Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности

Работа №98410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.. ..6
1.2. Коммуникативные навыки: понятие и характеристика 15
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития
коммуникативных навыков младших школьников в общеобразовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных
навыков младших школьников через театрализованную деятельность в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Артемовского городского округа "Средней общеобразовательной школы № 56 с углубленным изучением отдельных
предметов" 43
2.1. Из опыта работы школы №56 по развитию коммуникативных
навыков младших школьников через театрализованную
деятельность 43
2.2. Программа кружка «Кукольный театр» как средство развития коммуникативных навыков младших школьников и ее реализация 51
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения 72

Актуальность.В наше время обществу необходимы творческие люди, способные к активному действию, нестандартному мышлению, способные находить оригинальные решения жизненных проблем, а также умеющие грамотно и смело выражать свои мысли. И одной из задач современной школы является воспитание и обучение таких людей.
Познания современных детей гораздо больше, чем их сверстников начала 21-го века. Они быстрее решают трудные логические задачи, делают умозаключения, они мобильны и порой знают больше, чем их родители. Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, но при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми.
Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи. Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей, этот опыт становится менее важным. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но, с другой стороны, ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, испытывает затруднения, он неспособен нормально общаться с другими людьми.
Одним из важнейших умений современной личности является овладение коммуникативными навыками. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Развитие коммуникативных навыков младших школьников - является актуальной проблемой, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные навыкиразвиваются и совершенствуются в процессе общения.
Такие педагоги как И.А. Генералова, Н.Ф. Букатов, Н.Н. Бахтин, а такжевидные специалисты в области театрального искусства Н.И. Сац, С.Г. Розанов доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе так какони включают в себя обязательный уровень коммуникативных навыков. Используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка, можно увидеть возможности театральной деятельности как средство для развития коммуникативных навыков, речи в целом.
Итак, театрализованная деятельность позволяет воздействовать на развитие коммуникативныхнавыков ребенка,выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Противоречие: с одной стороны, не возникает сомнения важность развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, с другой стороны, недостаточно используется театрализованная деятельность для решения этой проблемы в общеобразовательной организации
Проблема исследования: как использовать театрализованную деятельность для развития коммуникативных навыков младших школьников в общеобразовательной организации?
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности в общеобразовательной организации.
Цельисследования:на основе анализа теоретических и практических аспектов проблемы развития коммуникативных навыков младших школьников разработать и реализовать рабочую программу кружка «Кукольный театр».
Гипотеза: театрализованная деятельность будет способствовать развитию коммуникативных навыков младших школьников, если:
• будет осуществляться в соответствии с разработанной программой
• преимущественно будут использованы групповые формы работы (работа с текстом, изготовление кукол, декораций, распределение ролей, чтение по ролям)
- для реализации программы кукольного театра будут привлечены родители (участие в подготовке спектаклей: изготовление одежды ширмы, кукол).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших школьников
2. Проанализировать понятие и характеристику коммуникативных навыков.
3. Рассмотреть развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности
4. Проанализировать деятельностьМАОУ СОШ №56по развитию коммуникативных навыков младших школьников.
Методы исследования.
Теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация.
Практические: наблюдение, беседа, анализ документов, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов (МАОУ СОШ №56).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ФГОС НОО ориентирует педагогов на формирование важнейших умений и навыков, которые позволят каждому ученику реализоваться в жизни, быть успешным. Важнейшими из ряда подобных умений являются коммуникативные навыки. Общение - один из ведущих видов деятельности каждого человека, в процессе общения происходит развитие, становление личности человека, формирование качеств личности, мировоззрения.
Младший школьный возраст представляет собой период развития от 7 до 11 лет. Это очень важный период в жизни ребенка. В этот период изменяются его психо-физические особенности. Восприятие тесно связано с практической деятельностью. Возрастают целенаправленность, управляемость, осознанность, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Изменяется и сама жизнь маленького человека. Он активно включается в учебную деятельность, становится более самостоятельным, ответственным, учится управлять собой. Кроме того, ребенок учится контактировать с другими детьми, учится жить в коллективе. Потребность в общении у младших школьников выступает на первый план и поэтому определяет развитие коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки - это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
К ним относятся:
- сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника;
• сформированность умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия;
• сформированность действий по согласованию усилий (кооперация);
• включение в совместную работу.
Коммуникативные навыки, которые развивают в младшем школьном возрасте:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия
Среди средств, способствующих развитию коммуникативных навыков в периоде развития ребенка в условиях обучения, называют театрализованную деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, театрализованная деятельность многофункциональна. Сочетая возможности нескольких видов искусства - музыки, танца, литературы и актерской игры, театрализованная деятельность обладает огромной силой воздействия на развитие коммуникативных навыков.
Основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышает собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности, самостоятельности, веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность учит развивать свою личность, искать себя в этом мире, не бояться трудностей, стремиться к успеху, чувствовать радость от своих достижений и радоваться успехам других, сопереживать, общаться и все это выражать через коммуникативные навыки.
Итак, театрализованная деятельность может являться средством развития коммуникативных навыков младших школьников, но в школе ее используют не на должном уровне. Поэтому нами была разработана и реализована специальная программа кружка «Кукольный театр», с целью развития коммуникативных навыков младших школьников. В исследовании принимало участие 20 человек, из них 13 человек посещали кружок «Кукольный театр».
По результатам первичной диагностики мы видим, что в основном дети пребывают на среднем уровне, при этом каждый из тестов показал наличие низкого уровня. Дети коммуникабельны, но при этом есть основания для улучшения результатов в качестве основы для дальнейшего полноценного развития коммуникативных навыков.
По результатам диагностики, проведенной в конце года, было выявлено, что занимавшиеся в кукольном театре дети показали более высокие результаты по развитию коммуникативных навыков, чем дети, не посещавшие кружок. Они с легкостью договаривались друг с другом, аргументировали и делали общие выводы по принятым решениям.У детей, не посещавших кукольный театр, также наблюдается рост по всем показателям (что, на наш взгляд, обусловлено развитием их во время учебной деятельности), но по сравнению с кружковцами этот рост незначительный.
Кроме того, использование театрализованной деятельности на уроках и во время внеурочной деятельностиоказали положительное влияние на развитие детского интеллекта, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к обучению в школе. А главное, повысился уровень коммуникативных навыков младших школьников. Все это сказалось на уровне качества обучения.
Таким образом, театрализованная деятельность выступает успешным средством развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста. Цель исследования достигнута. Задачи решены.


1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1982. 243 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011.
3. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании: Сб. «В помощь семье и школе». М.:Польза, 1911.
4. Безруких, М. М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученика: пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефремова. М.: Академия, 1996. 240 с.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические соч. Т. I. М.: Педагогика,1979. с.400
6. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская. М.: АПН РСФСР, 1959. 348 с.
7. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Дисс. докт. пед. наук. М.: 2001. 376с.
8. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников.// Вопросы психологии. 2010.№2. с. 149-153.
9. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. 208 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006. 224 с.
12. Выготский, А. С. Педагогическая психология / А. С. Выготский М.: Педагогика, 1991. с. 532.
13. Выготский Л. С.Память и её развитие в детском возрасте // Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие. М.: АСТ, 2008. 646 с.
14. Генералова И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 5. с. 84
15. Гиппиус С.В. "Актерский тренинг. Гимнастика чувств" СПб., 2008г...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