ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «творческие способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного
возраста как средство развития творческих способностей 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 30
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей в
изобразительной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политике, является воспитание молодого поколения, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные ценности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования важной задачей является «развитие творческих способностей детей, приобщение к изобразительному искусству, художественно-творческой компетентности детей» [49, с. 5].
Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, эстетических, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет развитие творческих способностей.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Появляется оценочное отношение к себе и другим. Дошкольники умеют обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «творческие способности»;
3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
5. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Д.С. Брунер, В. В. Богат, Л.С. Выготский); теоретические положения о роли изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребенка (Т.Г. Казакова, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, О. М. Дьяченко, Г.Г. Григорьева); о взаимодействии семьи и образовательной организации в развитии творческих способностей детей (Е.М. Гаспарова, Е.В. Зайка, Е.И. Игнатьев).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ - детский сад № 413, город Екатеринбург, подготовительная группа. Количество детей: 10.
Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал изобразительной деятельности в развитии творческих способностей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда остро стоит проблема развития творческой личности, одним из центральных направлений работы является развитие творческих способностей. Изученный теоретический материал следующих авторов Т.Г. Казакова, Н.В. Кондратьева, Т.С. Комарова, О.М. Дьяченко, Г.Г. Григорьева идр. и проделанная опытно-поисковая работа, позволили сделать следующие выводы:
1. Творческие способности - это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Художественно-творческие способности являются частью общетворческих способностей. Следовательно, в узком смысле под художественно-творческими способностями следует понимать совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение изобразительной деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства (по Г.Г. Григорьевой).
Результатом процесса развития творческих способностей можно считать развитость творческих способностей в единстве следующих критериев и показателей (по Н.В. Кондратьевой):
Когнитивно-эмоциональный критерий: выявляет способность мыслить нешаблонно, придумывать больше идей, образов.
Личностно-креативный критерий: активизация творческого потенциала, использование воображения, самостоятельности.
Мотивационно-ценностный критерий: стремление к творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта.
Деятельностно-процессуальный критерий: выбор приемов в решении поставленной творческой задачи.
2. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческих способностей. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании умения действовать в своей работе не шаблонно (когнитивно-эмоциональный критерий). Особенности активного использования творческого потенциала в своей работе (личностно-креативный критерий. Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к самовыражению в продуктах творчества (мотивационно-ценностный критерий). Особенности выбора приемов и творческих решений в продуктах - все это необходимо учитывать при выборе тематики изобразительной деятельности.
3. Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. С помощью изобразительной деятельности у детей формируется алгоритм действий в выражении своей идеи. Умение детей действовать не по шаблону (когнитивно-эмоциональный критерий). Происходит развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой изобразительной деятельности; активно проявляется творческий потенциал (личностно-креативный критерий). Благодаря изобразительной деятельности дети могут самовыражаться, развивается эмоциональная сфера (мотивационно-ценностный критерий). Происходит совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта (деятельностно-процессуальный критерий).
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, и задач творческих способностей и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности (смотреть приложение № 4, № 5). В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей творческих способностей, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1. Байназарова, Т.Б., Сыздыкбаева, А.Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников [Текст] / Т.Б. Байназарова, А.Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 77-80.
2. Барташникова, И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7лет [Текст] / И.А.Барташникова. - Екатеринбург: Фалео, 1997. - 412 с.
3. Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. - М.: Просвещение, 1977. - 344 с.
4. Богат, В.В. Развивать творческое мышление [Текст] / В.В.Богат // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. - С. 17-19.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2010. - 287 с.
6. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] /О.В. Боровик. - М.: ООО "ЦГЛ", 2000. - 112 с.
7. Веккер, Л.М Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер // Воображение и психологическое время. - 1994. - № 4. - С. 62-71.
8. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]. В 6-ти т. Т. 6 / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1982. - 455 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 536 с.
11. Гаспарова, Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 20-28.
12. Глотова, Г.А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования [Текст] / Г.А. Глотова. - Екатеринбург, 2012. - 287 с.
13. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 1997. - 268 с.
14. Григорьева, Г.Г. Игровые технологии в системе субъектно-ориентированного образования детей в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева // Сборник Материалов Ежегодной международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста". - 2013. - № 2.
15. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. - 197 с.
16. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко. // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44-51.
17. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О.М. Дьяченко. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8. - С. 46-51.
18. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин С.-Пб.; Питер, 2010. - 453 с.
19. Ермолинская, Е.А. Современные технологии развития изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.А. Ермолинская // Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 1. - С. 81-92.
20. Зайка, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольника [Текст] / Е.В. Зайка. // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 22-36.
21. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М. : Просвещении, 1956. - 107 с.
22. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника [Текст] / Т.Г.Казакова. - М. : Педагогика, 1983. - 112 с.
23. Калашников, М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии [Текст] / М.М. Калашников // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 23.
24. Кондратьева, Н.В. Критерии оценки развития творческих способностей [Текст] / Н.В. Кондратьева // Вопросы психологии. -1997. - №
5. - С. 9-12.
25. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] / Г. Д. Кирилова. // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.
26. Кирилова, Г. Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] / Г. Кирилова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 12. - С. 45-47.
27. Кирилова, Г. Д. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей [Текст] / Г. Д. Кирилова. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 63-69.
28. Комарова, Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С. 65-68.
29. Комарова Т.С. Художественные способности и одаренность в дошкольном детстве [Текст] / Т.С. Комарова // Одаренный ребенок. - 2014. - № . - С. 6-15.
30. Коршунова, Л.С. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения: система реализации. ФГОС [Текст]: метод. пособие / Л.С. Коршунова. - М.: Просвещение, 2016. - 187 с.
31. Котова, Е.В., Кузнецова, С.В., Романова, Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
32. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения [Текст] / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12. - С. 37-41.
33. Кравцова, Е.Е Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
34. Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 98-108.
35. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. - 133с.
36. Любина, Г. А. Обучение дошкольников " языку чувств" [Текст] / Г. А. Любина // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 32. - С. 4-13.
37. Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А.Мелькумова // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 808-813.
38. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М., 2009. - 272 с.
39. Михайлова, Н. А. Рисование дошкольников: процесс или результат? [Текст] / Н.А. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 4. - С. 17-19.
40. Моисеева, И.С., Добродомова, О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 79-81.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2000. - 456 с.
42. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения Экспериментальное исследование [Текст] / Р.Г. Натадзе / Хрестоматия по психологии. - 1987. - С. 217-223.
43. Немов, Р.С. Психология творчества [Текст] метод. пособие / Р.С.Немов. - М., 2001. - 271 с.
44. Подьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольников [Текст] / Н.Н. Подьяков, А.Ф. Говоркова. - М.: Педагогика, 2012. - 200 с.
45. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - С.-Пб.: Питер, 2008. - 432 с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - С.-Пб., 2011. - 376 с.
47. Сидорова, Ю.С. Педагогические технологии в обучении детей изобразительному искусству [Текст] / Ю.С. Сидорова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 5. - С. 117.
48. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: МОДЭК, 2014. - 640 с.
49. Тряпицына, А.П., Писарева, С.А. Современные проблемы развития педагогического образования [Текст] / А.П. Тряпицына, С.А. Писарева // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 1-12.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург: Ажур, 2017. - 36 с.