Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» 11
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического
воспитания у детей старшего дошкольного 19
1.3. Изобразительная деятельность как средство патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностическое исследование по патриотическому воспитанию
у старших дошкольников на констатирующем этапе 32
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «патриотическое воспитание» 11
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического
воспитания у детей старшего дошкольного 19
1.3. Изобразительная деятельность как средство патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностическое исследование по патриотическому воспитанию
у старших дошкольников на констатирующем этапе 32
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современности в нашей стране является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Сегодня не многие россияне могут смело заявить, что гордятся Отчизной, а некоторые и вовсе уезжают за ее пределы в надежде найти лучшую жизнь. Во многом это связано с отсутствием идеалов — старые потеряны, новые не определены. А между тем, отсутствие чувства патриотизма очень опасно для страны и ее народа. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к тому, что подрастающее поколение растет в духе безнравственности, социальной апатии, цинизма, равняется на зарубежные традиции и стиль жизни, возвеличивает культ иностранных праздников, забывая при этом русские, пополняет словарный запас засильем иностранных слов. История человечества показывает, что вопросы гражданского и патриотического воспитания всегда находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, используя при этом различные методы, средства и формы работы. Наши дни не исключение и сегодня как никогда со стороны государства усилено внимание к решению задач, связанных с патриотическим воспитанием.
Основу духовной жизни любого общества во все времена составляют Родина, семья, достояние культуры, родная природа, история народа. Это же является фундаментом становления личности. Сегодня государством разработан ряд нормативных документов, направленных на патриотическое воспитание гражданина: Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г., «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», Федеральный образовательный государственный образовательный стандарт, «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина РФ», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция) среди основных задач в сфере общего образования является «укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями» [21]. Национальная доктрина образования РФ целями и задачами образования в числе основных определяет: «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [39].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) ставит следующие цели по патриотическому воспитанию: «формированию общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине. Созданию условий для всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развитию инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» [48]. Подчеркивается необходимость учитывать этнокультурный контекст для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видения мира, семья по ФГОС является активным участником образовательного процесса, а потому принцип сотрудничества дошкольного учреждения с семьей является основополагающим в построении воспитательного процесса.
Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.». Целевые ориентиры этого документа — «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан» [40]. Тем самым определены основные пути развития системы патриотического воспитания, обоснованы его содержание, цели и задачи в современных условиях. В «Законе об образовании в РФ» от 29.12.12, прописано, что одним из основных принципов государственной политики является «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма в сфере образования» [38].
Старший дошкольный возраст — это время зарождения личности, формирования основ самосознания, а также период обретения ребенком первых нравственных представлений. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте еще не включает в себя понятие Родины в широком смысле. Для детей патриотизм — это прежде всего воспитание любви к своей семье, к месту рождения, родному двору, улице, городу. Именно об этом писал К.Д. Ушинский, для которого формирование нравственных ценностей у детей, являлось основополагающим: «воспитывает все, что окружает ребенка: природа, семья, общество, народ, его религия и язык, словом, природа и история в обширном смысле этих обширных понятий» [47, с. 45]. Продолжал развивать идеи К.Д. Ушинского и русский педагог Н.Ф. Бунаков, который отмечал, что «не нужно искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и представлять им всё отечественное преувеличенно прекрасным». По его мнению, «в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей» [9, с. 124].
Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения через семейные традиции рассматривали в своих трудах отечественные педагоги: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, а в последующем С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др. [3]. В настоящее время существует ряд программ, нацеленных на патриотическое воспитание дошкольников. Такие как «Мой дом родной» (под ред. А.С. Оверчук), «Наследие» (М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Мое Отечество — Россия!» (И.В. Богачева, В.Л. Гиненский).
Существуют разные средства патриотического воспитания. Но особыми возможностями в развитии патриотических чувств у старших дошкольников обладает искусство и изобразительная деятельность, которая включает в себя лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Именно эта деятельность является не просто интересной детям, она является доступным и эффективным средством для выражения их эмоций, впечатлений об окружающем мире. Когда ребенок рисует близких сердцу людей, изготавливает для них подарки, изображает на листе бумаги дорогие глазу уголки родного края, в сердце ребенка только начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине. «Познание ребенком нравственных ценностей через искусство — особый процесс. Это, прежде всего «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности» [5, с. 34].
Рисование, лепка, аппликация — виды изобразительной деятельности, а ее основное назначение — образное отражение действительности. Как утверждает Т.С. Комарова, «изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции» [19, с. 30]. Несмотря на достаточное внимание со стороны государства и теоретическую проработанность темы, работа по патриотическому воспитанию дошкольников по изобразительной деятельности в детских садах проводится не систематично. Демонстрация произведений искусства используются от случая к случаю в качестве иллюстрации или наглядного пособия в беседе с детьми по нравственно - патриотической проблематике. Тогда как воспитательный потенциал искусства, связанный с переживанием патриотических ценностей очень высок.
