Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика асоциального поведения подростков в общеобразовательной организации

Работа №98376

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики асоциального поведения старшего школьного возраста в общеобразовательной организации 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного
возраста 5
1.2. Асоциальное поведение: понятие, сущность, виды, характеристика.. 18
1.3. Методы и формы асоциального поведения детей старшего
школьного возраста в общеобразовательной организации 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике асоциального поведения у детей старшего школьного возраста на примере ГКОУ СО «Асбестовская - школа интернат» 38
2.1. Анализ деятельности образовательной организации по профилактике асоциального поведения у детей старшего школьного возраста 38
2.1. Комплекс мероприятий по профилактике асоциального поведения у детей старшего школьного возраста в образовательной организации 47
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 69

Актуальность темы исследования. Проблема роста различных форм отклоняющегося поведения у подростков в последние годы приобрела исключи тельное значение, представляя, по мнению ряда специалистов, угрозу национальной безопасности страны. По данным статистики, около 150 тыс. преступлений в 2015 году в России совершили именно несовершеннолетние. Причем среди этих правонарушений не только нарушения общественного порядка, но и такие особо тяжкие преступления как разбой, изнасилование и убийство. Ужасающая статистика преступности несовершеннолетних в России потрясает своей жестокостью и бессмысленностью. Поэтому факторы, оказывающие влияние на формирование асоциального поведения подростков подлежат детальному рассмотрению и изучению [36].
Подростковый возраст является кризисным периодом развития, в ходе которого физиологические изменения в организме сочетаются с перестройкой психической составляющей личности. Вышеуказанные особенности обуславливают выраженное провоцирующее влияние возрастных изменений на психическую адаптацию и формирование личности подростка. Подросток все больше отдаляется от семьи, стремясь доказать свою взрослость, его интересы из сферы учебы перемещаются в сферу общения со сверстниками. Поэтому подросток может оказаться втянут в неблагонадежную компанию, в которой, желая продемонстрировать свой авторитет, нередко совершает необдуманные, часто асоциальные поступки. Для того чтобы предотвратить закрепление асоциального поведения как привычной модели поведения у подростков необходимо своевременно производить раннюю диагностику, психологическую оценку и коррекцию асоциального поведения несовершеннолетних.
Разработанность проблемы: в отечественной науке обоснование социального поведения подростков было дано такими учеными, как Л. С. Выготский[18], М. А. Галагузова[20], Я. И. Гилинский[24], Е. В. Змановская[32], Л. В.Мардахаев[48] и др.
Особенности личности асоциального подростка изучались такими отечественными и зарубежными учеными, как А. Коэн, И.С. Кон[42]и др.
Противоречие исследования: между необходимостью проведения профилактики асоциального поведения у подростков в общеобразовательной организации и недостаточностью методических пособий по данному вопросу для педагогов школы-интерната.
Проблема исследования: каково содержание профилактики асоциального поведения подростков в общеобразовательной организации?
Исходя из выявленного противоречия и сформулированной проблемы, мы определяем тему исследования: «Профилактика асоциального поведения подростков в общеобразовательной организации».
В своей работе введем ограничение: мы будем рассматривать детей старшего подросткового возраста.
Объект исследования: процесс профилактики асоциального поведения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Предмет исследования: содержание профилактики асоциального поведения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по профилактике асоциального поведения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание профилактики асоциального поведения у подростков старшего школьного возраста в образовательной организации включает в себя комплекс мероприятий с учетом выделенных форм (индивидуальная, групповая) и методов (информирование, беседы, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики).
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста.
2. Изучить понятие «асоциального поведения», виды асоциального поведения и их характеристику.
3. Рассмотреть методы и формы профилактики асоциального поведения у детей старшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность общеобразовательной организации по профилактике «асоциального поведения» у детей старшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез сравнение, обобщение;
• эмпирические: наблюдение, изучение документов, математический метод обработки полученных данных.
