Введение 3
Глава 1. Профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательной организации: теоретический аспект 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 7
1.2. Причины и последствия табакокурения старших подростков 17
1.3. Направления работы по профилактике табакокурения
в общеобразовательной организации 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике табакокурения подростков в общеобразовательной организации 38
2.1. Анализ деятельности МБОУ «ООШ №11» по профилактике
табакокурения подростков 38
2.2. Программа по профилактике девиантного поведения детей
на примере МБОУ «ООШ №11» 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение 70
Актуальность темы исследования. В настоящий период в РФ девиантное поведение становится все более разнообразным и все менее контролируемым обществом благодаря цифровой реальности (пример - группа «синий кит»). Проявления его все учащаются (больше становится делинквентности, аддиктиктивности и т.д.)
В последнее время у большинства подростков встречается направленность к таким типам девиаций, как несогласие обучаться, сквернословие, своеволие, ложь, наркомания и воровство, раннее начало сексуальной жизни, враждебность, уход из дома, употребление спиртного, табакокурение и токсикомания и др.
Прецеденты отклоняющегося поведения молодых людей есть действительность, с которой буквально ежедневно сталкиваются учителя, родители. Актуален, как никогда ранее, круг задач воспитания ребят с асоциальным поведением, исследование его сути и путей формирования, определение способов и средств актуальной корректировки проявлений девиантности, злости и иных неблагоприятных свойств.
Ответственность за удачную профилактику девиантного поведения у подростков несет не только семья подростка, но и общеобразовательные организации, как главные институты обучения.
Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы девиантного поведения детей и подростков невозможно без организации адекватной профилактической работы.
Профилактика девиантного поведения становится одной из важнейших задач современного общества.
Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, как правило, связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития, и большая часть этих осложнений является отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной. Одной из таких проблемных привычек является потребление табачных изделий, или табакокурение. Табакокурение - это зависимое поведение, которое имеет как социальные, так и психологические причины, и которые необходимо учитывать в процессе профилактики табакокурения у подростков.
Психолого-педагогические исследования профилактики табакокурения подростков проведены психологами: С.А. Бадмаевым, С.А. Беличевой, И.И. Кауненко; педагогами - Т.К.Зуевой, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейбергом, И.А. Невским, В.А. Поповым и другими. Расширяют и углубляют изучение данной проблемы труды социальных педагогов - В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко.
Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию вредных привычек личности, проблема раннего подросткового табакокурения, а также разработка системы их профилактики, направленной на нравственное и физическое оздоровление подрастающего поколения и утверждения здорового образа жизни, требует дальнейшего изучения.
Противоречие: с одной стороны - существует высокая востребованность профилактической работы по отношению к табакокурению, с другой стороны - осложнение ситуации происходит из-за недостатка научных данных по грамотному осуществлению этого процесса в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: содержание деятельности по профилактике девиантного поведения в общеобразовательной организации.
Ограничение: видов девиантного поведения очень большое количество, но мы остановимся на табакокурении.
Тема: «Профилактика девиантного поведения подростков общеобразовательной организации».
Объект исследования - процесс профилактики табакокурения в общеобразовательной организации.
Предмет исследования - содержание деятельности по профилактике табакокурения в образовательной организации.
Цель исследования: на теоретико-эмпирическом уровне изучить содержание деятельности по профилактике табакокурения в общеобразовательной организации и на основе этого разработать соответствующую программу по профилактике табакокурения в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, проблема табакокурения в общеобразовательной организации будет решена успешно, если:
• будут определены основные направления работы и на их основе разработана программа профилактики табакокурения старших подростков;
• в соответствии с программой будет правильно организована профилактическая работа со старшими подростками и их семьями.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего подростка.
2. Охарактеризовать причины и последствия табакокурения в общеобразовательной организации.
3. На теоретическом уровне выявить и описать направления работы по профилактике табакокурения в образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность МБОУ «ООШ №11» по профилактике табакокурения старших подростков.
Методы исследования: теоретический - анализ, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические - опрос, беседа, анкетирование, тестирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11» г. Артемовский, Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
Теоретика и эмпирическое изучение профилактики девиантного поведения подростков позволило сделать следующие выводы.
Старший подростковый возраст соответствует периоду 14-15 лет. В 14 лет подросток меняет интровертность на экстравертность: центр его внимания переносится на внешний мир. Это связано с завершением процесса полового созревания. Сейчас подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе, нахален. У него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру. Он начинает активно сравнивать себя с другими. Особенно быстро развиваются мыслительные способности подростка. Он приписывает безграничные возможности своему мышлению, считает, что он способен преобразовывать окружающую жизнь так, как это нужно ему.
