Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации

Работа №98409

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические . основы формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Готовность к совместной деятельности: понятие, структура,
условия формирования в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Формы и приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками
в разновозрастной группе детского сада 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками детей старшего дошкольного возраста на примере МБДОУ № 26 с. Шогринское 31
2.1. Анализ, деятельности.детского сада по формированию у детей
старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками 31
2.2. Первичная диагностика готовности детей старшего дошкольного
возраста к совместной деятельности со сверстниками 40
2.3. Программа формирования готовности детей старшего
дошкольного возраста к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации 47
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 67

Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [7]. Современная отечественная педагогика активно выстраивает свою новую парадигму, ориентированную на человека. В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения. Вопрос о воспитании - это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о нравственных ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в общении с людьми [3].
Вместе с тем, в системе дошкольного образования наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого - формирование неадекватного отношения к сверстникам. Поэтому одной из главных задач в старшем дошкольном возрасте должно быть формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как совместная деятельность, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах.
Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия. Совместная деятельность как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
В работах М.И. Лисиной раскрывается деятельностный, гуманистический характер совместной деятельности, его диалогическая структура, подчеркивается необходимость освоения совместной деятельности с дошкольного детства. Освоение опыта совместной деятельности со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе (Е.Е. Кравцова, Е.В. Субботский и другие).
Ограничение исследования: в своей выпускной квалификационной работе мы будем рассматривать детей дошкольного возраста разновозрастной группы в ДОО.
Проблема развития совместной деятельности дошкольников получила определенное отражение в исследованиях. Изучены аспекты формирования готовности к совместной деятельности в труде, в игре, в изобразительной деятельности. Однако существует противоречие между необходимостью формирования у старших дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками и недостаточностью научных данных, позволяющих грамотно осуществить этот процесс, особенно в малокомплектных ДОО.
Вместе с тем, своеобразие обучения в детском саду, разнообразное образовательное содержание занятий, возможность интеграции на занятиях разных видов детской деятельности, регулярность и систематичность их проведения открывает большие перспективы для накопления детьми опыта совместной деятельности со сверстниками в процессе решения совместных задач. Поставленная в современной Концепции дошкольного образования задача повышения развивающего потенциала обучения напрямую связана с разработкой теоретических и практических вопросов развития сотрудничества детей на занятиях в детском саду, что отвечает актуальным потребностям широкой практики воспитания дошкольников и подготовки к школе. В связи с этим необходимым является поиск путей формирования готовности к совместной деятельности у старших дошкольников со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: какой должна быть программа формирования у старших дошкольников готовности к совместной деятельности, которая могла бы быть осуществлена воспитателями ДОО в малокомплектном детском саду?
Тема исследования:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс формирования готовности к совместной деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание программы формирования готовности у старших дошкольников к совместной деятельности со сверстниками в разновозрастных группах.
Цель исследования: на. основе, теоретических, и. полученных, эмпирических, данных, разработать, и. обосновать, программу, поформированию у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в малокомплектном детском саду.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться в соответствии с научно обоснованной программой, включающей практическое освоение дошкольниками основных приемов совместной деятельности со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику старшего, дошкольного возраста.
2. Проанализировать, понятие «готовность к совместной деятельности», выделив его структуру и условия формирования в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить и охарактеризовать формы и приемы, способствующие формированию у старших дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками, которые используются или могут быть использованы в ДОО.
4. Проанализировать . деятельность . МБДОУ №26 с. Шогринское . по формированию у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в ДОО.
5. Провести . первичную . диагностику готовности к совместной деятельности со сверстниками у детей посещающих МБДОУ №26 с. Шогринское.
6. Частично апробировать программу, направленную на формирования готовности к совместной деятельности у старших дошкольников в МБДОУ №.26 с. Шогринское.
Методы исследования:
• теоретические: синтез, обобщение, сравнение, анализ.
• эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение.
База исследования: Муниципальное . бюджетное . дошкольное . образовательное . учреждение Детский . сад . №26 «Ромашка», Артемовского района, с. Шогринское, ул. 8 марта 36-б.
Структура работы. Выпускная, квалификационная работа состоит, из. введения, двух . глав, заключения, списка использованной . литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое изучение формирования у старших дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в ДОО позволило сделать следующие выводы.