База исследования: Государственная казенная общеобразовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа - интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Старшим школьным или подростковым периодом в психологии принято называть период с 14-15 до 17-19 лет. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода исследователи данной темы, считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток старшего школьного возраста стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.
Асоциальное поведение в психолого-педагогической литературе трактуется не всегда единообразно. В данном исследовании под асоциальным поведением понимается отклонение от нормы поведения и развития: поступки, действия, несоответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, несоответствующих установленным в обществе критериям поведения. Сущность асоциального поведения подростка заключается в неправильном осознании им своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек, в нарушении мозговой функции и выражается в неадекватном отношении ребенка к школе, учителям, родителям, отрицательным интересам, неорганизованному досугу, склонности дезорганизовывать общую работу, проявлять грубость, дерзость, совершать циничные поступки. Несмотря на то, что асоциальное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок.
Приобщение подростка к одному виду асоциального поведения повышает вероятность его вовлечения в другое.
К основным факторам, ведущим к формированию и развитию асоциального поведения у ребенка, относятся: социальный фактор, биологический и психологический факторы.
Профилактика асоциального поведения среди обучающихся в средних учебных заведениях - это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение проблемы или явления еще до их возникновения, или же это предотвращение различного родафакторов риска относительно этой же проблематики.В своей основе должна учитывать как особенности личностно- дезадаптивных черт, способствующих формированию склонности к ассоциативному поведению, так и микросоциальную среду, в частности семью, оказывающую значительное влияние на те или иные свойства характера подростка. Профилактическая деятельность представлена тремя основными направлениями: работой с родителями, групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работой, работой по развитию социальных и коммуникативных навыков учащихся.
Формы профилактики асоциального поведения: семейная, индивидуальная, групповая работа.
Методы профилактики асоциального поведения: информирование, групповые и индивидуальные беседы,групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
На основе теоретических и полученных в ходе опытно- поисковой работы первичных эмпирических данных,нами был разработан и реализован комплекс мероприятий по профилактике асоциального поведения у детей старшего школьного возраста в условиях ГКОУ «Асбестовская-школа интернат».
Комплекс мероприятий состоит из 10 занятий.
По итогам вторичного измерения склонности к асоциальному поведению среди учащихся старшего школьно возраста, видно, что его уровень понизился после реалиации вГКОУ « Асбестовская-школа интернат» разработанного нами комплекса мероприятий.
Анализ деятельности общеобразовательной организации по профилактикеасоциального поведения детей старшего школьного возрастапоказал значимость первичной профилактики асоциального поведения старших подростков и внедрения его результатов в практику работы общеобразовательной организации.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута, гипотеза в процессе проверки нашла свое подтверждение.


1. Всеобщая декларация прав человека (ООН) от 10 декабря 1948 г.
2. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.
3. Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г.
4. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.
5. Конвенция о правах ребенка (ООН) от 20 ноября 1989 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 413.
9. Алимханова Т.Р. Проблема асоциального поведения в школе // Сборник
работ молодых ученых МГПУ. М., 2011. Вып.7. С. 3-8.
10. Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение несовершеннолетних: монография / под ред. А.В. Горожанина. Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2011. 153 с.
11. Аникеева Н., Киселева Е., Хромова И. Подросток: познай самого себя // Воспитание в школе. 2013. № 4. С. 54.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014. 464 с.
13. Большакова Е.Г., Шнягина Т.Н. Организация эксперимента по теме «Профилактика асоциального поведения школьников» // Практика административной работы в школе. 2013. № 2 (89). C. 31-34.
14. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Выявление ранних психологических предпосылок асоциального поведения детей как одно из направлений профилактической работы практического психолога // Деятельность педагога-психолога в системе образования. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2013. Вып. 4. C. 62-71.
15. Волков Б.С. Психология подростка. 5-е изд. СПб.: Питер, 2010. 240 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