Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Эстетическое воспитание: понятие, цели, задачи 20
1.3. Формы и методы эстетического воспитания детей младшего
школьного возраста в учреждении дополнительного образования.. 34
Глава 2. Опытно - поисковая работа по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования № 24 «Детская художественная школа» 45
2.1. Анализ деятельности МАОУ ДО № 24 «ДХШ» по
эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста... 45
2.2. Первичная диагностика уровня эстетической воспитанности
младших школьников 51
2.3. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей
младшего школьного возраста 62
Заключение 77
Список использованной литературы 82
Приложения 93
В условиях социально-экономических преобразований в России меняется характер и содержание обучения и воспитания в целом. В данных условиях растет возможность к эстетизации разных сторон современной жизни. Школа всегда важной составляющей в эстетическом воспитании детей. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [106], целью образовательного процесса является развитие индивидуальных качеств детей, формирование эстетических и этических ценностей подрастающего поколения. Так как за эстетическим воспитанием стоит не только формирование эстетических качеств ребенка, но и индивидуальных качеств в целом, эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса.
В течение всей жизни формируется и развивается эстетическое отношение человека к миру. Тем не менее, не все его периоды одинаковы для эстетического воспитания. Многие писатели, педагоги и деятели культуры отмечают важное значение в этом отношении младшего школьного возраста [13]. Особенности мыслительной и эмоциональной сфер детей этого возраста (такие как высокая эмоциональная восприимчивость, гибкость и раскованность воображения, максимально способствующие освоению мира эстетически значимых предметов и явлений), являются наиболее благоприятными для эстетического воспитания, в связи с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок чувствителен к влиянию слова, красок, музыки [85].
В разработку теории эстетического воспитания большой вклад внесли Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие отечественные педагоги. Психологические аспекты эстетического воспитания рассмотрены в работах Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Н.И. Киященко и др. Теоретические основы системы эстетического воспитания представлены в работах Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, М.С. Кагана и др.
Недостатки в эстетическом воспитании младшего школьного возраста нередко оказываются невосполнимыми, даже при условии систематической работы последующих классах.
В Концепции модернизации долгосрочного социально-экономического развития российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей формированию и развитию творческих способностей, развитие и поддержку талантливых детей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном воспитании, социального и профессионального самоопределения детей [49].
Дополнительное образование сегодня - это необходимое звено в многогранном воспитании детей, способных мыслить универсально, в их образовании и профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей в современной России представляет собой культурно обусловленное социально-педагогическое явление, многоуровневый социальный институт. [31].
Важнейшей составной частью педагогической деятельности является эстетическое воспитание как целенаправленное формирование установки на определенный, собственно человеческий уровень практической деятельности. Итоговой целью эстетического воспитания в дополнительном образовании выступает становление эстетической воспитанности ребенка.
Базовой составной частью эстетического воспитания являются воспитание и образование человека.
Анализ современной научной литературы позволил выделить противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и недостаточностью методических материалов этого вида деятельности в учреждении дополнительного образования.
Проблема исследования: каким должно быть содержание эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования, отвечающее современным требованиям к образованию?
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных обосновать, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста для педагогов в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования: вероятно, эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования возможно, если:
- будет разработан комплекс мероприятий, направленный на совершенствование работы по повышению уровня когнитивного, эмоционально-побудительного и деятельностного компонентов эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста с использованием средств изобразительного искусства.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2) раскрыть понятия эстетического воспитания, его цели и задачи;
3) определить формы и методы работы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования;
4) проанализировать деятельность учреждения дополнительного образования по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста;
5) частично реализовать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования № 24 «Детская художественная школа», г. Артемовский.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение, обобщение.
эмпирические: наблюдение, анализ документов, тестирование, анкетирование.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Младший школьный возраст в наибольшей степени подходит для эстетического воспитания, где важную роль выполняет педагог. Благодаря эстетическому воспитанию в младшем школьном возрасте создаются необходимые условия для развития основ миропонимания (взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений) детей младшего школьного возраста.
В связи с тем, что в младшем школьном возрасте отмечается преимущество сенсорно-перцептивных процессов с преобладанием функционирования зрительной системы, данный возраст считается сензитивным для развития в области визуальных искусств [60].
Изучение и анализ литературы позволил нам выявить, что в младшем школьном возрасте происходят изменения в мотивационной сфере поведения, которое отражается в понимании совокупности мотивов отношений детей к искусству, красоте, окружающему его миру и в разделении этих мотивов на эмоциональные, т.е. желания, хотения, влечения и т.п.
