Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Работа №98406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Характеристика понятия «эстетическое отношение» 6
1.2. Психолого-педагогические условия развития эстетического
отношения к природе у старших дошкольников 11
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. Диагностика развития эстетического отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 20
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность проблемы развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что именно в этот возрастной период ребенок решает задачи взаимодействия с окружающим миром. Чувство красоты природы, создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
В детском саду педагоги учат своих воспитанников воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы.
Социальный заказ современного общества можно определить как потребность в творческих личностях, открытых миру людям, новым контактам, активно преобразующих действительность. Решение проблемы организации такого педагогического взаимодействия, которое будет способствовать становлению у ребенка умения замечать красоту действительности, радоваться ей, оценивать, обращаться с суждениями к окружающим людям, осознавать собственное единство с окружающим миром, переживать за судьбу красоты, преобразовывать, достраивать реальность, на мой взгляд может удовлетворить выше обозначенный социальный запрос.
Данная работа посвящена проблеме развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать результативность комплекса занятий по развитию эстетического отношения к природе у старших дошкольников в изобразительной деятельности
Объект исследования - процесс развития эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
Для реализации поставленной цели и проверки рабочей гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эстетическое отношение к природе».
2. Выявить психолого-педагогические условия развития эстетического отношения к природе у старших дошкольников.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у старших дошкольников в изобразительной деятельности и проверить его результативность в опытно-поисковой работе.
Теоретическая основа исследования.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме эстетического воспитания личности (Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая и др.);
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Методы исследования:
- теоретические - анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, синтез;
- практические - опытно-поисковая работа, анализ и обработка продуктов творческой деятельности детей.
База исследования: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 346 «Теремок» город Екатеринбург. В опытно-поисковой работе в качестве испытуемых приняли участие 12 детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы: проведен анализ методической и научной литературы по теме исследования; охарактеризованы особенности воспитания эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста; обозначены методические основы развития эстетического отношения к природе в дошкольном возрасте; выявлены методические условия, способствующие воспитанию эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства; экспериментально проверена эффективность работы по воспитанию эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность.
Педагогика определяет эстетическое восприятие природы как эстетическое созерцание, целенаправленное и целостное восприятие объекта или явления природы как эстетической ценности, которые сопровождаются эстетическим переживанием и суждением.
В результате проделанной работы решены поставленные задачи.
1. На основе анализа литературы раскрыто содержание понятия «эстетическое отношение к природе». Это продукт многовекового исторического развития. Так, в архаичной культуре первобытный человек уникально вписывался своей жизнедеятельностью в природу, больше поклонялся ей, обожествлял ее, несмело восхищался ею.
2. Выявлены психолого-педагогические условия развития эстетического отношения к природе у старших дошкольников: атмосфера на занятии - эмоционально-мажорный настрой воспитанников на освоение художественных образов, увлеченность искусством. При подготовке к занятию использовались такие методы как, метод «Эмоциональной драматургии урока», метод «эмоциональной волны», метод «ассоциативности».
3. Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются в представлениях детей о временах года, сезонных явлениях природы, знакомство с явлениями и объектами неживой природы, их особенностями, значениями неживой природы в жизни растений, животных. С помощью изобразительной деятельности ребенок самовыражается как личность.
4. Провели диагностическое исследование развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. В результате проведенной работы мы выявили, что на низком уровне находятся 7 человек, на среднем уровне 5 человек. Можно сделать вывод, что в группе доминирует низкий или средний уровень развития эстетического отношения к природе.
5. Разработан комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у старших дошкольников в изобразительной деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности развивалось эстетическое восприятие, умения замечать красоту окружающего мира, чувство прекрасного, чувства цвета, воображение. Рассматривались репродукции картин, учились понимать настроение, замысел, художника, выражать свои впечатления, ассоциативное и образное мышление, воображение.
Разработанный нами план, доказал свою эффективность на контрольном этапе опытно-поисковой работы.
Опытно-поисковая работа подтвердила эффективность предложенного нами комплекса по развитию эстетических представлений.



1. Ашиков, В. И. Дошкольное воспитание в новом веке [Текст] / В.И. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2000, - № 1. - С. 8-11.
2. Бобылева, Л. Д. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л.Д. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 10-15.
3. Бондаренко, В. Д. Культура общения с природой [Текст] / В. Д. Бондаренко. - М. : Агропромиздат, 1987. - 174 с.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / С. А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1980. - 272 с.
5. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
7. Глазачев, С. Н. Экологическая культура [Текст] : учеб. пособие для учащихся шк., гимназий, лицеев, колледжей, студентов пед. вузов, вузов культуры и учителей / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. - М. : Горизонт, 1997 - 311 с.
8. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] : учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 1997. - 272 с.
9. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
10. Дежкин, В. В. Беседы об экологии [Текст] / В. В. Дежкин. - М. : Молодая гвардия, 1979. - 190 с.
11. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] : пособие для воспитателей / Л. А. Каменева [и др.] ; под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с.
12. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст] : пособие для педагогов дошкол. образоват. учреждений / Н. В. Квач ; науч. ред. М. М. Безруких. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 159 с.
13. Ковалев, А. Г. Воспитание чувств [Текст] / А. Г. Ковалёв. - М. : Педагогика, 1971. - 94 с.
14. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Я. И. Ковальчук. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2005. - 416 с.
16. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст] : кн. для педагогов дошкол. учреждений / Т. С. Комарова. - М. : Мнемозина, 1995. - 159 с.
17. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1976. - 158 с.
18. Компалецева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Л. В. Компалецева. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.
19. Кондрашова, М. А. Экологическое воспитание дошкольников на
занятиях и в повседневной жизни [Электронный ресурс] / М. А Кондрашова. - URL : http://www.ivalex.vistcom.ru/metod6.htm(дата обращения: 11.06.2017).
20. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И. Ю Кулагина. - М. : Сфера, 2001. - 464 с.
21. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью [Текст] : учеб.-нагляд. пособие / авт.-сост. Н. А. Курочкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 40 с.
22. Лучич, М. В. Детям о природе [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / М. В. Лучич. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
23. Лучич, М. В. Прогулки с детьми в природу [Текст] : метод. пособие / М. В. Лучич. - М. : Просвещение, 1969. - 144 с.
24. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. / М. М. Марковская. - М. : Просвещение, 1989. - 114 с.
25. Мацкевич, М. В. Войди в мир искусства [Текст] : программа эстетич. воспитания / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 16-26.
26. Медведев, В. И. Экологическое сознание [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. - М. : Логос, 2001. - 376 с.
27. Мелик-Пашаев, А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 22-30.
28. Мелик-Пашаев, А. А. Художник в каждом ребенке: цели и
методы художественного образования [Текст] : метод. пособие /
А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М. : Просвещение, 2008. - 175 с.
29. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / В. А. Езикеева [и др.] ; под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.
30. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст] : метод. рекомендации для педагогов общеобразоват. шк. / А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. - Дубна : Феникс+, 2009. - 272 с.
31. Наша сеть [Электронный ресурс] : социал. сеть работников образования. - URL :http://nsportal.ru (дата обращения: 21.03.2017).
32. Некрасова-Каратеева, О. Л. Психологическая природа детского рисования [Текст] / О. Л. Некрасова-Каратеева, М. В. Осорина // Искусство в школе. - 1995. - № 3. - С. 62-66.
33. Новиков, Ю. В. Природа и человек [Текст] / Ю. В. Новиков. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
34. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Л. Ф. Обухова. - М. : Высш. образование : МГНПУ, 2006. - 461 с.
35. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 172 с.
36. Руковицын, М. М. Эстетическое воспитание детей [Текст] / М. М. Рукавицын. - М. : Знание, 1978. - 132 с.
37. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982. - 204 с.
38. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н. П. Сакулина. - М. : Просвещение, 1965. - 214 с.
39. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 372 с.
40. Столович, Л. Н. Природа эстетической ценности [Текст] / Л. Н. Столович. - М. : Политиздат, 1972. - 271 с.
41. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Киев : Рад. шк., 1985. - 557 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 4-18.
43. Флерина, А. Е. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / А. Е. Флерина ; под ред. В. Н. Шацкой. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 334 с.
44. Художественное творчество и ребёнок [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1972. -287 с.
45. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Р. М. Чумичева. - М. : Просвещение, 1992. - 126 с.
46. Экологическое и эстетическое воспитание детей [Текст] / под ред. Л. П. Песко. - М. : Просвещение, 1984. - 264 с.
47. Эстетика [Текст] : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева [и др.]. - М. : Политиздат, 1989. - 447 с.
48. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