Таким образом, было выявлено противоречие: между тем, какой огромный воспитательный потенциал несет в себе изобразительная деятельность и насколько недостаточно данный вид деятельности используют педагоги на практике в процессе формирования патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать изобразительную деятельность, направленную на формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объектом исследования: является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить воспитательный потенциал изобразительной деятельности в формировании патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующей этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
5. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, A. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственно-патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, B. А. Сластенин, и др.); исследования о воспитательном потенциале искусства (Б.М. Неменский), методы художественной педагогики (И.А. Лыкова, В.И. Волынкин, Е.Н. Бородина, Т.С. Комарова).
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по патриотическому воспитанию детей. Также следует отметить практическую значимость продукта творческой деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 519 г. Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотического воспитания детей, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Основу духовной жизни любого общества во все времена составляют Родина, семья, достояние культуры, родная природа, история народа. Это же является фундаментом становления личности. Сегодня государством разработан ряд нормативных документов, направленных на патриотическое воспитание гражданина: Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г., «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», Федеральный образовательный государственный образовательный стандарт, «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина РФ», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция) среди основных задач в сфере общего образования является «укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями» [21]. Национальная доктрина образования РФ целями и задачами образования в числе основных определяет: «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [39].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) ставит следующие цели по патриотическому воспитанию: «формированию общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине. Созданию условий для всесторонне личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развитию инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» [48]. Подчеркивается необходимость учитывать этнокультурный контекст для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видения мира, семья по ФГОС является активным участником образовательного процесса, а потому принцип сотрудничества дошкольного учреждения с семьей является основополагающим в построении воспитательного процесса.
Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.». Целевые ориентиры этого документа — «дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан» [40]. Тем самым определены основные пути развития системы патриотического воспитания, обоснованы его содержание, цели и задачи в современных условиях. В «Законе об образовании в РФ» от 29.12.12, прописано, что одним из основных принципов государственной политики является «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма в сфере образования» [38].
Старший дошкольный возраст — это время зарождения личности, формирования основ самосознания, а также период обретения ребенком первых нравственных представлений. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте еще не включает в себя понятие Родины в широком смысле. Для детей патриотизм — это прежде всего воспитание любви к своей семье, к месту рождения, родному двору, улице, городу. Именно об этом писал К.Д. Ушинский, для которого формирование нравственных ценностей у детей, являлось основополагающим: «воспитывает все, что окружает ребенка: природа, семья, общество, народ, его религия и язык, словом, природа и история в обширном смысле этих обширных понятий» [47, с. 45]. Продолжал развивать идеи К.Д. Ушинского и русский педагог Н.Ф. Бунаков, который отмечал, что «не нужно искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и представлять им всё отечественное преувеличенно прекрасным». По его мнению, «в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей» [9, с. 124].
Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения через семейные традиции рассматривали в своих трудах отечественные педагоги: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, а в последующем С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др. [3]. В настоящее время существует ряд программ, нацеленных на патриотическое воспитание дошкольников. Такие как «Мой дом родной» (под ред. А.С. Оверчук), «Наследие» (М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Мое Отечество — Россия!» (И.В. Богачева, В.Л. Гиненский).
Существуют разные средства патриотического воспитания. Но особыми возможностями в развитии патриотических чувств у старших дошкольников обладает искусство и изобразительная деятельность, которая включает в себя лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Именно эта деятельность является не просто интересной детям, она является доступным и эффективным средством для выражения их эмоций, впечатлений об окружающем мире. Когда ребенок рисует близких сердцу людей, изготавливает для них подарки, изображает на листе бумаги дорогие глазу уголки родного края, в сердце ребенка только начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине. «Познание ребенком нравственных ценностей через искусство — особый процесс. Это, прежде всего «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. Увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной художественной деятельности» [5, с. 34].
Рисование, лепка, аппликация — виды изобразительной деятельности, а ее основное назначение — образное отражение действительности. Как утверждает Т.С. Комарова, «изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции» [19, с. 30]. Несмотря на достаточное внимание со стороны государства и теоретическую проработанность темы, работа по патриотическому воспитанию дошкольников по изобразительной деятельности в детских садах проводится не систематично. Демонстрация произведений искусства используются от случая к случаю в качестве иллюстрации или наглядного пособия в беседе с детьми по нравственно - патриотической проблематике. Тогда как воспитательный потенциал искусства, связанный с переживанием патриотических ценностей очень высок.