Чувство красоты в явлениях окружающего мира, произведений искусства, музыкальных шедевров, профессионализм артистов театрального и балетного искусства формируют в ребенке исключительные чувственные переживания, которые образуют непосредственный интерес к жизни, усиливают любознательность, развивают мышление, память, волю и в итоге формируют эстетический вкус [41].
Эстетическое воспитание в учреждениях дополнительного образования является составной частью единого процесса образовательной деятельности, цель которого направлена на формирование у обучающихся эстетического отношения к окружающей действительности. Под влиянием эстетических средств, форм и методов работы значительно усиливаются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающем мире, при этом в значительной степени внимание у ребенка становится устойчивым и целенаправленным, осуществляется обогащение воображения.
В эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования используются массовые (коллективные, групповые) и дополнительные формы эстетического воспитания, а так же все известные в педагогической науке и практике методы - наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной формирование эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающем мире и искусстве, познавательной деятельности детей, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление, а также происходит развитие практических навыков в овладении эстетической деятельностью. Участие в эстетической деятельности способствует формированию некоторых творческих умений и навыков. Все это отражается на сформированности эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Эстетическая деятельность, исполненная эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты творческой деятельности, что в свою очередь создает стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе, которая в жизни ребенка станет главным звеном. Важным направлением эстетического воспитания в учреждении дополнительного образования становится знакомство детей младшего школьного возраста с произведениями изобразительного искусства, формирование умений видеть прекрасное в предметах окружающей действительности (природы, искусства, жизни и быта людей).
Анализ литературы с целью поиска методов эстетического воспитания младших школьников показал, что именно работа на занятиях по изобразительному искусству, где педагог дополнительного образования, помимо обучения детей изобразительным навыками и умениям, может (и должен) воспитывать в детях осознанное отношение к красоте, создаёт условия, в которой эстетические качества ребёнка могут быть выявлены и реализованы.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на ребенка огромную роль играет МАОУ ДО № 24 «ДХШ». Анализируя литературу и опыт работы МАОУ ДО № 24 «ДХШ», а так же результаты, проведенной опытно - поисковой работы, нами выявлено, что искусство является одним из средств эстетического воспитания обучающихся. Исследование показало, что работа учреждения дополнительного образования дает прекрасные возможности для реализации задач эстетического воспитания младших школьников. Эмоционально насыщенный материал оставляет значительный след в душе ребенка, который в будущем станет основой формирования эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности.
Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения ее основных показателей. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения обучающегося. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование), наблюдение.
Опытно - поисковая работа показала, что познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного эстетического воспитания. Кроме того, искусство обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств ребенка. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, педагог дополнительного образования обеспечивает в будущем такого человека, который будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества и нравственную чистоту.
В ходе работы доказано, что комплекс мероприятий по повышению уровня эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста посредством изобразительного искусства обеспечивает повышение уровня сформированности основ эстетического воспитания, адекватный требованиям современной образовательной системы. Создание творческих работ, как результат эстетической деятельности (рисунки, декоративно-прикладное творчество, скульптуры и т.п.) способствуют росту познавательной и творческой активности детей, их самовыражению.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня детей младшего школьного возраста посредством изобразительного искусства даст возможность ее применения в практике МАОУ ДО № 24 «ДХШ» и способствует развитию специальных качеств, творческих умений, эстетических представлений, суждений и оценок; эстетического переживанию, развитию эмоций и чувств; формированию эстетического восприятия, вкуса, эстетических потребностей и интересов, общему развитию ребенка...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. 811 с.
2. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о приоритете воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. С.1925.
3. Амиржанова А.Ш. Особенности эстетического восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству // Омский научный вестник. 2009. № 3 (78). С.198-201.
4. Асламов А.Г. Стандарты вариативного образования в изменяющимся мире: соцкультурная перспектива // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). C.3-12.
5. Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 288 с.
6. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Психодиагностические технологии. 2004. №2. С.51-58.
7. Бесова М.А. Методика воспитательной работы: учебно-методические материалы / М.А. Бесова, Т.П. Чикиндина. Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. 108 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 4-е изд., дополн. и испр. М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 868 с.
9. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Бореев. М.: Высш. шк., 2002. 511 с.
10. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник АГУ. Серия 3: Педагогика и психология, 2007. С. 1-11.
11. Бычков В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. М.: КНОРУС, 2012.
528 с.
12. Валиева З.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы междунар. науч. конф. Пермь. апрель 2011 г. // Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. С. 112-114.
13. Вербовская Е.В., Филиппова Л.В. Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста: творческое объединение «Театр». Н.Новгород: ННГАСУ, 2014. 291 с.: ил.
14. Волчегорская Е.Ю. Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе: лекция / Е.Ю. Волчегорская. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2010. 53 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с...