Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной
деятельности в развитии творческого воображения у детей 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
творческого воображения у детей в интегрированной художественной деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 95
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной
деятельности в развитии творческого воображения у детей 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
творческого воображения у детей в интегрированной художественной деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 95
Развитие творческого воображения является актуальной задачей современной педагогики. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Культурный прогресс общества и его духовное возрождение обеспечивается за счет творческого потенциала своих граждан. Чтобы человек смог успешно адаптироваться и самореализоваться в современном мире, нужно с раннего детства развивать его творческие способности.
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов развития и воспитания всесторонне развитой личности. Это период, когда ребёнок познаёт и приобщается к окружающему миру, период его начальной социализации. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Время даёт возможность ещё раз не только теоретически, но и на практике доказать важность и ценность дошкольного возраста для становления личности человека. Об этом свидетельствуют как возросший в России интерес к проблемам дошкольного детства, так и преобразования, которые происходят в настоящее время в российском образовании: процессы модернизации распространяются и на дошкольную ступень. В частности, новый нормативный документ «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС), утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г., определяет основу образовательной программы каждого российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка.
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является существенным составляющим любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы в психологической и педагогической литературе всё чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребёнка, об определении смысла устройства воображения. Как показали работы по изучению вопросов по развитию воображения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но также является условием творческого изменения имеющихся у детей знаний, способствующих саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет результативность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ
У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познать неизведанное, научиться чему-то новому. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческого воображения на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и нужной способностью человека. Вместе с тем именно эта способность требует особое внимание в плане развития. Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в дальнейшем наступает быстрое сокращение динамичности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать, воображать, изобретать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности [13]. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация художественной деятельности.
Одной из систем нового образовательного Стандарта является интеграция. Принцип интеграции образовательных областей представляет собой альтернативу предметному. Интеграция становится одним из важных и перспективных методологических направлений становления нового образования.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» и рассмотреть значение его развития у детей дошкольного возраста.
2. Разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
3. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность разработанного комплекса занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Методологическая основа:
Теоретической основой исследования являются основополагающие идеи о сущности творческого воображения (Д.Б. Богоявленская, JI.A. Венгер, И.Е. Емельянова, С.Л. Рубинштейн, Э.П. Торренс, Е.А. Флёрина); общетеоретические направления по проблеме развития детского творчества (JI.C. Выготский, Е.И. Игнатьев, С.Д. Давыдов, В.А. Левин, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев); идеи личностно-развивающего обучения Б.Д. Эльконина; теоретические положения психического развития ребёнка (А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и практических (наблюдение, анализ продуктов деятельности субъектов образования, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
База исследования: Дети старшей группы МБДОУ «Детский сад №20» г. Каменска-Уральского.
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов развития и воспитания всесторонне развитой личности. Это период, когда ребёнок познаёт и приобщается к окружающему миру, период его начальной социализации. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Время даёт возможность ещё раз не только теоретически, но и на практике доказать важность и ценность дошкольного возраста для становления личности человека. Об этом свидетельствуют как возросший в России интерес к проблемам дошкольного детства, так и преобразования, которые происходят в настоящее время в российском образовании: процессы модернизации распространяются и на дошкольную ступень. В частности, новый нормативный документ «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС), утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г., определяет основу образовательной программы каждого российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка.
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является существенным составляющим любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы в психологической и педагогической литературе всё чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребёнка, об определении смысла устройства воображения. Как показали работы по изучению вопросов по развитию воображения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но также является условием творческого изменения имеющихся у детей знаний, способствующих саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет результативность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ
У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познать неизведанное, научиться чему-то новому. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческого воображения на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и нужной способностью человека. Вместе с тем именно эта способность требует особое внимание в плане развития. Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в дальнейшем наступает быстрое сокращение динамичности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать, воображать, изобретать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности [13]. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация художественной деятельности.
Одной из систем нового образовательного Стандарта является интеграция. Принцип интеграции образовательных областей представляет собой альтернативу предметному. Интеграция становится одним из важных и перспективных методологических направлений становления нового образования.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» и рассмотреть значение его развития у детей дошкольного возраста.
2. Разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
3. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность разработанного комплекса занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Методологическая основа:
Теоретической основой исследования являются основополагающие идеи о сущности творческого воображения (Д.Б. Богоявленская, JI.A. Венгер, И.Е. Емельянова, С.Л. Рубинштейн, Э.П. Торренс, Е.А. Флёрина); общетеоретические направления по проблеме развития детского творчества (JI.C. Выготский, Е.И. Игнатьев, С.Д. Давыдов, В.А. Левин, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев); идеи личностно-развивающего обучения Б.Д. Эльконина; теоретические положения психического развития ребёнка (А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и практических (наблюдение, анализ продуктов деятельности субъектов образования, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
База исследования: Дети старшей группы МБДОУ «Детский сад №20» г. Каменска-Уральского.
