опыт деятельности, в том числе трудовой деятельности. Семья - это первая площадка, где ребенок может проявиться как думающий, трудолюбивый, заботливый, ответственный - «направленный на благополучный мир семьи».
Говоря о результатах воспитания трудолюбия мы будем придерживаться научной точки зрения О.В. Дыбиной, но при формулировке компонентов и показателей будем учитывать проблему исследования, таким образом, воспитанность трудолюбия можно представить в следующих результатах: интеллектуальный компонент и его показатель - наличие представлений о понимании сути трудолюбия, значимости трудолюбия как нравственного качества семьянина, о связях между миром семьи и миром бытовых предметов; мотивационно-потребностный компонент и его показатель - стремление быть трудолюбивым и следовать трудовым нравственным норам семьи, устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром бытовых предметов; поведенческий компонент включает в себя показатель - умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных трудовых видов деятельности (прибираться, убирать урожай, участвовать в приготовлении пищи, и т.д.).
Опираясь на понятия трудолюбия и воспитания, мы можем сделать вывод о том, что является воспитанием трудолюбия. Воспитание трудолюбия - это целенаправленная деятельность семьи и ДОО призванная формировать у ребенка нравственную черту личности, характеризующую отношение к труду. Результат воспитания трудолюбия мы видим в следующих компонентах и показателях (по О.В. Дыбиной):
1. Интеллектуальный компонент и его показатель - наличие представлений о понимании сути трудолюбия, значимости трудолюбия как нравственного качества семьянина, о связях между миром семьи и миром бытовых предметов;
2. Мотивационно-потребностный компонент и его показатель - стремление быть трудолюбивым и следовать трудовым нравственным норам семьи, устанавливать причинно-следственные связи между миром семьи и миром бытовых предметов.
3. Поведенческий компонент включает в себя показатель - умение участвовать в подготовке и проведении совместных семейных трудовых видов деятельности (прибираться, убирать урожай, участвовать в приготовлении пищи, и т.д.).
Рассмотренные психофизиологические особенности детей охватывают их интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания ребенком ценности трудолюбия через мир семьи, и позволяют уточнить и конкретизировать содержание и структуру направленности ребенка на трудолюбие в семье. Из этого можно сделать вывод, что воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста возможно.
Толкование М.С. Кагана нам объясняет, что такое изобразительное искусство. Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. По исследованиям A. И. Мировой, мы составили определение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно - эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Воспитательный потенциал изобразительного искусства заключается в том, что бы в ходе творческого анализа содержания живописных произведений необходимо вызывать определенное эмоциональное отношение детей к произведениям искусства путем яркого рассказа, ассоциативного восприятия картины, обращения к примерам повседневной жизни.
Г.Г. Григорьева писала, что аппликация - это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомство с произведениями русских художников, таких как: А. Кившенко, В. Максимов, Н. Богданов-Бельский, К. Маковский, А. Пластов, С.Воробьев, Ю. Кугач, Н. Соломин, Н. Быковский, А. Харламов, В. Перов, А. Бортников, B. Тимофеев помогает сформировать у детей представления о труде, и о трудолюбии людей, в разных условиях и в различные исторические периоды. И закрепить эти знания в сюжетных аппликациях, где дети отражают свои впечатления о различных трудовых процессах. В рамках нашего исследования подобраны произведения русских художников по теме труда в семье. По нравственному воспитанию были рассмотрены методики C. Р. Дамадановой и Б.Т. Лихачева, методики по организации аппликации были рассмотрены у В.Н. Хаустовой, М.А. Поляковой и Н. А. Гладковой.
На основании результатов диагностик по О.В. Дыбиной мы выявили следующие уровни развития трудолюбия у детей (%):
1. Низкий: 40%
2. Средний: 40%
3. Высокий: 20%
Исходя из результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, мы видим, что у каждого ребенка сильны те или иные показатели, но так или иначе трудолюбие у детей развито не достаточно. С помощью занятий аппликацией мы сможем повысить уровень развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали цикл занятий по развитию трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. В каждое занятие входили творческие работы, соответственно каждое занятие использовались разные техники аппликации, что обеспечивает постоянный интерес ребенка к занятиям. Занятия включали в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также было уделено внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей. Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию трудолюбия старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции трудолюбия: создание аппликаций, чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; просмотр картин, иллюстраций; беседы с детьми.
Подобные работы
- Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание трудолюбия детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в продуктивной деятельности (на примере квиллинга)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Формирование нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста в полихудожественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



