ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности интегрированной художественной
деятельности в развитии творческого воображения у детей 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию
творческого воображения у детей в интегрированной художественной деятельности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 95
Развитие творческого воображения является актуальной задачей современной педагогики. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Культурный прогресс общества и его духовное возрождение обеспечивается за счет творческого потенциала своих граждан. Чтобы человек смог успешно адаптироваться и самореализоваться в современном мире, нужно с раннего детства развивать его творческие способности.
Дошкольный возраст - один из важнейших этапов развития и воспитания всесторонне развитой личности. Это период, когда ребёнок познаёт и приобщается к окружающему миру, период его начальной социализации. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования.
Время даёт возможность ещё раз не только теоретически, но и на практике доказать важность и ценность дошкольного возраста для становления личности человека. Об этом свидетельствуют как возросший в России интерес к проблемам дошкольного детства, так и преобразования, которые происходят в настоящее время в российском образовании: процессы модернизации распространяются и на дошкольную ступень. В частности, новый нормативный документ «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС), утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г., определяет основу образовательной программы каждого российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка.
Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является существенным составляющим любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. В последние годы в психологической и педагогической литературе всё чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребёнка, об определении смысла устройства воображения. Как показали работы по изучению вопросов по развитию воображения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но также является условием творческого изменения имеющихся у детей знаний, способствующих саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет результативность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ
У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познать неизведанное, научиться чему-то новому. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческого воображения на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и нужной способностью человека. Вместе с тем именно эта способность требует особое внимание в плане развития. Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в дальнейшем наступает быстрое сокращение динамичности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать, воображать, изобретать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к творческой деятельности [13]. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация художественной деятельности.
Одной из систем нового образовательного Стандарта является интеграция. Принцип интеграции образовательных областей представляет собой альтернативу предметному. Интеграция становится одним из важных и перспективных методологических направлений становления нового образования.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать в опытно-поисковой работе комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение» и рассмотреть значение его развития у детей дошкольного возраста.
2. Разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.
3. Провести опытно-поисковую работу и доказать эффективность разработанного комплекса занятий по развитию творческого воображения у старших дошкольников в интегрированной художественной деятельности.
Методологическая основа:
Теоретической основой исследования являются основополагающие идеи о сущности творческого воображения (Д.Б. Богоявленская, JI.A. Венгер, И.Е. Емельянова, С.Л. Рубинштейн, Э.П. Торренс, Е.А. Флёрина); общетеоретические направления по проблеме развития детского творчества (JI.C. Выготский, Е.И. Игнатьев, С.Д. Давыдов, В.А. Левин, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев); идеи личностно-развивающего обучения Б.Д. Эльконина; теоретические положения психического развития ребёнка (А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и практических (наблюдение, анализ продуктов деятельности субъектов образования, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
База исследования: Дети старшей группы МБДОУ «Детский сад №20» г. Каменска-Уральского.
В связи с тем, что наша действительность требует от детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления, пытливости, смекалки, инициативы, то можно сказать, что развитие творческого воображения в дошкольном возрасте является актуальной проблемой, поэтому мы решили провести опытно-поисковую работу по данной теме.
Для доказательства эффективности опытно-поисковой работы были проведены теоретические изыскания и практические исследования.
На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «творческое воображение». Это - процесс создания совершенно нового, оригинального образа (произведения), не существующего до сих пор в действительности. Оно выражается в создании образов таких объектов, которых не было в нашем опыте. (Е.И. Рогов.)
Выявлены особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста: проявляется новый тип деятельности - творческий, своеобразие этой деятельности заключается в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому «развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка.
Раскрыты возможности интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения у детей. Они заключаются в том, что реализуется средствами разных видов искусства и создаваемый детьми образ в разных видах их деятельности ведёт к обобщению и уплотнению емкости знания; происходит взаимопроникновение структурных элементов различных областей. Таким образом, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Всё это вместе воздействует на детей во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.
Проведено диагностическое исследование развития творческого воображения у детей: задание 1: тестирование по методике Е.П. Торренса «Дорисовывание фигур», который модифицировала О.М. Дьяченко, используется для выявления развития творческого воображения и творческих способностей; задание 2: «Избушка лубяная и ледяная» (рисование по русской народной сказке «Лиса и Заяц»), с целью выявить у детей сформированность изобразительных умений и навыков в процессе рисования с использованием нетрадиционных техник; задание 3: «Сказочная птица» (рисование), целью которого было проверить умение создавать сказочные образы, умение разрабатывать содержание изображения, умение показать оригинальность создаваемого образа.
Выделены показатели: беглость, гибкость, оригинальность.
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития творческого воображения: высокий, средний, низкий.
Результаты диагностики: 22% детей показали высокий уровень развития творческого воображения, 42% - средний, 36% детей показали низкий уровень развития творческого воображения, а это значит, что существует необходимость направленной работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработан комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности. Для развития творческого воображения у детей по всем выделенным показателям мы использовали нетрадиционные техники рисования в интегрированной художественной деятельности.