В связи с тем, что наша действительность требует от детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, пытливости, смекалки, инициативы, то можно сказать, что развитие творческого воображения в дошкольном возрасте является актуальной проблемой, поэтому мы решили провести опытно-поисковую работу по данной теме.
Для доказательства эффективности опытно-поисковой работы были проведены теоретические изыскания и практические исследования.
На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «творческое воображение». Это - процесс создания совершенно нового, оригинального образа (произведения), не существующего до сих пор в действительности. Оно выражается в создании образов таких объектов, которых не было в нашем опыте. (Е.И. Рогов.)
Выявлены особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста: проявляется новый тип деятельности - творческий, своеобразие этой деятельности заключается в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому «развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения у детей. Они заключаются в том, что реализуется средствами разных видов искусства и создаваемый детьми образ в разных видах их деятельности ведёт к обобщению и уплотнению емкости знания; происходит взаимопроникновение структурных элементов различных областей. Таким образом, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Всё это вместе воздействует на детей во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.
Проведено диагностическое исследование развития творческого воображения у детей: задание 1: тестирование по методике Е.П. Торренса «Дорисовывание фигур», который модифицировала О.М. Дьяченко, используется для выявления развития творческого воображения и творческих способностей; задание 2: «Избушка лубяная и ледяная» (рисование по русской народной сказке «Лиса и Заяц»), с целью выявить у детей сформированность изобразительных умений и навыков в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник; задание 3: «Сказочная птица» (рисование), целью которого было проверить умение создавать сказочные образы, умение разрабатывать содержание изображения, умение показать оригинальность создаваемого образа.
Выделены показатели: беглость, гибкость, оригинальность.
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития творческого воображения: высокий, средний, низкий.
Результаты диагностики: 22% детей показали высокий уровень развития творческого воображения, 42% - средний, 36% детей показали низкий уровень развития творческого воображения, а это значит, что существует необходимость направленной работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. Для развития творческого воображения у детей по всем выделенным показателям мы использовали нетрадиционные техники рисования в интегрированной художественной деятельности.
Содержание интегрированных занятий выстраивались с учетом следующих принципов:
• принцип деятельности - на занятиях дети находятся в процессе открытия новых знаний;
• принцип креативности - педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации в которых ребенок может проявить свое творчество;
• принцип индивидуального подхода - учет индивидуальных особенности детей и обеспечение им продвижение вперед своим темпом.
• принцип гуманизации - принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, обеспечивает психолого - педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
• принцип интегративности - принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Использование интегрированного подхода развивает фантазию, наблюдательность, умение находить нестандартные решения, помогает ребенку выразить свои эмоции, впечатления, переживания, развивает творческое воображение. В процессе занятий из цикла по развитию творческого воображения в интегрированной художественной деятельности дошкольники учатся воспринимать произведения искусства по отдельности, в парной интеграции, в тройственной интеграции, выделять, интерпретировать и применять в деятельности средства выразительности каждого вида искусства, опосредованно познавали разнообразие образов окружающего мира через произведения искусства, осваивают разнообразный изобразительный материал, новые техники и приемы рисования, воспроизведения музыкальных произведений (вокальное, инструментальное, танцевальное импровизационное исполнение), получают опыт создания коллективных работ, организации и проведения выставок собственных творческих работ. По нашим наблюдениям, занятия по изобразительной деятельности воспринимались детьми с радостью, доставляли им удовольствие. Они чувствовали себя свободно, комфортно.
Анализ выполненных детьми заданий на итоговом этапе показывает, что у детей произошло развитие творческого воображения по всем выделенным показателям. Стала проявляться новизна и оригинальность сюжетов в рисунках, самостоятельность и разработанность в исполнении. Высокий уровень развития творческого воображения - у 60% детей, количество таких детей увеличилось в три раза. Полученные результаты говорят о том, что разработанный комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности оказался эффективным.
В процессе работы мы убедились, что процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности результативен при соблюдении некоторых условий, а именно
• интегрированный подход в организации занятий для развития творческого воображения.
• дети вовлечены в творческие задания во всех видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
• создаётся на занятиях благоприятная эмоциональная атмосфера, способствующая творческим проявлениям детей;
• учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
• создаётся в группе среда, благоприятная для развития творческой деятельности ребенка;
• детям предоставляется возможность проявлять оригинальность в творческом процессе.