Анализ работ М.И. Лисиной, И.В. Шаповаленко, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, Е.В. Субботского и других исследователей показал, что в работе со старшими дошкольниками можно ставить задачу формирования у них готовности к совместной деятельности со сверстниками и эта задача может быть успешно решена.
Анализ работ Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной, С.С. Бычковой, С.А. Козловой, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой показал, что под совместной деятельностью понимаетсятакая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется общей целью,единством по месту, времени и действию. Готовность к совместной деятельности определяется как психологическое и физическое состояние личности, готовое к деятельности в паре или группе в данное время, в данном месте, с общей целью, которое будет осуществляться посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждогоучастника. Готовность к совместной деятельности проявляется в типе взаимодействия со сверстниками.
Для формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками могут быть использованы такие формы, как упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах), индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций. Используются такие методические приемы формирования готовности к совместной деятельности, как:демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение, переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника, создание ситуации недостатка материала, создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера, выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.
Анализ деятельности МБДОУ № 26 с. Шогринское по формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками показал, что работа носит не систематический характер.
Результаты первичной диагностики свидетельствуют о недостаточном уровне готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками. У воспитанников преобладает средний уровень сформированности представлений о понятии «совместная деятельность со сверстниками», взаимодействие зачастую носит ситуативный и импульсивно­непосредственный характер, дети испытывают проблемы в поисках общего способа решения задачи. В то же время дети способны воспринимать ситуацию задачи в целом и устанавливать определенные отношения с партнером, которые сохраняются на протяжении всей ситуации совместной деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы формирования готовности к совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в условиях дошкольной образовательной организации.
Программа формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками старших дошкольников включала три этапа.
Первый этап был назван ориентировочным, подводящим к совместной деятельности. Его целью являлось установление эмоционально-положительного отношения и интереса дошкольников к взаимодействию со сверстниками, развитие у детей отдельных умений, необходимых для осуществления сотрудничества в совместной деятельности.
Целью второго этапа было практическое освоение дошкольниками основных приемов совместной деятельности по принципу постепенного усложнения.
Целью работы на третьем этапе было развитие способности дошкольников самостоятельно отбирать модель совместной деятельности для совместного решения образовательной задачи. Дошкольникам была предоставлена возможность применить приобретенные умения совместной деятельности.
По завершению реализации программы формирования готовности к совместной деятельности со сверстникамибыла проведена повторная диагностика по аналогичным методикам. Ее результаты показали, что все воспитанники перешли на средний и высокий уровень сформированности представлений о совместной деятельности со сверстниками, исчез низкий уровень.В группе стал преобладать тип положительного, согласованного взаимодействия в совместной деятельности, отношение к совместной деятельности стало более осознанным. Интерес к сверстникам удошкольников стал выражен более ярко, произошли значительные изменения в представлениях дошкольников о способах совместной деятельности.
Для большинства детей было характерно возникновение и партнерства в ситуации общей задачи, способность к совместному планированию и предвосхищению результатов действий не только своих, но и партнера, активное сопереживание партнеру по совместной деятельности. Без сомнений и споров дети объединялись в заданные по количеству участников микрогруппы (по 2 человека), составы которых сохранялись до момента достижения результата совместной деятельности. Дошкольники принимали цель совместной деятельности и последовательно реализовали её в распределенных по согласованию действиях.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 424с.
2. Артемова Л. В. Развитие предпосылок толерантности в процессе социально­нравственного воспитания // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. № 1. С. 99-105.
3. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. СПб., Детство-Пресс, 2012. 224 с.
4. Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад. 2011. № 1. С. 74-85.
5. Березина Т. А. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008.С. 54-77.
6. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: «Педагогика», 1983. 271 с.
7. Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: «Аркти», 2011. 96 с.
8. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: «Мозаика-Синтез», 2008.112 с.
9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 72 с.
10. Воронова А. П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет.) М.: «Детство-Пресс», 2000. 384 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика», 1991.480 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: «Эксмо», 2005. 1136 с.
13. Галигузова Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 111-120.
14. Галигузова Л. Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста // Психологическое образование и наука. 2010. № 3. С. 89-96.
15. Гаффорова Р. А. Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей 6-7 лет со сверстниками [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14118.pdf (дата обращения: 08.09.2017)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