ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетический вкус» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития эстетического вкуса у
детей младшего школьного возраста 12
1.3. Возможности танцевальной деятельности в развитии эстетического
вкуса у младших школьников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического вкуса у детей
младшего школьного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Содержание работы по развитию эстетического вкуса у младших
школьников в танцевальной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Современный сложный этап в развитии нашего общества, когда осуществляются глубокие радикальные преобразования в политике, экономике и социальной структуре, требует нового подхода к воспитанию подрастающего поколения и предъявляет новые требования к ним. В современном российском обществе существенно изменилось функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных общественных объединений, религиозных организаций, а также социокультурная жизнь молодежи в целом. Материалы, распространенные через прессу, телевидение, радио, интернет, нередко представляют собой поток информации, противоречащей нравственным ценностям, пропагандирующей бездумный и праздный образ жизни. Все это делает проблему развития эстетического вкуса у подрастающего поколения особенно актуально.
Особую значимость в развитии эстетического вкуса младших школьников имеет обращение в воспитательном процессе к различным видам искусства - живописи, скульптуре, музыке, хореографии, театру и т.д. Важную роль играют занятия танцами, на которых дети учатся чувствовать и понимать музыку, красиво двигаться, контролировать внешние проявления своих эмоций, приобщаются к пластическим эталонам, принятым в обществе. Танец приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - раскрывает и взращивает духовные силы, приобщает к красоте и гармонии, воспитывает любовь к прекрасному.
В тоже время в образовательном процессе школы танец так и не нашел подобающего ему места в числе обязательных предметов, в сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством. Не получили достаточного распространения программы дополнительного образования для занятий танцами, адаптированные для работы с младшими школьниками. Можно сделать вывод о существующем противоречии между большим потенциалом танцевальной деятельности в развитии эстетического вкуса у младших школьников и недостаточностью методического сопровождения этого процесса в практике школьного образования.
Таким образом, актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему нашего исследования: «Развитие эстетического вкуса у младших школьников в танцевальной деятельности».
Цель - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по развитию эстетического вкуса у младших школьников в танцевальной деятельности.
Объект исследования - процесс развития эстетического вкуса у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эстетического вкуса у младших школьников в танцевальной деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «эстетический вкус».
2. Выявить особенности и определить психолого-педагогические условия развития эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности танцевальной деятельности в развитии эстетического вкуса у младших школьников.
4. Разработать комплекс занятий танцами, направленный на развитие эстетического вкуса у младших школьников, и доказать его эффективность в опытно-поисковой работе.
Теоретическая основа исследования.
Различные грани проблемы развития эстетического вкуса личности нашли отражение в трудах известных философов, психологов, педагогов, культурологов.
Категория эстетического вкуса разрабатывалась В.В. Бычковым, А.И. Буровым, А.А. Радугиным, Е.Г.Яковлевым. Вопросы формирования эстетического вкуса в системе эстетического сознания личности рассматривали в своих работах А.И. Буцкой, М.С.Каган, П.Ф. Каптерев, Н.И. Киященко, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Л.П. Печко.
Психологические аспекты формирования эстетических представлений нашли отражение в исследованиях А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, A. Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова и др.
Сущность, цели, задачи и принципы эстетического воспитания определены в работах В.А. Балашова, И.Ф. Гончарова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.В.Толстых, Л.В. Школяр. Различные грани развития эстетического вкуса нашли отражение в трудах известных философов, психологов, педагогов, культурологов. Вопросы формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания рассматривали А.И. Буцкой, М.С.Каган, П.Ф. Каптерев, Н.И. Киященко, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.
Изучение танцевального искусства с позиции эстетического воспитания детей представлены в работах Э. Далькроза, Н.Г. Александровой, Е.В. Коноваловой, С.М. Волконской, Т.Б. Нечаевой. Существенный опыт, доказывающий тесную взаимосвязь занятий танцами с эстетическим воспитанием накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств: Л.Н. Богатковой, С.И. Букатиной, А.Я. Вагановой, Ю.Н. Григоровича, И.А. Моисеева, Ю.И. Плахта, Т.В. Пуртовой, М.М. Фокина, Б.В. Шаврова и т.д.
Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психодиагностические методики, методы количественного и качественного анализа данных, методы математической статистики.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МБОУ СОШ № 91 г. Екатеринбурга.
Структура и объем - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной работы нами была поставлена цель теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по развитию эстетического вкуса у младших школьников в танцевальной деятельности. Для достижения поставленной цели нами были поэтапно реализованы задачи исследования.
