Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией

Работа №98373

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 6
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности занятий аппликаций в развитии творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ 29
2.1. Диагностическое исследование развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 29
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения
у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность исследования. Занятия по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Исследования учёных доказывают, что дети, обладающие развитым воображением, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творческого воображения. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или сделать что-то по- новому, по своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Как считает Григорьева Г. Г. [7] изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании творческих способностей у детей. Особыми возможностями в развитии воображения у детей обладают занятия аппликацией, представляющей собой способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из разного материала и нанесенных разным способом на соответствующий фон и наиболее доступный для ребенка вид изобразительной деятельности, в котором он может проявить творческую инициативу, развить фантазию и воображение.
В то же время занятиям аппликацией в современных программах ДОО не уделяется должного внимания. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по аппликации.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией».
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий аппликацией в развитии творческого воображения у дошкольников.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий аппликацией, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Провести диагностическое исследование уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
3. Раскрыть возможность аппликации в творческом развитии дошкольника
4. Разработать и внедрить комплекс занятий аппликацией, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и проверить в опытно-поисковой работе его эффективность.
Теоретическая основа исследования:
Работы выдающихся педагогов 20-х и 30-х годов, посвященные творческому развитию личности ребенка (А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсов); исследования В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошаля, Н.И. Сац, связанные с разработкой подходов и принципов творческого развития детей; психологические исследования особенностей детского творчества (Л.С. Выготский, З.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, В.А. Левин, А.Н. Лук), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов), методические разработки и рекомендации по организации детского творчества в художественной деятельности (Н.Е. Веракса, З.А. Богатеева, Т.С. Комарова, Б.П. Никитин, Л.А. Никитина)
Методы исследования:
Изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
- беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей;
- развивающие игры и творческие задания;
- диагностика, анализ полученных данных, представление их в таблицах.
База исследования: Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ № 486 г. Екатеринбурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование подтвердило актуальность выбранной темы. Творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей и его развитие тесно связано со становлением личности в дошкольном возрасте.
В результате нашего исследования были реализованы поставленные нами задачи:
1. На основе анализа литературы охарактеризовано понятие «творческие воображения». Воображение является психическим процессом, позволяющим создать новые образы, представления на основе собственного опыта.
2. Выявлены особенности и педагогические условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста, а именно:
- раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание обстановки, опережающей развитие ребенка;
- самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.;
- умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
- комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
3. Раскрыты возможности аппликации в творческом развитии дошкольников. Они заключаются в том, что благодаря аппликации развивается творческое мышление.
4. Разработан комплекс занятий по аппликации. Который способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста. Творческому развитию помогает тренировка мыслительных операций, влияет на развитие мелкой моторики ребенка, а также на стимуляцию мозговой деятельности.
Была проведена диагностика уровней развития творческих способностей на констатирующем и контрольном этапах опытно - поисковой работы у детей группы МБДОУ №486.
Таким образом, можно сделать вывод, что аппликация является разновидностью художественной деятельности помогающая познакомить детей дошкольного возраста самостоятельно с материалами (бумага, ткань, природный материал, кожа, солома и т. д.), техникой и способом их обработки. Дошкольники приобретают навыки пластичного изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образом и творческом мышлении.



1. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического/ С. В. Арапова. - СПб.: КАРО, 2004.- 305 с.
2. Богатеева З. А. Занятия аппликацией/З. А. Богатеева. - М.:
Просвещение, 1988.-223 с.
3. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак: Олам - Пресс, 2004. - 672 с.
4. Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496 с.
5. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1990.- № 4. - С. 5.
6. Всё, что надо знать о ребёнке [Электронный ресурс] // Информационый портал для родителейwww.rebenkoved.ru (Дата обращения: 26 07 2017).
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 248 с.
8. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 205 с.
9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / Молодой ученый - 2014 - № 20 - С. 568 - 569.
10. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. училищ / М. А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2000. - 198 с.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: Юрайт, 1996. - 198 с.
12. Давыдова С. Д. Художественно - эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики [Текст]: учеб. Пособие / С. Д. Давыдова. - Урал. гос. пед. университет. - Екатеринбург, 2003. - 305 с.
13. Динерштейн, И. В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте / И. В. Динерштейн. - М.: Академия, 2002 - 130 с.
14. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С. 52 - 59.
15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1986 - 315 с.
16. Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / И. Д. Запорожец. - М.: Инфра-М, 2005. - 186 с.
17. Игнатьев Е. И. Психология [Текст]: пособие для педагогических училищ / Е. И. Игнатьев, Н. С. Лукин, М. Д. Громов. - М.: Просвещение 1965. -344 с.
18. Из детства - в отрочество [Текст]: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 - 7 лет / Т. Н. Доронова [и др.]. - М.: Просвещение, 2002. - 143 с.
19. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление [Текст]: психодиагностические методики/ М. В. Ильина. М.: Книголюб. 2004.-56 с.
20. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. - 127 с.
21. Корчикова О. В. Декоративно - прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчикова -Ростов н/Д: Феникс, 2002.-260 с.
22. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова - М.: Просвещение, 2007. - 318 с.
23. Креативный ребенок [Текст]: диагностика и развитие творческих способностей / под общ. ред. П. А. Бабищева, Н. Р. Некалов. - Ростов н/Д.: Феникс. 2004. - 416 с.
24. Кудрявцев В. Т. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев, В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 1995.- № 9. - С. 62.
25. Левин В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
26. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» - М.: Просвещение, 1983 -280 с.
27. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 2002.- № 8. - С. 34.
28. Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста/ Молодой ученый. - 2016.- № 28.- С. 825-828.
29. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье [Текст]/ А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская-М.: Искусство в шк., 1995.-144 с.: ил.
30. Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником / И. Н. Мурашковская. - Рига: Эксперимент, 1994. - 62 с.
31. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева. - М.: Просвещение, 1983. - 206 с.
32. Одаренные дети/ Г. В. Бурменская; под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 2001.- 69 с.
33. Основы современных концепций одаренности и творчества [Текст]/ под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Академия, 1997. -320 с.
34. Пантелеева Л. В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада / Л. В. Пантелеева. - М.: Просвещение, 1987. - 298 с.
35. Палаша Т. Н. Развитие воображения в русской народной педагогике / Т. Н. Палаша // Дошкольное воспитание. - 1989.- № 6. - С. 69.
36. Петровский А. В. Общая психология [Текст]: 2-е изд. перераб. и доп./ А. В. Петровского-М.: Просвещение, 1976.-479 с.
37. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учееб. Для студентов пед. институтов/ под ред. В. Д. Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990.-142 с.
38. Программа «Одаренный ребенок» [Текст]: основные положения/ Л. А. Венгер [и др.].- М.: Новая школа, 1995.-64 с.
39. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников / Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5. - С. 21.
40. Психология/ В. Н. Дружинин: под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.; Спектр, 2002.-300 с.
41. Рисуем с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р. Г. Казакова; под ред. Р. Г. Казаковой.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-174 с.
42. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкол. учреждений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-400 с.
43. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет [Текст]: попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: Акад. Развития, 2011. - 240 с.: ил.
44. Субботина Л. Ю. Как играть с ребенком. [Текст]: попул. пособие для родителей и педагогов /
45. Теплов Б. М. Психология/ учебник для средней школы, УЧПЕДГИЗ-М.: 1953.-121 с.
46Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс] //Электронная библиотека ййр://’№№№.реШ1Ь.ги/_(Дата обращения: 06 07 2017).
47. Художественный гений как создатель художественного творения. [Электронный ресурс] // информационный ресурсhttp://www.tspu.tula.ru/(Дата обращения: 15.08.2017).
48. Художественное творчество и ребенок/ Н. А. Ветлугская; под редакцией Н. А. Ветлугской- М.: Просвещение, 2010.-174 с.
49. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / Е. П. Климова; под ред. Климовой Е. П. - Волгоград: Учитель, 2005. - 305 с.
50. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / ред. - сост. Б. Д. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.
51. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ Е. А. Дубровская; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой.- М.: Издательский центр «Академия». 2002.-300 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