Данная опытно-поисковая работа, направленная на решение сложной задачи - развитие творческого воображения, доказала эффективность как теоретически, так и практически. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Результаты этой работы дают возможность утверждать, что интегрированный подход в художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает развивать творческое воображение.
Для доказательства эффективности опытно-поисковой работы были проведены теоретические изыскания и практические исследования.
На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «творческое воображение». Это - процесс создания совершенно нового, оригинального образа (произведения), не существующего до сих пор в действительности. Оно выражается в создании образов таких объектов, которых не было в нашем опыте. (Е.И. Рогов.)
Выявлены особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста: проявляется новый тип деятельности - творческий, своеобразие этой деятельности заключается в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому «развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения у детей. Они заключаются в том, что реализуется средствами разных видов искусства и создаваемый детьми образ в разных видах их деятельности ведёт к обобщению и уплотнению емкости знания; происходит взаимопроникновение структурных элементов различных областей. Таким образом, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Всё это вместе воздействует на детей во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.
Проведено диагностическое исследование развития творческого воображения у детей: задание 1: тестирование по методике Е.П. Торренса «Дорисовывание фигур», который модифицировала О.М. Дьяченко, используется для выявления развития творческого воображения и творческих способностей; задание 2: «Избушка лубяная и ледяная» (рисование по русской народной сказке «Лиса и Заяц»), с целью выявить у детей сформированность изобразительных умений и навыков в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник; задание 3: «Сказочная птица» (рисование), целью которого было проверить умение создавать сказочные образы, умение разрабатывать содержание изображения, умение показать оригинальность создаваемого образа.
Выделены показатели: беглость, гибкость, оригинальность.
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития творческого воображения: высокий, средний, низкий.
Результаты диагностики: 22% детей показали высокий уровень развития творческого воображения, 42% - средний, 36% детей показали низкий уровень развития творческого воображения, а это значит, что существует необходимость направленной работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. Для развития творческого воображения у детей по всем выделенным показателям мы использовали нетрадиционные техники рисования в интегрированной художественной деятельности.
Содержание интегрированных занятий выстраивались с учетом следующих принципов:
• принцип деятельности - на занятиях дети находятся в процессе открытия новых знаний;
• принцип креативности - педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации в которых ребенок может проявить свое творчество;
• принцип индивидуального подхода - учет индивидуальных особенности детей и обеспечение им продвижение вперед своим темпом.
• принцип гуманизации - принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, обеспечивает психолого - педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
• принцип интегративности - принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Использование интегрированного подхода развивает фантазию, наблюдательность, умение находить нестандартные решения, помогает ребенку выразить свои эмоции, впечатления, переживания, развивает творческое воображение. В процессе занятий из цикла по развитию творческого воображения в интегрированной художественной деятельности дошкольники учатся воспринимать произведения искусства по отдельности, в парной интеграции, в тройственной интеграции, выделять, интерпретировать и применять в деятельности средства выразительности каждого вида искусства, опосредованно познавали разнообразие образов окружающего мира через произведения искусства, осваивают разнообразный изобразительный материал, новые техники и приемы рисования, воспроизведения музыкальных произведений (вокальное, инструментальное, танцевальное импровизационное исполнение), получают опыт создания коллективных работ, организации и проведения выставок собственных творческих работ. По нашим наблюдениям, занятия по изобразительной деятельности воспринимались детьми с радостью, доставляли им удовольствие. Они чувствовали себя свободно, комфортно.
Анализ выполненных детьми заданий на итоговом этапе показывает, что у детей произошло развитие творческого воображения по всем выделенным показателям. Стала проявляться новизна и оригинальность сюжетов в рисунках, самостоятельность и разработанность в исполнении. Высокий уровень развития творческого воображения - у 60% детей, количество таких детей увеличилось в три раза. Полученные результаты говорят о том, что разработанный комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности оказался эффективным.
В процессе работы мы убедились, что процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности результативен при соблюдении некоторых условий, а именно
• интегрированный подход в организации занятий для развития творческого воображения.
• дети вовлечены в творческие задания во всех видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
• создаётся на занятиях благоприятная эмоциональная атмосфера, способствующая творческим проявлениям детей;
• учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
• создаётся в группе среда, благоприятная для развития творческой деятельности ребенка;
• детям предоставляется возможность проявлять оригинальность в творческом процессе.
Данная опытно-поисковая работа, направленная на решение сложной задачи - развитие творческого воображения, доказала эффективность как теоретически, так и практически. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Результаты этой работы дают возможность утверждать, что интегрированный подход в художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает развивать творческое воображение.
Подобные работы
- Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Организационно педагогические условия развития у дошкольников творческого воображения в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста в театрализованных играх
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017