Анализируя причины и виды табакокурения в общеобразовательной организации можно сделать вывод, что проблема табакокурения в настоящее время стоит достаточно остро. Можно сказать, что табакокурение - одна из самых актуальных проблем в среде учащихся.
Причины табакокурения - курение родителей, курение ровесников, неловкость при отказе от предлагаемой сигареты, любопытство, желание казаться, представление о положительном образе жизни курящего, склонность к рискованным поступкам.
Нами было рассмотрено содержание профилактической деятельности табакокурения подростков как направление антиникотиновой политики, мы увидели, что в западных странах активно борются с табакокурением. Так в настоящее время более чем в 90 странах мира имеются законы, ограничивающие распространение табачной продукции и курение. В России же табачное законодательство пока на слабом уровне. Самую активную позицию в области борьбы против табака занимает созданная в рамках системы Организации Объединенных Наций (ООН) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). По ее инициативе в последние годы активно осуществляется работа по разработке и подготовке к принятию всеми странами - членами ВОЗ - Рамочной конвенции по борьбе против табака (РКБТ), главной целью которой является достижение значительного сокращения распространенности потребления табака. Однако, все же антитабачные меры приносят определенные результаты, но в большую сторону совершенно недостаточные. Частота курения среди взрослого населения в развитых странах уменьшается, среди детей и подростков пока заметных успехов в этом направлении не наблюдается.
Мы можем сделать такой вывод, что для обеспечения надлежащего здоровья граждан нашей страны и формирования у них установок на здоровый образ жизни требуется осуществление колоссальных действий и комплексного, системного подхода к решению вопросов ЗОЖ. Задачами обеспечения этого подхода должны заниматься все ветви и этажи государственной власти, и это является единственным возможным путем для преодоления нынешней ситуации табакокурения в России.
Анализ деятельности общеобразовательной организации в практике осуществляется путем анализа цели и задач социальной работы. Социальный работник в системе образования способствует более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более, что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.
Мы определили основные формы и направления социальной работы по профилактике табакокурения среди подростков, что включает в себя комплексный подход, где применяется индивидуальное изучение подростков, их социальное окружение, изучение семей, профилактика причин и последствий табакокурения, организация свободного времени подростков, антиникотиновое воспитание и просвещение не только подростков, но и родителей, и педагогов школы. Формы и методы, применяемые в профилактической работе - это анкеты, беседы, игры и т.д. При этом обязательным было взаимодействие со специалистами, что повысило эффективность профилактической работы.
В общеобразовательной организации была создана программа по профилактике табакокурения. Целью создания программы послужила необходимость систематизировать материал по табакокурению, полученный за несколько лет работы с подростками и более ступенчато и обоснованно начать апробировать его на практике. В будущем - полученные результаты анализировать для продолжения работы над программой с применением и поиском новых технологий в социально-профилактической работе с подростками, склонными к курению. Постепенная корректировка программы позволит создать ее идеальное состояние, чтобы затем делиться опытом с другими. Цель самой программы - пропагандирование у подростков культуры здорового образа жизни. Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению табакокурения, становление активно отрицающей позиции по отношении к курению табака.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе /В.Ю. Александрова. М.: 1996. -254с.
2. Александров А.А. Распространённость курения среди учителей Москвы./Александров А.А., Шальнова С.А., Деев А.Д. и др.//Вопросы наркологии. 2004. № 4. С. 61-65.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону,2010.-384 с.
4. Амлаев К.Р., Францева В.О., Трегубова Т.Н., Миронович В.Н. Профилактика табакокурения у подростков: некоторые итоги // Профил. забол. и укреп. здоровья. 2006. № 1. С.39-41.
5. Анташева Ю.А. «Курение и здоровье». Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. 2013. №3. С.70-80.
6. Бабанов С.А. Эпидемиология табачной зависимости в условиях Среднего Поволжья // Профил. забол. и укреп. здоровья. 2009. № 1. С.32-38.
7. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев, А.Л. Гройсман. Издание 4-е. Москва : Магистр, 1994. 96 с.
8. Баль Л.В. О мотивации школьных педагогов к деятельности по формированию здорового образа жизни детей./Баль Л.В., Михайлов А.Н. -1 Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. Москва, 21-22 февраля 2008 г. С. 22-23.
9. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 250 с.
10. Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях./Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Москва, 2006. -412с.
11. Баранов А.А. Табакокурение детей и подростков./Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. М.: «Литтера», 2007. -213с.
12. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 437 с.
13. Баринова В.В. Мы за здоровый образ жизни: классный час для учащихся подросткового возраста / В.В. Баринова, А.И. Феденева // Воспитание школьников. 2013. №9. С. 74-78
14. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. -М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
15. Богданов К. «Право курить». К социальной истории курения в XX веке // Знание-сила. 2005. №10. С. 41-43...