Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

Работа №98378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности детей младшего дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного
возраста 13
1.3. Программное содержание работы по формированию словаря детей
младшего дошкольного возраста 14
1.4. Деятельность педагога по формированию словаря детей младшего
дошкольного возраста: методы и приемы 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста 26
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование словаря детей
младшего дошкольного возраста 32
2.3. Диагностика уровня сформированности словаря детей младшего
дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 41
2.4. Мероприятия по организации деятельности педагога,
направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52


В России идет становление новой системы образования, внедряется федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Главная задача дошкольных образовательных учреждений - обеспечить развитие личности ребенка. Формирование полноценной активной личности дошкольника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих не только активную социальную позицию и творческое мышление, но и грамотную речь.
Тема данной выпускной квалификационной работы «Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста» связана с проблемой психологического и образовательного аспектов в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста. Сегодня важность развития речи дошкольников на любом этапе образования признают все: общество, родители, школьные учреждения. Развитие речи, особенно в младшем дошкольном возрасте, становится «одним из важных участков практической направленности обучения» [45]. В ФГОС ДО развитие данного направления является одним из ключевых требований. Более того, важно разрабатывать методику развитие речи дошкольников с опорой игровой метод.
В жизни дошкольника игра имеет большое значение. Это отмечали известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Применение дидактической игры в игровой деятельности, как правило, вызывает живой отклик у дошкольников. Игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.
Для детей младшего дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Игра для них - это способ познания окружающего мира. Боле того, игра направлена на саму познавательную деятельность, а не на ее результат.
Таким образом, игра - важный материал, обладающий обучающим потенциалом, способствует формированию мотивации учения и активизирует познавательную деятельность дошкольников.
Однако младшие дошкольник испытывают трудности в процессе адаптации к дошкольному учреждению, что впоследствии снижает их познавательную активность и препятствует развитию речи. В этой связи возникает необходимость в эффективном применении игры как средства развития речи в ДОУ.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена формированием и развитием коммуникативных умений детей, особенно в раннем возрасте, поскольку в этот жизненный период ребенок очень любознателен, открыт миру, легко запоминает новую информацию. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте возникает острая необходимость формирования, развития словаря ребенка и воспитания его звуковой культуры.
Ранний возраст - это возраст интенсивного физического и психического развития, особенно значительные изменения претерпевают мышление, речевая функция, способы взаимодействия с окружающим. Это возраст, когда ребенок впервые входит в коллектив, расширяется круг его контактов, и он начинает адаптироваться к условиям образовательного учреждения. В настоящее время вопрос успешной адаптации малыша к дошкольному образовательному учреждению является весьма актуальным, поскольку он еще недостаточно изучен и поскольку имеется тенденция роста популярности раннего обучения и воспитания детей. Поэтому так важно уделять внимание развитию словаря младшего дошкольника.
Объектом исследования является процесс формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс заданий, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать комплекс заданий направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Исходя из цели, можно сформулировать задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии для диагностики уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
3. Описать уровни владения для каждого критерия.
4. Изучить комплекс занятий для формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.
5. Провести диагностику формирования словаря детей младшего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы.
В связи с поставленными задачами рассмотрение проблемы привело к необходимости использования ряд методов: теоретический метод исследования - анализ научной литературы и программно-методических материалов; в практической части работы использовались наблюдение, диагностика с использованием адаптированных методик и тестов, обобщение результатов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили Основная образовательная программа ДОУ, программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы), образовательно-воспитательная программа О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников», посвященная вопросам развития речи младших школьников. Так же в работе использовались теоретические положения о психолого-педагогических особенностях детей младшего дошкольного возраста и о их речевой деятельности, представленные в трудах Л.С. Выготского, Н.А. Горловой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. Работа также основана на теоретических положениях об образовательной функции игры в воспитательном процессе, представленных в трудах Д.Б. Эльконина.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 55 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Избрав тему дипломной работы «Организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста» и определив ее цель - описание и анализ результатов диагностики процесса формирования словаря детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры, мы пришли к следующим выводам.
В настоящее время очень актуальна тема организация деятельности педагога по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста. Ребенок 3-4 лет встает на новую ступень развития, этот возрастной период является переходным из раннего детства в младший дошкольный возраст. Перед воспитателями и родителями стоит сложная задача - подготовить детей к этому, вооружить знаниями, обогатить впечатлениями.
Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования.
В детском саду важно создать лексическую основу для развития словаря дошкольников, которая впоследствии позволит успешно освоить дошкольниками словарный состав родного языка.
Педагог ДОУ рекомендуется последовательно и систематично проводить занятия в игровой форме по формированию и развитию словаря у детей, поскольку этот процесс весьма длителен: значение слов должно закрепиться в памяти дошкольника, более того, необходимо и правильно его применять в общении.
В практической части данной й работы была проведена диагностика формирования словаря детей младшего дошкольного возраста, а также реализован комплекс занятий, посвященный этому образовательному процессу.
Результаты опытно-поисковой работы показали выраженную положительную динамику по всем выделенным заданиям по формированию словаря детей младшей группы
В заключение отметим перспективный характер темы данной выпускной квалификационной работы. В дальнейшем следует разработать методику, посвященную формированию словаря детей от младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста.