Прежде всего, в работе мы раскрыли понятие «эстетический вкус», выявили особенности и условия развития эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста. Существенная особенность развития эстетического вкуса состоит вы том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты. В ходе воспитания эстетического вкуса решается, следовательно, двуединая задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей. Высокий воспитательный потенциал заключается в искусстве. Развитие эстетического вкуса является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения танцевальная деятельность занимает особое место. Занятия танцами учат понимать и создавать прекрасное, развивает образное мышление, фантазию. Танцевальная деятельность обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, а также для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эмоциональных впечатлений ребенка, формирует его «художественное Я»
В рамках данной работы мы предположили, что танцевальная деятельность может выступать эффективным средством развития эстетического вкуса детей младшего школьного возраста. На начальном этапе проведенная опытно-поисковая работа показала, что у школьников недостаток развит эстетический интерес, эстетические знания, уровень сформированности эстетического сознания и воспитанности находится на среднем уровне. В целом нами было выявлено, что дети обладают достаточным потенциалом к развитию эстетического вкуса, однако в настоящее время эстетические знания учащихся поверхностны, имеются ученики с низким уровнем развития эстетического интереса и воспитанности.
Как показало проведенное нами исследование, танцевальная деятельность действительно оказывает благоприятное воздействие на личность младших школьников, нами обнаружена положительная динамика в развитии эстетического интереса, знаний, произошло и развитие эстетического сознания и воспитанности младших школьников.
1. Алабугина Ю.В., Шагалова Е.Н., Глинкина Л.А. Новый толковый словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным [Текст] / Ю.В. Алабугина, Е.Н. Шагалова, Л.А. Глинкина. Справочное издание. — М.: АСТ, 2014. — 639 с
2. Атрашенко А.Н., Аладко О.И. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / А.Н. Атрашенко, О.И. Аладко // Начальная школа До и после. -2008. - №1. - С.82 - 83.
3. Бех И.Д. Воспитание личности: в 2 кн. - Кн. 1: личностно ориентированный подход: теоретико технологические основы: учеб. издания [Текст] / Бех Иван Дмитриевич. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.
4. Бех И.Д. Духовное развитие личности: продвижение в
неизведанное [Текст] / И.Д. Бех // Педагогика и психология. - 2007. - № 1 (54). - С. 5 - 28.
5. Бутенко В.Г. Педагогические условия эффективного использования художественной среды в эстетическом воспитании школьников [Текст] / В.Г. Бутенко // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в современных условиях: Сборник научных трудов. - Херсон: ХГУ, 2014. - С. 36-38.
6. Бутенко В.Г. Художественно-эстетическое образование
молодежи и пути ее модернизации [Текст] / В.Г. Бутенко // Вестник Запорожского национального университета: сб. наук. ст. Серия:
Педагогические науки / глав. ред. Л. И. Мищик. - Запорожье: Запорожский национальный университет, 2005. - С. 18-23.
7. Бушко О.М. Эстетика для школьников [Текст] / О.М. Бушко - М.: Материк - Альфа, 2010. - 128 с.
8. Вишнякова Н.Ф. К проблеме развития личности школьников в детском музыкальном творчестве [Текст] / Н.Ф. Вишнякова // Вопросы психологии. № 6, 2009 г. С. 22-25.
9. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников [Текст] / С.А. Герасимов - М.: Педагогика, 2009. - 264 с.
10. Герасимова И. А. Философское понимание танца [Текст] / И. А. Герасимова // Вопросы философии. - 1998. - № 4. - С. 50-63.
11. Гугушвили Н.С. Влияние занятий хореографией на человека [Текст] / Н.С. Гугушвили // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 893-895.
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] /. В. Даль - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей. - 1956. В 3-х томах. Т. 1. - 699 с.
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
14. Дементьева С.И. Развитие представлений об образности слова на основе эстетического восприятия мира [Текст] / С.И. Дементьева // Начальная школа До и после. - 2003. - №3. - С.55 - 56.
15. Джола Д.М. Теория и методика эстетического воспитания школьников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Д.М. Джола, А.Б. Щербо; Институт содержания и методов обучения. - М.: ИЗМН, 1998. - 392 с.
16. Дубовик Л.П. Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде [Текст] / Л.П. Дубовик // Педагогический альманах. -2009.- Выпуск 4. - С. 51-55.
17. Зарецкая И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников [Текст] / И.И. Зарецкая // Начальная школа. - 2010. - №1. - С.54-58.
18. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы [Текст] / С.С. Зорин // Начальная школа До и после. - 2011. - №3. - С.27 - 31.
19. Иваненко Г.И. Роль интуиции в формировании эстетических вкусов [Текст] / Г.И. Иваненко Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 161 с.
20. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры [Текст] / М.С. Каган Самара: Международный институт "Открытое общество", 1996. — 84 с.
21. Калыгин А.И. Ранний Бахтин. Эстетика как преодоление этики [Текст] / А.И. Калыгин. Монография. — М.: РГО, 2007. — 129 с.
