Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 6
1.1. Ресоциализация: понятие, структурно-содержательные характеристики...6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 16
1.3. Характеристика ресоциализации младших школьников в социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних на примере ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района» Свердловской области 38
2.1. Анализ деятельности ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района» по
ресоциализации девочек младшего школьного возраста 38
2.2. Программа «Азбука поведения» ресоциализация девочек младшего
школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 49
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 69
Актуальность исследования. Россия на современном этапе своего развития переживает сложный период радикальных преобразований, связанных с коренными изменениями во всех сферах жизнедеятельности (экономической, политической, социальной, духовно-нравственной), которые привели к появлению существенных деформаций основных институтов социализации подрастающих поколений (семьи, школы, учреждений дополнительного и профессионального образования), к распространению в подростковой среде различных форм безнадзорности и беспризорности. В этих условиях растущие масштабы дезориентации и дезадаптации, социального сиротства и детской неустроенности стимулируют изучение различных аспектов профилактики асоциального поведения среди детей и молодежи, вопросов социальной реабилитации и ресоциализации.
В педагогических работах ресоциализация рассматривается как деятельность по преодолению отклонений в поведении несовершеннолетних (Е. В. Горланова, С. Н. Дубинин, И. В. Королева, А. С. Новоселова, В. Н. Савардунова и др.). Процесс ресоциализации детей в условиях реабилитационного центра осуществляется в форме воспитательных, образовательных, трудовых и иных мер социализирующего воздействия. В настоящее время накоплен немалый опыт разработки и реализации программ по ресоциализации несовершеннолетних, однако на сегодняшний день этого недостаточно.
Вместе с тем очевидным является противоречие между наличием потенциала социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и их ресоциализации, с одной стороны и недостаточным использований возможностей специализированных центров на практике, с другой. Данная ситуация возникает в связи с неподготовленностью специалистов и отсутствием научно-педагогического и методического обеспечения.
Актуальность темы позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности специально разработанной программы для осуществления ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних?
Тема: «Ресоциализация девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних».
Объект исследования: процесс ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре.
Предмет исследования: программа, направленная на ресоциализацию девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать, и теоретически обосновать программу по ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что программа, направленная на ресоциализацию девочек младшего школьного возраста в социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних должна учитывать возрастные характеристики младшего школьного возраста и характеристики процесса ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социальнореабилитационном центре.
Задачи исследования:
^Проанализировать понятие ресоциализации и его структурно-содержательные характеристики;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьного
возраста «в норме», и охарактеризовать общие черты младшего школьного возраста, находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;
3. Выявить содержание ресоциализации детей в социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних;
^Проанализировать деятельность сотрудников по ресоциализации девочек младшего школьного возраста в реабилитационном центре ГБУ СОН СО «СРЦН Шалинского района»;
5.Реализовать программу по ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение;
эмпирические - анализ документов, анкетирование, обработка результатов, и качественный анализ.
База исследования: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетнего Шалинского района».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В рамках данной работы нами была поставлена цель - разработать, теоретически обосновать и на практике апробировать программу по ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все теоретические и практические задачи.
В ходе решения первой задачи мы рассмотрели понятие ресоциализации и его структурно-содержательные характеристики. Ресоциализация личности является довольно сложным целенаправленным процессом, в основе которого лежит комплекс мероприятий, направленных на возвращение и формирование у личности необходимых умений, навыков и приобретения возможностей для жизни в обществе с соблюдением правовых норм. Результатом сотрудничества субъекта и объекта ресоциализации должны стать изменение личностных качеств личности, что способствовало бы возвращению личности к правопослушному и социально-нормативному поведению.
В ходе решения второй задачи проанализировали психологопедагогические характеристики детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В ходе решения третьей задачи изучили характеристики ресоциализации детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Теоретико-методологический анализ научной литературы дал нам возможность сформировать и обосновать основные характеристики процесса ресоциализации воспитанников центров социально-психологической реабилитации детей. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что среди приоритетных направлений деятельности центров должно стать создание такого педагогического обеспечения, будет способствовать успешной ресоциализации воспитанников.
В ходе решения четвертой задачи проанализировали процесс ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних. Анализ диагностических данных по показателям (социализированность, тревожность, самооценка, совестливость) показал, что у многих детей повышенная тревожность, заниженная самооценка и средний уровень социальной адаптированности. Опрос воспитателей и психологов центра показал, что у девочек младшего школьного возраста явно выражена агрессия, отсутствует желание к учебе, слабо развиты коммуникативные навыки и наблюдается высокий уровень тревожности, часть детей имеет задержку психического развития. Несмотря на активно проводимую работу по ресоциализации несовершеннолетних, в центре отсутствует комплексная система работы, программа, направленной на ресоциализацию детей младшего школьного возраста. В связи с этим нами была разработана программа, носящая комплексный характер, направленная на интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие девочек младшего школьного возраста.
В ходе решения пятой задачи разработали и частично реализовали программу по ресоциализации девочек младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Программа включала в себя несколько этапов. В рамках данной работы проводилась работа с девочками младшего школьного возраста. Главная цель программы - комплексная ресоциализация и адаптация в обществе несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Содержание данной программы также предполагало проведение занятий с девочками по социально-бытовой ориентировке. Занятия включает в себя следующие разделы: «Из истории этикета», «Общение и взаимоотношение людей», «Поведение в общественных местах», «Гостеприимство». Согласно данным занятиям воспитанницы знакомятся, с правилами поведения в обществе, со взрослой жизнью, нормами морали. Учатся понимать логику определённых правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, усваивают знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни.
В целом частичная апробация программы показала, что имеются позитивные сдвиги в ожидаемых результатах. Полноценную оценку результативности программы рекомендуется провести по окончанию ее полной апробации. В перспективах исследования адаптировать данную программу под детей младшего подросткового возраста.
1. Алексеева Т. Дети-изгои // Классное руководство и воспитание школьников. 2010.№ 4. С. 33-37
2. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. Издательство: ЭКСМО, 2008. 328 с.
3. Ананенко М.Г. Реабилитационная работа c семьей. Методическое пособие. Минск. Белстан. 2011. 69 с.
4. Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии. М.: Спарк, 2010. 216 с.
5. Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М.: Инфра-М, 2014. 231 с.
6. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие Улан- Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.
7. Бархаленко Е. В. Психолого-педагогические аспектсовершенствования процесс воспитания несовершеннолетних осужденных // Проблемы пенитенциарной теории и практики. М.: КИВС, 2010. № 5. С. 186.
8. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. Пенза - Шадринск - Ереван: Научноиздательский центр «Социосфера», 2011. 176 с.
9. Бережковская Е. Л. Становление отношения к другу в школьном возрасте // Вестн. РГГУ. 2009. № 7. С 22-28
10. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: Изд. МОДЭК, МПСИ,2006. 632 с.
11. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Психология в вузе. 2011. № 5.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2011. 352 с.
13. Васильева, К. И. Взаимоотношения детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2006. С. 11-14
14. Веденов, А. В. Вопросы воспитания и психологическая наука // Вопросы психологии. 2007. С. 25-29
15. Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. канд. психол. наук. М., 2011. 150 с...