Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №98404

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 6
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Возможности театрализованной деятельности в развитии
творческого воображения у детей 19
Глава II. Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 25
2.1. Диагностическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-
поисковой работы 25
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ


Проблема развития творческого воображения у детей является весьма актуальной на современном этапе. Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО является задача создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Воображение и творческая деятельность сопровождают человека на всех этапах его жизнедеятельности. Особое значение приобретает воображение на этапах становления личности ребенка, в период его детства [4; 9]. Воображение развивается в процессе совершенствования личности ребенка, в процессе его социализации и, конечно же, зависит от тех условий жизнедеятельности, воспитания, обучения, в которых он существует. Ребенок проходит развитие от пассивного и воспроизводящего к произвольному и творческому воображению, что в конечном итоге принимает характер продуктивности и творческой деятельности, ведущей к формированию такой внутренней позиции, которая позволяет критически подходить к оценке любой ситуации, формулировать оценочные суждения и находить творческие пути ее решения.
Развитие воображения ребенка осуществляется в процессе театрализованной деятельности, которая в детском возрасте носит характер игры. Игра как источник детского творчества играет весомую роль в развитии детского воображения. Сюжет, роль, образ, слово образуют совокупность неоценимых возможностей становления творческого потенциала и фантазии.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей в театрализованной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
3. Раскрыть возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей.
4. Провести диагностическое исследование развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Теоретическая база исследования:
- основные положения теории способностей в исследованиях отечественных (Л.С. Выготский, Б. Спиноза, П.В. Симонов, П.К. Анохин, А.Р. Лурия, А.В Запорожец, Я.З. Неверович, В.Я. Ляудис, Н.Ю. Посталюк, Г.К. Середа, В.А Тюрина, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие) и зарубежных (Н.Е. Миллер, Э. Даффи, Ж.П. Сартр, Х. Пьерон) педагогов и психологов;
- работы А.В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, А.А. Венгера, Г.А. Урунтаевой о значении занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка;
- методические разработки по развитию детского изобразительного творчества Г.А. Урунтаева, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.В. Рождественской, Л.Ю. Субботиной, Н.П. Сакулина.
Методы научного исследования:
- изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
- беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей;
- развивающие игры и творческие задания;
- диагностика, анализ полученных данных, представление их в таблицах.
Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ детский сад №435 г. Екатеринбурга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитое воображение является достаточно весомым компонентом структуры творческих и литературных способностей младших школьников, что требует постоянного обогащения. Образы фантазии - это не мертвые зеркальные отпечатки мира, а его многогранная живая модель, которая все время совершенствуется, раскрывает предмет или явление в его связях и отношениях с окружающими.
Исследования показывают, что стимулирование фантазии детей положительно сказывается на развитии самостоятельности их мышления, умении рассуждать по аналогии, находить ассоциативные связи, видеть в известном новые черты и особенности.
Воображение ребенка помогает познавать мир, а творческое воображение позволяет правильно интерпретировать образы и превращать их в опыт, набор знаний и умений.
Для диагностики творческого воображения разработаны ряд тестов, довольно наглядных, экспрессных и эффективных. Они хорошо применимы к использованию на занятиях дошкольниках и органически могут вписываться в структуру занятия, не перенапрягая ребенка, не утруждая его.
Особый интерес у детей вызывают задания, основанные на приемах оживления, перевоплощения в другие образы, на свободное фантазирование. Использовать такие задания в работе важно для формирования индивидуальности ребенка с креативностью, своим видением мира и представлениях о нем.



1. Ануфриев, А.А. Психология творчества [Текст]/: - М.: Инфра-М, 2013. - 456 с.
2. Белополова Ю. Диагностика познавательных процессов [Текст]/:
- М.: Инфра-М, 2013. - 245 с.
3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст]: - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»« 2000. - 112с.
4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество [Текст]: - М.: Эксмо, 2014. - 145 с.
5. Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2010. - 32. - С. 24-32
6. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984. Т. 3. - 198с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2014 -305с.
8. Выготский Л.С. Психология творчества. - М.: Инфра-М, 2011. - 487 с.
9. Гин С. И. Мир фантазни: Метод, пособ. для учителя нам. школь!.
— М. : Вита-Пресс, 2001. — 128 с.
10. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - М.: Инфра-М, 2012. - 354 с.
11. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. -Смоленск, 2014.
12. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / Ольга Михайловна Дьяченко - М. : Педагогика, 1986. - 96 с. - С.87.
13. Зеленкова Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми // Вопросы пснхологии.— 2001.—№6. — С. 17—26.
14. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики, вып.6.-М., 1964.
15. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.
16. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М. 1989.
17. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного
периода развития : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 - / Кравцова Елена Евгеньевна. - М., 2002. - 106 с.
18. Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «Социализация» в рамках культурно - исторического подхода Л. С. Выготского / Елена Евгеньевна Кравцова // Журнал практического психолога. - 2005. - №6.
19. Кудрявцев В., Синельникова В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - 1995 №9 с. 52-59; №10 с. 62-69
20. Кульчицкая Е. И., Литвинова Н. И. Мотивация в структуре творческой деятельности // Измерение готовности к творчеству детей.— К.. 1995.— С. 41—46.
21. Левин В. А. Воспитание творчества. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
22. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М. : Знание, 1984. —80 с.
23. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 23—33.
24. Моляко В. А. Психология творческой деятельности / В. А. Моляко. - К.: Знание, 1978. - 47 с.
25. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2кн. Кн. 1. Общие основы психологии.
- М.: Просвещение: Владос, 1994. - 530с
26. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. — СПб. : Весь, 2006.—192 с.
27. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2012. -50с.
28. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. -М.: Знание, 1982.¬96с.
29. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М. , 1976. - 360с.
30. Рибо Т. А. Творческое воображение. - Изд. Книга по требованию, 2013, -328 с.
31. Рыбалко Ю.А. Диагностика творческой деятельности. - М.: Эксмо, 2013. - 263 с.
32. Соловьева О.М. Психология развития творчества. - М.: НОРМА- ИНФРА, 2010. - 748 с.
33. Сорокин Г.Л. Воображение и фантазия в дошкольном возрасте // вопросы психологии. - 2011. - №2. - С. 58
34. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей.
- Екатеринбург: У- Фактория, 2012. - 192с.
35. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб. : Речь, 2002.—176 с.
36. Терентьев Р.О. Творческое воображение и способы его развития // Вопросы психологии. - 2011. - №2. - С. 45-51
37. Ярусь О.Л. Воспитание творчеством // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 13-19
38. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока / Н. Н. Палагина. - М.: МПСИ. 1997.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2007. — С. 295-301.
40. Дьяченко 0. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. — М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996.
41. Guilford J. P. Intelectual factors in productive thinking / J. P. Guilford // Productive thinking in education. - The National Education Association, 1968. - P. 5-21.
42. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in its testing / Ellis Paul Torrance ;R. Stemberg, T. Tardif (eds). The nature of creativity. - 1988. - P. 43-75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