Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в общеобразовательной организации

Работа №98395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в школе 6
1.1. Школа как социальный институт 6
1.2. Характеристика подростков «группы риска» 15
1.3. Понятие психолого-педагогического сопровождения, его формы и
методы 24
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.
Артемовский 34
2.1. Анализ и диагностика психолого-педагогического сопровождения
подростков «группы риска» в МАОУ «СОШ №1» 34
2.2. Разработка комплекса мероприятий по психолого-педагогическому
сопровождению подростков «группы риска» в МАОУ «СОШ №1» 45
2.3. Частичная реализация комплекса мероприятий по психолого­
педагогическому сопровождению подростков «группы риска» в МАОУ «СОШ №1» 53
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 71

Актуальность исследования обусловлена обострением проблем в тех аспектах жизнедеятельности подростка, которые влияют на его психологическое и физиологическое здоровье, что препятствует гармоничному развитию личности ребенка.
Возрастает количество неполных, многодетных, неблагополучных и использующих деструктивные методы воспитания семей. Кроме того, увеличивается число врожденных нарушений психического и физического развития, случаев жестокого обращения с детьми и подростковых суицидов. Перечисленные факторы способствуют нарушению благоприятного хода социализации, что препятствует нормальному развитию ребенка и, как следствие, попаданию их в «группу риска».
В Законе «Об образования» [56] психолого-педагогическое сопровождение включает в себя психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» как обязательное направление в профессиональной деятельности школьных педагогов-психологов активно стало развиваться только в последнее десятилетие. К настоящему времени еще не разработана универсальная и, что самое главное, эффективная модель психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска».
Теоретической основой исследования являются работы таких специалистов, как Е.А. Леванова, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.М. Шипицына и другие.
Противоречие исследования: между потребностью общества в организации работы с подростками «группы риска» в общеобразовательной организации и слабой организацией психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в организациях данного типа.
Проблема исследования: каковы формы и методы психолого­педагогического сопровождения подростков «группы риска» в общеобразовательной организации?
Актуальность и противоречие исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс психолого-педагогического
сопровождения подростков «группы риска» в школе.
Предмет исследования: содержание психолого-педагогического
сопровождения подростков «группы риска» в школе.
Цель исследования: на основе теоретическо-эмпирического изучения психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», разработать и частично реализовать комплекс мероприятий по психолого­педагогическому сопровождению подростков «группы риска» в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в общеобразовательном учреждении будет успешным, если комплекс мероприятий по психолого­педагогическому сопровождению будет направлен на работу с подростками и родителями.
Задачи исследования:
1. Рассмотеть школу как социальный институт.
2. Проанализировать подростков «группы риска».
3. Охарктеризовать понятие психолого-педагогического сопровождения, а так же его формы и методы.
4. Провести анализ и диагностику психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в МАОУ «СОШ №1».
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, синтез, сравнение;
• эмпирические методы: анализ документации, наблюдение, анкетирование.
База исследования: Муниципальное автоно мное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа №1» г. Артемовский.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс развития личности подростка во многом зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. В школе как учебном заведении обеспечиваются социализация подростка, подготовка его к самостоятельной жизни за счет формирования самого образа жизни, принятого в обществе, в процессе обучения и воспитания; создаются условия для освоения учеником различных форм жизнедеятельности, развития духовного потенциала его личности.
Школа способствует усвоению подрастающими поколениями устойчивого комплекса правил, принципов, норм, установок, позволяющих им вписаться в определенную систему социальных отношений.
Подростки, находясь в нашем мире, подвергаются различного рода риску. Причин воздействия на подростка много, и это связанно с многообразием развития современного общества. Развивающаяся личность подростка не в силах самостоятельно справится с натиском современного общества. К группе риска ученые справедливо относят такие категории подростков, «как трудные и педагогически запущенные, подростки с задержкой психического развития и детей с девиантным поведением».
Отличием подростков «группы риска» является переживание, одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.
Для таких подростков нужно создать условия для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, т.е. сопровождать.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» представляет собой обширный комплекс разноплановых мероприятий и, соответственно, требует участия компетентных специалистов, объединенных в Комитет по психолого-педагогическому сопровождению - коллегиальный орган образовательного учреждения, разрабатывающий и предлагающий подростку, семье индивидуальный план мероприятий, направленных на помощь.
Психолого-педагогического сопровождения состоит из следующих компонентов:
1. Скрининг учащихся образовательного учреждения на предмет выявления факторов неблагоприятно влияющих на развитие и социализацию подростка.
2. Сбор информации (анамнеза) о подростках, относящихся к группе риска.
3. Психологическая диагностика.
4. Составление индивидуальных характеристик.
5. Внеплановые заседания Комитета.
6. Составление программы психолого-педагогического сопровождения.
7. Согласование плана сопровождения с директором образовательного учреждения и родителями (законными представителями) подростка.
8. Для того, чтобы процесс психолого-педагогического сопровождения был последователен и не нарушался ни на одном из этапов с ним необходимо ознакомить учителей-предметников обучающих детей группы риска, родителей подростков.
9. Соответственно актуальным потребностям и интересам подростков заместитель директора по воспитательной работе составляет план внешкольных досуговых мероприятий и предоставляет подросткам информацию о доступных их формах дополнительного образования.
10. В зависимости от индивидуальных особенностей подростка проводится коррекция: поведенческих реакций, межличностных отношений, когнитивной и эмоциональной сфер, детско-родительских отношений, смысложизненных ориентаций, мотивационной сферы.
11. Осуществление контроля деятельности Комитета, внесение необходимых корректив, диагностика эффективности предпринимаемых мер рационально сформировать в виде циклограммы.
В ходе исследования было проведено анкетирование среди подростков 8­9 классов. Было выявлено 7 учащихся, относящихся к категории «группы риска».
Основными причинами попадания подростков в группу риска в школе являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
• пьянство одного или обоих родителей;
• асоциальное поведение (воровство);
• отбывание одного из родителей срока тюремного заключения и т.д.
В школе ведется психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в следующих формах: профилактические беседы, индивидуальные консультации, контроль за посещаемостью уроков, наблюдение на уроках, мероприятия с приглашением правоохранительных органов, участие в работе профилактической группы, даны консультации и рекомендации учителям-предметникам, работающим с подростками и их родителями.
Проблемы в воспитании и обучении подростков «группы риска» связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению ко взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения. Таким образом, был разработан комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению подростков «группы риска» в МАОУ «СОШ №1».
Цель мероприятий: создание организационно-педагогических и социально-психологических условий для личностного развития и успешной социализации подростков «группы риска».
Комплекс мероприятий был направлен на подростков и их родителей. Использовались такие формы работы, как классный час, беседа, профоринтеционные игры, упражнения, экскурсии, акция против наркотиков,
тренинги и т.д. С родителями проводились родительские собрания. Также их активно вовлекали в жизнедеятельность школы.
Результатом комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска» является:
• профилактика негативных явлений,
• профессиональное определение подростков,
• решение психолого-педагогических проблем семьи,
• повышение уровня самооценки детей и подростков,
• формирование ценностных ориентаций у подростков и т.д.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.


