Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Деятельность дошкольной образовательной организации 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников
в дошкольной образовательной организации: понятие, формы и методы 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социальнокоммуникативных навыков у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации на примере муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Детский сад - центр развития ребёнка №32» г.Артёмовский 37
2.1. Анализ деятельности и первичная диагностика развития социальнокоммуникативных навыков у старших дошкольников в муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Детский сад -центр
развития ребёнка №32» г.Артёмовский 37
2.2. Программа «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации» 50
Заключение 61
Список использованной литературы: 64
Приложение 69
Развитие социально-коммуникативных навыков - одна из важнейших проблемпедагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности), речевой культуры общения. Поэтому в воспитательной работе дошкольных организаций более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития социально-коммуникативных навыков.
Дошкольное детство - небольшой, но очень важный период становления личности. Первоначальные знания об окружающей жизни ребёнок приобретает в дошкольные годы, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Сформированные социально-коммуникативные навыки - главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.
Проблемой развития занимались такие ученые, как Выготский Л.С., Фролова А.Н. и другие. В настоящее время о концепции общения как особой коммуникативной деятельности, направленной на формирование взаимоотношений, пишет Лисина М.И. Общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков рассматривает Виноградова М.А.
Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Если ребенокмало общается со сверстниками, не умеет организовать общение, быть интересным окружающим, то чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением: не у всех детей старшего дошкольного возраста развиты социально-коммуникативные навыки, соответствующие возрастной норме.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста социально-коммуникативные навыкинедостаточно развиты.
Из этого сложилось противоречие: между необходимостью развития социально-коммуникативных навыков и недостаточной разработанностью темы исследования.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: какие формы и методы используются для развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы и методы развития социальнокоммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе изученной теории и анализа деятельности дошкольной образовательной организации разработать программу по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитию социальнокоммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать разработка и реализация программы, предполагающая применение различных форм и методов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть деятельность дошкольной образовательной организации.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
3. Дать определение социально-коммуникативных навыков и изучить формы, методы развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать деятельность муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Детский сад -центр развития ребёнка №32» города Артёмовского по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику уровня развития социальнокоммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на примере муниципальной автономной дошкольной образовательной организации «Детский сад -центр развития ребёнка №32» города Артёмовского.
База исследования: муниципальная автономная дошкольная
образовательная организация «Детский сад -центр развития ребёнка №32» (г.Артёмовский).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Дошкольная образовательная организация -это образовательная организация, осуществляющее в качестве основной цели её деятельности образовательную, по образовательным программам дошкольного образования.
Основная цель ДОО - воспитание, обучение, сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Проанализировав психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу, что у ребёнка данного возраста в психике появляются новые образования. Такие психические процессы, как внимание, память, восприятие, речь, воображение, становятся произвольными, происходят изменения в представлениях детей о себе, в их самооценках, что способствует развитию социально-коммуникативных навыков.
Одним из условий успешной социализации дошкольников федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие социально-коммуникативных навыков.
Навык - это много раз повторяющееся действие, доведенное до автоматизма
Социальные навыки - это умение социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которое выражается в умении выражать и регулировать свои чувства и эмоции в зависимости от ситуации.
Социально-коммуникативные навыки - это навыки, необходимые человеку в социуме для взаимодействия друг с другом, включающие в себя компоненты: речевые, неречевые, социальный и эмоциональный.
Развитие социально-коммуникативных навыков - это процесс, позволяющий человеку взаимодействовать друг с другом, который связан с отработкой навыков и умений говорить грамотно, логично, слушать собеседника, а также поведением, соответствующим конкретным ситуациям,выражающееся в умении регулировать свои чувства, эмоциональные состояние и проводить оценку сформированности действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества.
В современном обществе уверенно чувствовать себя могут только личности социально развитые, которые обладают интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому с дошкольного возраста у детей нужно развивать самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, надо учить быть соучастниками событий, уметь разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка повышению самооценки и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольной организации, так и в любом другом коллективе в будущем.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста социально-коммуникативных навыков, во многом зависит от организации различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
Формы - это разные варианты организации конкретного воспитательного процесса, где объединяются и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы.
Изучив формы работы по развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников, мы выявили следующие: игры, викторины, конкурсы, праздники и другие.
Метод - путь для достижения цели и задач обучения. В ходе работы выявили следующие методы развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в ДОО: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал), наглядные (экскурсии, наблюдения в природе), практические (упражнения, опыты и экспериментирование). Педагог в работе с дошкольниками эти методы может сочетать друг с другом.
Итак, в практической части работы мы:
• проанализировали деятельность ДОО № 32 г.Артёмовский по развитию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников;
• подобрали диагностический материал и провели первичную диагностику для выявления уровня развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников;
• на основании проведённой первичной диагностики разработали план работы по развитию социально-коммуникативных навыков;
• апробировали опытно - экспериментальным путём намеченную программу деятельности через включение её в целостный педагогический процесс ДОО;
• выявили повышение уровня развития социально-коммуникативных навыков удетей старшего дошкольного возраста через включение их в совместную деятельность со взрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Разработанная нами программа по повышению уровня развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников показала свою эффективность: уровень развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников стал выше.
Можно с уверенностью сказать, что тема развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в ДОО, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. этот возрастной период является периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. Дети с несформированными социально-коммуникативными навыками существенно отличаются от своих сверстников не только умением наладить контакт с окружающими, но и поведением. Чрезвычайно важно вовремя выявить таких детей, чтобы оказать необходимую помощь.
1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника//Учебное пособие. М.: Сфера, 2011. 80 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание //Пер. с англ. М.: "Прогресс", 2010. 263 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение // Избранные психологические труды, 2-е изд. М.: Международная педагогическая академия, 1995.314с.
4. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 112 c.
5. Венгер Л.А, Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание .2002. С. 56-64.
6. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников М.: Педагогика, 1978. 360 с.
7. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения. //Педагогика. Санкт-Петербург, 2006. 128с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте// практическое пособие СПб: Питер, 2008. 272 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.//Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2009. С. 217.
11. Выготский Л.С. Психология искусства//М.: Педагогика, 1987. 327 с.
12. Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы конференции. Минск, 2007. 112 с
13. Гаспарова Е.М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. М.,1990. С. 94-107.
14. Григорьева М.В. Развитие коммуникативных умений // Начальная школа. 2003. С. 37- 40
15. Гризик Т. И., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Якобсон С.Г. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. М.: Просвещение, 2010. 111 с...