22. Киященко Н.И., Козлова Н.Н., Кругликов В.А. Современные концепции эстетического воспитания [Текст] / Н.И. Киященко, Н.Н. Козлова,
В.А. Кругликов - М., 1998. - 313 с.
23. Козлов В.В. Интегративная Танцевально-Двигательная Терапия [Текст] / В.В. Козлов. 2006. -545 с.
24. Козлов В.В. Психология дыхания, музыки, движения [Текст] / В.В. Козлов 2005. — 602 с.
25. Кондратенко Г.П. Сущность и структура эстетического мировосприятия личности в психолого-педагогическом аспекте [Текст] / Г.П. Кондратенко // Образование на Луганщине: метод. журнал. - 2014. - № 1. - С. 63-67.
26. Корж А.С. Эстетическое воспитание детей с задержкой психического развития [Текст] / А.С. Корж // Начальная школа. - 2006. - №11. - С.96 - 100.
27. Краткая медицинская энциклопедия [Текст] под ред. Шабанова А. Н. - М.: Советская энциклопедия, Т.1: 1972. - 584 с.
28. Крупская Н.К. Педагогические сочинения [Текст] / Н.К. Крупская Том 08 Академия педагогических наук РСФСР. - 1960. - 767 с.
29. Кулагина Г.И. Развитие эстетического опыта и основ исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Г.И. Кулагина // Начальная школа До и после. - 2010. - №5. - С.37 - 40.
30. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология. 3 класс [Текст] / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева Учебник. — 2-е изд., перераб. — М.: Баласс, 2015. — 64 с.
31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев Изд. Второй доп. - М.: Мысль, 1965. - 572 с.
32. Лихачев Б.Т. Педагогика Педагогика: курс лекций [Текст] / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,
2010. — 647 с.
33. Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику [Текст] / Ю. Мильтатер. пер. с нем., изд. 2-е, стереотип. - М.: Комкнига, 2007. - 120 с.
34. Михайлова Л.Н. Проблемы воспитания эстетической культуры старшеклассников в системе современного образования [Текст] / Л.Н. Михайлова // Образование на Луганщине. - 2010. - № 2. - С. 93-96.
35. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов [Текст] /
С.И. Ожегов // Под ред. Докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - четырнадцатый изд., Стереотип. - М.: Рус. язык, 1983. - 816 с.
36. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Структурно-диалектический подход [Текст] / А.К. Пащенко — Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publish-ing, 2012. — 196 c.
37. Педагогический словарь [Текст] / под ред. Ярмаченка М.Д. - М.: Пед. мнение, 2011. - 514 с.
38. Психолого-педагогическая аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. г. Псков, 17-18 ноября 2011 г. Псковский государственный университет, 2011 г. - 368 с.
39. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье Танцевально-игровые тренинги [Текст] / Л.Л. Раздрокина. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 157 с.
40. Розин В.М. Искусство и человек в истории, культуре и современности: Гуманитарные исследования [Текст] / В.М. Розин. М: ЛЕНАНД, 2015. - 240 с.
41. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы [Текст] / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.
42. Сляднева Л.Н. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект [Текст] / Л.Н. Сляднева. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 160 с.
43. Сметанкина И.П. Об эстетическом воспитании школьников [Текст] / И.П. Сметанкина // Начальная школа. - 2003. - №9. - С.48 - 51.
44. Солодова Г.Г., Климова Н.А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы [Текст] / Г.Г. Солодова, Н.А. Климова. Учебное пособие. - Часть 8. - КемГУ. - Кеме-рово: Изд-во "Кузбассвузиздат", 2003. - 107 с.
45. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] / составитель и автор вступительных очерков С. Соловейчик. - М.: Издательство политической литературы, 1973. - 271с.
46. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Сов. школа, 1970. - 288 с.
47. Сухомлинский В.А. Эстетическое воспитание и культура чувств [Текст] / В.А. Сухомлинский // Избранные произведения: В 5 т. - Т1.
48. Ушинский К.Д. Материалы к 3 назад "Педагогической антропологии" [Текст] / К.Д. Ушинский. - Сбор. соч. в 11 т. - М.: Педагогика, 1950. - Т. 10. - 609 с.
49. Философский словарь [Текст] / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина Изд. Второй, испр. и доп. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. - 432 с.
50. Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающие с дошкольниками. Программно-методическое пособие [Текст] / под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: Гумант. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 216 с.
51. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В.Н. Шацкая - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005. - 168с.
52. Шиллер Ф. Собр. соч. В 7 т. [Текст] / Ф. Шиллер - Т.6 Статьи по эстетике. - М. Знание, 1985. -761 с.
53. Эстетика: Словарь [Текст] / под общ.ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат, 2014. - 447 с.
54. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий [Текст] / авт. сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 222 с.
55. Яковлев Е.Г. Эстетика [Текст] / Е.Г. Яковлев. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2010. - 464 с.