ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность понятия «нравственное воспитание» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания
младших школьников 17
1.3. Потенциал художественной деятельности в нравственном
воспитании младших школьников 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Диагностика нравственного воспитания младших школьников на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы 38
2.2. Содержание работы по нравственному воспитанию младших
школьников в художественной деятельности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном обществе проблема нравственного воспитания приобретает особую актуальность. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения в сфере нравственных ценностей человека. Взросление и развитие современных детей происходит под влиянием негативных тенденций: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные школьники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовно-нравственными, искажаются представления о нравственных качествах личности, нравственных нормах, таких как, патриотизм, уважение к страшим, ответственность, справедливость, отзывчивость и доброта, милосердие и великодушие.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 2012 года, указано: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни» [46]. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО) отмечено: «Программа духовно-нравственного воспитания, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности» [45].
В основе Концепции воспитания личности гражданина России (далее - Концепция) определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», в части общих требований к содержанию образования и задачам основных образовательных программ.
Опираясь на выше указанные документы, можно сказать следующее, «Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств» [14, с. 64], таких как трудолюбие, бережное отношение к природе, культурность, эмпатию. Самыми благоприятными условиями воспитания младших школьников является внеурочная деятельность, позволяющая объединить все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач нравственного воспитания и социализации. «Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся» [25].
Основываясь на вышеизложенном, выявлено противоречие между необходимостью нравственного воспитания младших школьников в художественной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.
Проблемой исследования в данном вопросе является: поиск наиболее эффективных средств и форм организации художественной деятельности младших школьников, направленных на нравственное воспитание. Проблема и актуальность нравственного воспитания, а также выявленное противоречие позволили сформулировать тему исследования «Нравственное воспитание младших школьников в художественной деятельности».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественной деятельности направленный на нравственное воспитание младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по художественной деятельности направленный на нравственное воспитание младших школьников.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, уточнить сущность понятия «нравственное воспитание»;
2. Выявить психолого-педагогические особенности нравственного воспитания младших школьников;
3. Выявить потенциал художественной деятельности в нравственном воспитании младших школьников;
4. Провести диагностику нравственного воспитания младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы;
5. Разработать комплекс занятий по художественной деятельности направленный на нравственное воспитание младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной, Ю.С. Григорьевой, Г.И. Чугаевой, Н.В. Микляевой, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова в области нравственного воспитания младших школьников; исследования И.А. Зиминой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, И.Ф. Харламова по воспитательному потенциалу художественной литературы; психологические исследования Н.И. Болдырева, А.М. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.З. Неверович, Л.П. Стрелковой, Г.А. Урунтаевой.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость заключается в разработке и реализации комплекса занятий в виде педагогического проекта для повышения уровня нравственного воспитания младших школьников в художественной деятельности по исследуемой теме.
Теоретическая значимость: результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального образования по нравственному воспитанию, в практике досуговой деятельности и дополнительного образования.
База опытно-поисковой работы: МОУ СОШ №164 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 10 младших школьников.
Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию младших школьников в художественной деятельности осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитанию младших школьников; определялись психолого-педагогические особенности младших школьников, выявлялся потенциал художественной деятельности, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственного воспитания младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственного воспитания младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственной воспитанности младших школьников, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретический анализ литературы таких ученых, как Н.В. Микляева, А.К. Маркова, М.Г. Яновская, Я.И. Колдунов, И.Ф. Харламов, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, И.А. Галицкая, И.В. Метлик и др., и др. и проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. Нравственное воспитание - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него нравственных качеств (по Н.В. Микляевой).
2. Я.И. Колдунова раскрывает нравственную воспитанность младших школьников как: «Единство трех критериев: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий.
1) Когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем нравственных представлений и понятий (трудолюбие, бережное отношение к природе, культурность, добро и зло.);
2) Эмоционально-ценностный критерий, его показатели: убеждение в необходимости ценностного отношения к людям; способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений, стремление соответствовать нравственным нормам;
3) Поведенческий критерий, его показатели: способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в нравственном выборе в повседневной жизни, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения».
Младший школьный возраст, самое благоприятное время для качественных изменений в личности ребенка, которые связаны с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать себя полноценной личностью, в собственном восприятии. Дети в данный возрастной период очень чувствительны к замечаниям взрослых, похвале или критике. Овладение нравственными требованиями и умениями способствует его развитию. У младших школьников развиваются нравственные чувства и качества, формируются навыки общественно значимого поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственного стержня и социально-нравственных черт личности.
3. ФГОС НОО ориентирует образовательные учреждения разрабатывать и внедрять программы по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. художественная деятельность в условиях внеурочных занятий обладает огромным воспитательным воздействием, и позволяет решать задачи нравственного воспитания в очень комфортных условиях. На таких занятиях дети не только знакомятся с теорией нравственного вопроса, но и имеют возможность закрепить полученные знания о нравственных эталонах в продуктах творчества. Именно в начальной школе и не принужденных условиях закладывается фундамент нравственной воспитанности.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан комплекс занятий по художественной деятельности который был реализован в условиях внеурочных занятий и был направлен на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Комплекс разрабатывался с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников задач нравственного воспитания, а также с учетом выделенных критериев и показателей нравственной воспитанности. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по нравственной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации художественной деятельности обеспечил положительный результат в нравственном воспитании младших школьников по выделенным критериям, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате педагогического наблюдения и анализа продуктов художественной деятельности деятельности.
