Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации 6
1.1. Образовательная организация: её типы и виды 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 14
1.3. Правовое воспитание: понятие, направления, формы и методы 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию старших подростков на примере МАОУ Сладковская СОО 37
2.1. Анализ деятельности в Сладковской средней
общеобразовательной организации по правовому воспитанию
старших подростков 37
2.2. Диагностика правового воспитания старших подростков в
Сладковской средней общеобразовательной организации 48
2.3. Программа правового воспитания старших подростков
в общеобразовательной организации 59
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 74
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Россия находится на новом рубеже развития во всех сферах жизнедеятельности социума, с внедрением новшеств, в том числе и в образование - обучении, воспитании. Но наравне с процессами развития, протекают и противоположные процессы: рост преступности, преимущественно подростковой;
дифференциация общества; постепенная утрата и подмена духовно-нравственных ценностей и приоритетов; «ложное мировоззрение» и многое другое.
И исходя из неблагоприятных последствий, различного рода ситуаций современной реальности, человек должен уметь подстраиваться под ход событий, адаптироваться к ним через определённые знания. Но, как правило, многие процессы в нашей стране связаны с нормами, законом, к которым необходимо очень часто прибегать. И поэтому правовое воспитание проявляется как пробел, который необходимо устранять с помощью педагогов общеобразовательной организации, начиная, на наш взгляд, со старших подростков, тоесть детей 15-17 лет.
Хоть и имеется теоретическая база по внедрению правового воспитания в общеобразовательную организацию, но специфика и сущность не разработаны , именно под обучающихся, не посредственно через дисциплины и возможности этого процесса в условиях его эффективности, через преподавание.
Таким образом, возможность через анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта образовательных организаций позволили выявить и сформулировать следующие противоречия между:
• возможностями правового воспитания обучающихся, заложенными в образовательном процессе, и их недостаточной реализацией в практике работы общеобразовательной организации.
Данные сформулированные противоречия обусловили постановку проблемы: как осуществляется правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации?
Значимость и необходимость правового воспитания, не достаточное применение и внедрение теоретических аспектов и практики обусловили выбор темы исследования: «Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания старших подростков.
Предмет исследования: правовое воспитание старших подростков.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации будет реализован при:
• непрерывности процесса правового воспитания и информационной поддержки обучающихся;
• применении различных программ правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
Исходя из цели, предмета исследования выдвинуты задачи:
• Рассмотреть образовательную организацию: её типы и виды.
• Изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
• Рассмотреть понятие, формы, методы, направления правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
• Проанализировать деятельность Сладковской средней общеобразовательной организации по правовому воспитанию старших подростков.
• Провести первичную диагностику правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации.
В качестве методов исследования использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация;
• эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, математическая обработка.
Эмпирическая база исследования: МАОУ Сладковская средняя общеобразовательная организация.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Правовое же воспитание определяется как целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов решения конфликтов от одного поколения к другому. Данное определение «правового воспитания» одинаково характеризует данный процесс ко всем субъектам и объектам права и правовых отношений по формированию правового сознания.
Правовое воспитание было рассмотрено с различных научных подходов: деятельностного, функционального и культурологического.
В работе был рассмотрен старший подростковый возраст в периодизации Д.Б. Эльконина от 15 до 17 лет. Подростковый возраст - это самый трудный, переходный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Правовое воспитание старших подростков представляет собой, как и всякий процесс, - последовательную, закономерную, непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития личности.
Охарактеризованы и уточнены основные компоненты правового
воспитания: мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный.
После проведения первичной диагностики правовой воспитанности среди детей 15-17 лет в Сладковской средней общеобразовательной организации были получены следующие результаты:
• потребность в формировании правового воспитания у старших подростков 15-17 лет существует, так как недостаточно созданы условия для формирования правового сознания и правовой культуры - основополагающих компонентов правового воспитания обучающихся
15-17 лет.
• большинство старших подростков 15-17 лет имеют низкий уровень правового воспитания: недостаточная мотивация для успешной
образовательной деятельности и жизнедеятельности в целом; демонстрируют фрагментарные знания в области права и толерантного отношения к окружающим и при этом проявляют пассивное отношение к соблюдению норм права.
С целью повышения уровня правового воспитания старших подростков в общеобразовательной организации, была разработана программа правового воспитания. Программа разделена на три блока: диагностический,
просветительский и профессионально-преобразующий.
После реализации данной программы у детей 15-17 лет повысится мотивация к самостоятельному, или с педагогом, изучению права и они начнут изучать, анализировать юридическую литературу, они станут лучше разбираться в вопросах правоведения.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2008. № 2. С. 76-80.
2. Аграновская Е.В. Правовая компетентность и обеспечение прав личности. М., 1998. 37 с.
3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 207 с.
4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статус, 2009. 51 с.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. 83 с.
6. Астахов, П. Я и государство. М.: Эксмо, 2011. 80 с. (Детям о праве).
7. Афоризмы и цитаты о праве, законе, государстве, законности, правах, законодательстве // Читаем, учимся, играем, 2006. № 9. С. 84-87.
8. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право, 2012. № 3. С. 4-7.
9. Безукладникова И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования [Электронный ресурс]. URL: http://innvik.ucoz.ru/index/0-40. (дата обращения: 14.11.2017).
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. № 4. С. 23-34.
11. Будникова Л.К. Использование активных методов обучения в формировании правовых компетенций учащихся // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры и НВГУ. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Сборник / Отв. Ред. Г. Н. Артемьева. Нижневартовск, 2013. С. 132-134.
12. Вахромов Е.Е. Психологические особенности развития человека: теория самоактуализации, учебное пособие. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 116 с.
13. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос.газ, 1998. С.4.
14. Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы. Пособие для учителя. М.: ЗАО «Учительская газета», 1996.
15. Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Яшина Н., Еремченко В., Синявская М. Уполномоченный по правам ребёнка в России // ЭЖ- Юрист, 2012. № 39. С. 15...