1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 2007. 304 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 319 с.
3. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду. СПб.: Детство-пресс,
2011. 592 с.
4. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ.: Питер, 2009. 450 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 4-е изд. М.: , 1999. 106 с.
6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013. 152 с.
7. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984. 356 с.
8. Выготский Л.С. Психология изучение о локализации психических функций // Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. 1136 с.
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 68 с.
10. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2011. 304 с.
11. Горлова Н.А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании. М.: МГПУ, 2007. 240 с.
12. Давыдова О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. М.: ТЦ «Сфера», 2006. 128 с.
13. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2004. 112 с.
14. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 18-21.
15. Евдокимова Е.В. Образ взрослого в событийной картине
дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 2008. №11. С. 47-49.
16. Елагина М.С. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. 1988. №9. С. 71-76.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. 316 с.
18. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 2009. 347 с.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Владос, 2004. 416 с.
20. Коломенских Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. Минск: Университетское, 1988. 223 с.
21. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду:
Методическое пособие. Минск: Зорны верасень. 2006. 68 с.
22. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
23. Кудрявцев В.Т. Смысл педагогического детства и психическое развитие ребёнка. М.: УРАО, 2007. 154 с.
24. Левко А.И. Детство как социально-педагогическая проблема. Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: материалы международной конференции. Брест, 2004. С. 121-125.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл,
2012. 430 с.
26. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М: Едиториал УРСС, 2013. 312 с
27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
28. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
29. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 239 с.
30. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: 2007. 85 с.
31. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. М.: Дрофа,1998. 342 с.
32. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. 494 с.
33. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2007. 176 с.
34. Психология дошкольного возраста: учебник для студ.
учреждений высш. проф. образования. / Под. ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
35. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Под ред. О.О. Гониной. М.: Юрайт. 2015. 465 с.
36. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 1990. 494 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 738 с.
38. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2010. 147 с.
39. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 366 с.
40. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 144 с.
41. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. М.: Просвещение, 1986. 320 с.
42. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. 109 с.
43. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М.: УРСС, 2017. 96 с.
44. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: УРАО, 2012. 592 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:/минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/626 ( дата обращения: 08.09.2017).
46. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 191 с.
47. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: ОНИКС, 2009. С. 380-393.
48. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: ОНИКС, 2009. 508 с
49. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1988. 93 с.
50. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ.
В.Б. Ольшанского. СПб.: Питер Ком, 1998. 384 с.
51. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста : из книги В. Штерна: учение // История зарубежной психологии конца XIX - начала XX века: хрестоматия: учебное пособие / Ред. Е.С. Минькова. М.: Флинта: МПСИ, 2009. С. 80-87.
52. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
53. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 426 с.
54. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Владос, 2007. 416 с.
55. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 895 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