Содержание интегрированных занятий выстраивались с учетом следующих принципов:
• принцип деятельности - на занятиях дети находятся в процессе открытия новых знаний;
• принцип креативности - педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации в которых ребенок может проявить свое творчество;
• принцип индивидуального подхода - учет индивидуальных особенности детей и обеспечение им продвижение вперед своим темпом.
• принцип гуманизации - принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему, обеспечивает психолого - педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
• принцип интегративности - принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Использование интегрированного подхода развивает фантазию, наблюдательность, умение находить нестандартные решения, помогает ребенку выразить свои эмоции, впечатления, переживания, развивает творческое воображение. В процессе занятий из цикла по развитию творческого воображения в интегрированной художественной деятельности дошкольники учатся воспринимать произведения искусства по отдельности, в парной интеграции, в тройственной интеграции, выделять, интерпретировать и применять в деятельности средства выразительности каждого вида искусства, опосредованно познавали разнообразие образов окружающего мира через произведения искусства, осваивают разнообразный изобразительный материал, новые техники и приемы рисования, воспроизведения музыкальных произведений (вокальное, инструментальное, танцевальное импровизационное исполнение), получают опыт создания коллективных работ, организации и проведения выставок собственных творческих работ. По нашим наблюдениям, занятия по изобразительной деятельности воспринимались детьми с радостью, доставляли им удовольствие. Они чувствовали себя свободно, комфортно.
Анализ выполненных детьми заданий на итоговом этапе показывает, что у детей произошло развитие творческого воображения по всем выделенным показателям. Стала проявляться новизна и оригинальность сюжетов в рисунках, самостоятельность и разработанность в исполнении. Высокий уровень развития творческого воображения - у 60% детей, количество таких детей увеличилось в три раза. Полученные результаты говорят о том, что разработанный комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности оказался эффективным.
В процессе работы мы убедились, что процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности результативен при соблюдении некоторых условий, а именно
• интегрированный подход в организации занятий для развития творческого воображения.
• дети вовлечены в творческие задания во всех видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
• создаётся на занятиях благоприятная эмоциональная атмосфера, способствующая творческим проявлениям детей;
• учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
• создаётся в группе среда, благоприятная для развития творческой деятельности ребенка;
• детям предоставляется возможность проявлять оригинальность в творческом процессе.
Данная опытно-поисковая работа, направленная на решение сложной задачи - развитие творческого воображения, доказала эффективность как теоретически, так и практически. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Результаты этой работы дают возможность утверждать, что интегрированный подход в художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста помогает развивать творческое воображение.
1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание
[Текст] : опыт исслед. на материале пространств. искусств /
А. В. Бакушинский, - М. : Карапуз, 2009. - 344 с.
2. Белобрыкина, О. А. Маленькие волшебники или На пути к
творчеству [Текст] : метод. рекомендации для родителей, воспитателей
дошкол. учреждений, учителей нач. шк. / О. А. Белобрыкина ; Новосиб. гос. пед. ин-т. - Новосибирск : Изд-во НГПИ), 1993. - 62 с.
3. Белобрыкина, О. Е. Развитие творческих способностей /[Текст] / О. Е. Белобрыкина. - М. : Никея, 2016. - 165 с.
4. Белошистая, А. В. Волшебные краски. 3-5 лет [Текст] : пособие для занятий с детьми / А. В. Белошистая. - М. : АРКТИ, 2008. - 32 с.
5. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] : встреча с чудом, наставники, достойная цель / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - СПб. : Изд-во Буковского, 1994. - 60 с.
6. Бикмуллина, О. В. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности [Электронный ресурс] / О. В. Бикмуллина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 1. - С. 20-23. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25672221(дата обращения: 12.03.2017).
7. Борисова, Л. А. Развитие творческого воображения на занятиях
по изобразительной деятельности [Электронный ресурс] : консультация для педагогов / Л. А. Борисова. - URL : https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2016/10/24/razvitie-tvorcheskogo-voobrazhenie-na-zanyatiyah-po- izobrazitelnoy (дата обращения: 12.03.2017).
8. Боровик, О. В. Развитие воображения [Текст] : метод.
рекомендации / О. В. Боровик. - М. : РОН, 2000. - 112 с.
9. Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст] : в 2 т. / Л. М. Веккер ; Лениград. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л. : [б. и.], 1974. - Т 1. - 334 с.
10. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1982 - № 11. - С. 32-38.
11. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 5-14.
12. Воображение [Электронный ресурс].- URL : http://www.e-
reading.club/-chapter.php/98064/16/Tarasova_- _Obshchaya_psihologiya konspekt_lek-ciii.html (дата обращения: 12.01.2017).
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 92 с.
14. Голосовкер, Я. Э. Имагинативный абслолют [Электронный
ресурс] /
Я. Э. Голосовкер // Голосовкер Я. Э. Л огика мифа : учеб. пособие / Я. Э. Голосовкер. - М., 1987. - С. 114-165. - URL : http://ec-
dejavu.ru/p/Publ_Golosov_Imag.html (дата обращения: 12.01.2017).
15. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] : опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед. : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Давыдов ; ред.-сост. Л. В. Берцфаи. - М. : Академия, 2004. - 288 с.
16. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давы-дов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.
17. Дранков, Я. Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта [Текст] / Я. Л. Дранков // Художественное творчество : вопр. комплекс. изучения / отв. ред. Б. С. Мейлах. - Л., 1983. - С. 123-139.
18. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко - М. : Знание, 1986. - 96 с.
19. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб.-метод. пособие / ред.- сост. Г. В. Бурменская. - М., 2005. - С. 458-470.
20. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М. : Междунар. образоват. и психол. колледж, 1996. - 197 с.
21. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина ; Моск. гос. социал. ун-т. - М. : Акад. проект, 2003. - 304 с.
22. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М. : Учпедгиз, 1961. - 223 с.
23. Казакова, Т Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] :
конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией : пособие для воспитателей дет. сада / Т Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.- 192 с.
24. Калинина, Т Я. Использование приема моделирования в изобразитель-ной деятельности для развития творческого воображения у дошкольников [Текст] / Т Я. Калинина // Художественно-эстетическое развитие личности: от детского сада до вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12 апр. 2010 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. Г. Куприна. - Екатеринбург, 2010. - С. 90-92.
25. Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В. И. Кириенко. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
26. Левин, В. А. Воспитание творчества [Текст] : лит. творчество детей/В. А. Левин. - Томск : Пеленг, 1993. - 56 с.
27. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / Н. Д. Левитов. - М. : Просвещение, 1964. - 478 с.
28. Леонтьев, А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном
возрасте [Текст]/ А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева,
А. В. Запорожца. - М., 1948. - С. 4-14.
29. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Н. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.
30. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст] : планирование, конспекты, метод. рекомендации : метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений / И. А. Лыкова. - М. : Карапуз : Сфера, 2009. - 144 с.
31. Лыкова, И. А. Цветные ладошки [Текст] : авт. программа / И. А. Лыкова. - [б. м.] : [б. и.], 2007. - 48 с.
32. Манакова, Е. А. Развитие творческого воображения у дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / Е. А. Манакова,
Т В. Калинина // Художественно-эстетическое развитие личности: от детского сада до вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 12 апр. 2010 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. Г. Куприна. - Екатеринбург, 2010. - С. 187-190.
33. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А. М. Матюшкин ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Изд-во Моск. психол.- социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 720 с.
34. Немов, Р С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р С Немов. - М. : ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2 : Психология образования. - 608 с.
35. Основные теории происхождения и развития воображения [Электронный ресурс]. - URL : http://www.newpsyholog.ru/newlos-176-1.html(дата обращения: 11.01.2017).
36. Паченкова, Т В. Феномен творческого воображения детей дошкольного возраста [Текст] / Т В. Паченкова, Е. М. Буровкина // Детство. Отрочество. Юность. - 2013. - № 3/4. - С. 65-71.
37. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже ; пер. с Фр.
В. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с..
38. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Педагогика, 1976. - 280 с.
39. Применение современных образовательных технологий по
авторской программе «Цветные ладошки» И. А. Лыковой [Электронный ресурс].- URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-
dou/2014/12/14/avtorskaya-programma-tsvetnye-ladoshki-i-a-lykova (дата
обращения: 11.04.2017).
40. Развитие творческого воображения в изодеятельности детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс] .- URL :
https://www.kazedu.kz/referat/128157(дата обращения: 19.01.2017).
41. Развитие творческой активности школьников [Текст] / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1991. - 160 с.
42. Развитие художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс].- URL :
http://pandia.ru/text/78/552/-91228.php(дата обращения: 11.01.2017).
43. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. для вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2016. - 713 с.
45. Савенкова, Л. Г. Полихудожественное обучение в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Г. Савенкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 8. - С. 12-18.
46. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
47. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М. : Наука. 1961. - 312 с.
48. Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Электронный ресурс] /
Б. М. Теплов. - URL : http://www.psychology.ru/library/p001.stm(дата
обращения: 21.01.2017
49. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З. Фрейд ; пер. с нем.
Р Ф. Додельцева [и др.]. - М. : Республика, 1995. - 400 с.
50. Черткоева, В. Г. Состояние проблемы развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе в свете модернизации российского образования [Электронный ресурс] / В. Г. Черткоева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. И. Гулин. - Новосибирск, 2012. - Ч. 1. - URL : https://sibac.info/conf/-pedagog/xiii/26924(дата обращения: 11.01.2017).
51. Этапы развития личности [Электронный ресурс].- URL :
https://www.baby.ru/blogs/post/22257803-452068/(дата обращения: 11.03.2017).
52. Ярошевский, М. Г. Психология творчества и творчество в психологии [Текст] / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. -С. 14-26.