Метод наблюдения позволил планомерно собрать информацию, систематизировать, сделать выводы. В начале исследования было выявлено, что дети на первых занятиях были несколько пассивны, при восприятии художественных образов, не могли охарактеризовать поведение или поступки главных героев художественных произведений литературы и изобразительного искусства. Затруднялись в выборе материалов и средств выразительности для художественного изображения.
На последующих занятиях дети стали более активными, заинтересованными и самостоятельными как в рассуждениях, так и в художественной деятельности; научились передавать свои впечатления с помощью различных средств выразительности, в своих работах использовали новые способы для художественного изображения, стремились к оригинальности решений.
Таким образом, анализируя результаты наблюдения и продукты художественной деятельности детей, можно сделать вывод, что проведенная на формирующем этапе опытно-поисковая работа свидетельствует о положительной динамике нравственной воспитанности по всем трем критериям.
1. Айрумян, Г. С., Кучеренко Е. А., Плотникова В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 51-53. [Текст]
2. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение,
2013. 1998. - 479с.
3. Божович, Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2012. № 2. - С. 225-326.
4. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 458¬460.
5. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл.ред. В.Н. Ярцева. М.: Науч. изд-во «Большая Рос. Энциклопедия», 2000.
6. Буре, Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у младших школьников. - М., Просвещение, 2015.
7. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у младших школьников. - М.: Просвещение, 2015.
8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика - М, 2015.
9. Галицкая И. А., Метлик И.В. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика 2010 №10.
10. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- Спб., 2013.
11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. - М., 2014.
12. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) Статья. - Центр теории воспитания ИТИП РАО. - 20 с.
13. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990. 164 с.
14. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у младшего
школьника - М., 2012.
15. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания младших школьников. 2012 № 6.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии СПб: Речь, 2012.
17. Институт развития образования [Электронный ресурс] // URL: http://www.iro.yar.ru(дата обращения 16.08.2017).
18. Карпинская, Н.С. Художественное слово и воспитание детей. М.: Педагогика, 2014. - 151 с. 20.
19. Каталоги ресурсов. Педсовет [Электронный ресурс] // URL: http://www.catalog.alledu.ru(дата обращения 16.08.2017).
20. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
21. Коломийченко, Л. В., Зорина, Н. А. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей: психолого-педагогические аспекты. Пермь,
2011.
22. Коломийченко, Л. В., Чугаева, Г. И., Григорьева, Ю. С. Диагностика социального развития детей. - Учебно-методическое пособие. - Карагай,
2012.
23. Коломийченко, Л. В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей: опыт инновационной деятельности: Моногр. Пермь, 2015.
24. Константинов, Н.А. История педагогики. М., 2014.
25. Концепция духовно-нравственного воспитания и воспитания личности гражданина России
26. Лихачев, Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 2012.
27. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у школьников / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2014.
28. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 2010.
29. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru(дата обращения 16.08.2017).
30. Подласый, И.П. Педагогика М. 2015.
31. Развитие социальных эмоций у детей: Психологические
исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. Науч.-исслед. Ин¬т школьного воспитания Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 2012. - 176 с.
32. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] // URL: http://www.school.edu.ru(дата обращения 16.08.2017).
33. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж. Пед.соч. 1.т. М.,
2014.
34. Самобытность детства. Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой.- М., 2012.
35. Сеть творческих воспитателей [Электронный ресурс] // URL: http://www.ped-kopilka.ru(дата обращения 16.08.2017).
36. Социально-нравственное воспитание школьников / Под ред. Микляевой. М., 2013.
37. Социально-эмоциональное развитие школьников / Под ред.
Микляевой. М., 2013.
38. Средства воспитания (методический подход). // Классный
руководитель. 2014. - № 3 - с. 26-37.
39. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: Эмоциональное развитие школьника. - М., Просвещение, 2012.
40. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у школьников: Автореферат. - М., Просвещение, 2012.
41. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям.- М., 2015.
42. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. - М., Просвещение, 2014.
43. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. М., 2015.
44. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении школьников. М., 2012. - 128 с.
45. Урунтаева, Г.А. Школьная психология: Уч. пособие для учащихся средних пед. уч. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2012 - 336 с.
46. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей. М.: РАО, 2013.
47. Ушакова, О.С. Развитие речи школьников - М.: Изд.-во Института Психотерапии, 2014. - 240 с.
48. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества // Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 2012.
49. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений - М.: 2010, т. 2.
50. ФГОС начального общего образования.
51. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
52. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru(дата обращения 16.08.2017).
53. Федоренко Л.П., Г.А.Фомичева, В.К. Лотарев Методика развития речи детей, М., 2012.
54. Харламов, И.Ф. Педагогика. - М., 2014.
55. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
56. Электронная библиотека по педагогике [Электронный ресурс] // URL: http://www.koob.ru/pedagogics(дата обращения 16.08.2017).
57. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2013. - № 4 - с. 24-29.