1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 208 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2012.400 с.
3. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. Социальные институты: содержание, функции, структура. М.: Наука, 2013. 200 с.
4. Анн Л.В. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2013.278 с.
5. Афонина Г.М. Педагогика. М.: Наука, 2012. 611 с.
6. Бабалян Тренинг «Пойми себя» [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-na-temu-poymi-sebya-1629745.html (дата обращения: 28.09.2017).
7. Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Я хочу'.’ Психологические сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: «Университас», 1993. 304 с.
8. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика. 2013. №1. 72 с.
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Электронный ресурс] - URL: http://annushkaico.ucoz.ru/load/12-1-0-19 (дата обращения: 23.09.2017).
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М.: Издательство «Питер», 2013. 340 с.
11. Булахтина Е.О. Характеристика детей «группы риска» [Электронный
ресурс] - URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2014/09/14/kharakteristika-detey-gruppy-riska (дата обращения: 18.09.2017).
12. Бурдак А.С. Родительское собрание «Характеристика подросткового возраста. Рекомендации родителям» [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/roditelskoe_sobranie_na_temu_obschaya_harakteristika_podrostk ovogo_vozrasta_i_zhestokoe-363748.htm (дата обращения: 28.09.2017).
13. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 160 с.
14. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Просвещение, 2013. 310 с.
15. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Владос, 2013. 200 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