Таким образом, было выявлено противоречие: между тем, какой огромный воспитательный потенциал несет в себе изобразительная деятельность и насколько недостаточно данный вид деятельности используют педагоги на практике в процессе формирования патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать изобразительную деятельность, направленную на формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объектом исследования: является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: является комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить воспитательный потенциал изобразительной деятельности в формировании патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. На констатирующей этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику патриотической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
5. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на формирование патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, A. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о роли семейного воспитания в формировании личности ребенка (И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко), о взаимодействии семьи и образовательной организации в нравственно-патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова), положения аксиологического подхода к развитию личности (Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, B. А. Сластенин, и др.); исследования о воспитательном потенциале искусства (Б.М. Неменский), методы художественной педагогики (И.А. Лыкова, В.И. Волынкин, Е.Н. Бородина, Т.С. Комарова).
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по патриотическому воспитанию детей. Также следует отметить практическую значимость продукта творческой деятельности, который также может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 519 г. Екатеринбурга.
В исследовании приняли участие 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотического воспитания детей, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является патриотическое воспитание. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств, в том числе патриотизма, и роль детского сада в процессе социализации личности, становления патриотичности и нравственного поведения огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, Г.К. Селевко, И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплов, Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенин, М.А. Ступницкая, Е.С. Полат, Н.В. Иванова, Е.Б. Новикова, и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «патриотическое воспитание», это «процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю» (Е.Н. Бородина).
Опираясь труды Е. Н. Бородиной мы определили патриотическую воспитанность детей старшего дошкольного возраста в единстве трех критериев: образно-содержательного, который включает в себя наличие представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены патриотические ценности; эмоционально-мотивационного, проявляющегося в сформированности интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа, в эмоциональной отзывчивости на образы-носители патриотических ценностей, действенно-практического — в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственной патриотической позиции в продуктах творчества.
2. Мы выяснили, старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенными понятиями (образно-содержательный критерий). Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивость на образы-носители патриотических ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества (действенно-практический критерий) - все это необходимо учитывать при выборе тематики занятий.
3. Наиболее эффективным методом работы, в данном направлении, мы считаем — это изобразительная деятельность. Именно этот вид деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребенка- дошкольника и является эффективным средством патриотического воспитания и его личностного развития. Занятия по изобразительной деятельности дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, но и чувства, эмоции, волевые качества, оказывает содействие полному «погружению» в заданный материал патриотической направленности. Рисуя близких сердцу людей, изображая на бумаге дорогие глазу уголки родного края, в сердце ребенка только начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине. В изобразительной деятельности у обучающихся систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан и проведен комплекс занятий, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, и задач патриотического воспитания по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейной и культурно-обрядовой тематике. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей патриотической воспитанности, что было выявлено в процессе опытно- поисковой работы и в результате анализа продуктов творческой деятельности дошкольников.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «патриотическое воспитание», это «процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю» (Е.Н. Бородина).
Опираясь труды Е. Н. Бородиной мы определили патриотическую воспитанность детей старшего дошкольного возраста в единстве трех критериев: образно-содержательного, который включает в себя наличие представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, владении определенными понятиями и знанием произведений, в которых выражены патриотические ценности; эмоционально-мотивационного, проявляющегося в сформированности интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа, в эмоциональной отзывчивости на образы-носители патриотических ценностей, действенно-практического — в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственной патриотической позиции в продуктах творчества.
2. Мы выяснили, старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенными понятиями (образно-содержательный критерий). Особенности эмоциональности старших дошкольников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивость на образы-носители патриотических ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества (действенно-практический критерий) - все это необходимо учитывать при выборе тематики занятий.
3. Наиболее эффективным методом работы, в данном направлении, мы считаем — это изобразительная деятельность. Именно этот вид деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребенка- дошкольника и является эффективным средством патриотического воспитания и его личностного развития. Занятия по изобразительной деятельности дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, но и чувства, эмоции, волевые качества, оказывает содействие полному «погружению» в заданный материал патриотической направленности. Рисуя близких сердцу людей, изображая на бумаге дорогие глазу уголки родного края, в сердце ребенка только начинает зарождаться чувство любви, гордости и патриотизма к своей стране, Родине. В изобразительной деятельности у обучающихся систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан и проведен комплекс занятий, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, и задач патриотического воспитания по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейной и культурно-обрядовой тематике. Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей патриотической воспитанности, что было выявлено в процессе опытно- поисковой работы и в результате анализа продуктов творческой деятельности дошкольников.
Подобные работы
- Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-
игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на
материале художественной культуры Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация процесса эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста
в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Спортивные игры и развлечения как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020



