Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурная реабилитация детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания

Работа №98366

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социокультурной реабилитации детей- инвалидов в учреждении социального обслуживания 7
1.1. Характеристика детей-инвалидов как объекта социокультурной
реабилитации в учреждении социального обслуживания 7
1.2. Нормативно-правовые основы социокультурной реабилитации детей-
инвалидов в учреждении социального обслуживания 14
1.3 Социокультурная реабилитация детей-инвалидов: понятие, цели и задачи в учреждении социального обслуживания 21
Глава 2 Опыт социокультурной реабилитации детей-инвалидов на примере «Социального центра реабилитации детей-инвалидов» г.Екатеринбург 34
2.1. Анализ деятельности социокультурной реабилитации детей-инвалидов в «Социальном центре реабилитации детей-инвалидов» г.Екатеринбурга . 34
2.2. Анализ степени удовлетворенности детей -инвалидов и их родителей
социокультурной реабилитацией 44
2.3. Разработка программы социального туризма для детей-инвалидов 51
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 1 70

Социокультурная реабилитация детей-инвалидов является одной из актуальных проблем современной социальной работы. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от непризнания, физического уничтожения, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции детей-инвалидов и создания полноценной жизнедеятельности без барьер. Инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
По данным статистики, в нашей стране за последнее десятилетие увеличилось количество детей-инвалидов, имеющих те или иные особенности здоровья, в 2 раза.
В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Инвалидность у детей это - существенное ограничение жизнедеятельности, способствующая социальной дезадаптации, обусловленной нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Сегодня важным является привлечение внимания к жизненной активности самих инвалидов, формировании в обществе новой концепции независимой жизни детей-инвалидов. В этой связи большое значение для приобретения инвалидами независимости является их социокультурная реабилитация. Она проводится в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями такими как: обеспечение техническими средствами реабилитации, оздоровление в специализированных центрах.
Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости для детей- инвалидов.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и социокультурную среду требует от общества определенных дополнительных мер.
В настоящее время процесс социокультурной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Педагоги, социологи, психологи, социальные психологи, социальные работники другие специалисты анализируют различные аспекты этого процесса, исследуя механизмы, этапы, стадии, факторы социокультурной реабилитации.
Степень разработанности проблемы: Социокультурная реабилитация освещена в работах Е.И. Холостовой, Л.И. Дементьевой, Л.Н. Петуховой, М.А. Беляевой, С.М. Микрюковой.
Однако, большинство работ посвящено социально-педагогической и медицинской реабилитации детей инвалидов, а вопросы социокультурной реабилитации изучены не в полной мере и нуждаются в дальнейшем обобщении и анализе, что является актуальной проблемой.
Противоречие исследования: между необходимостью
социокультурной реабилитации детей-инвалидов и недостаточностью исследований этого вида деятельности для дальнейшего внедрения ее в практику социальной работы.
Проблема исследования: какие должны быть направления социокультурной реабилитации детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания?
Объект исследования: процесс социокультурной реабилитации детей- инвалидов.
Предмет исследования: направления социокультурной реабилитации детей-инвалидов в учреждении социального обслуживания.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать программу «Социальный туризм» для социокультурной реабилитации детей-инвалидов в Социальном центре реабилитации детей-инвалидов.
Гипотеза исследования: вероятно, социокультурная реабилитация детей-инвалидов возможна, если: учитывать проблемы, потребности и возможности данной категории клиентов; в основе социокультурной реабилитации детей-инвалидов будет лежать комплекс мероприятий, направленных на оздоровительную, досуговую, творческую деятельность детей-инвалидов и родителей в процессе реализации программы социального туризма.
Задачи исследования:
1. дать характеристику детей-инвалидов как объекта социокультурной реабилитации;
2. изучить нормативно-правовые основы социокультурной реабилитации детей-инвалидов;
3. определить направления социокультурной реабилитации детей- инвалидов;
4. проанализировать деятельность социокультурной реабилитации детей-инвалидов специалистов Центра;
5. оценить удовлетворенность детей инвалидов и их родителей социокультурной реабилитацией;
6 разработать программу «Социальный туризм» для социокультурной реабилитации детей-инвалидов;
Методы исследования:
. теоретические - анализ, обобщение, сравнение;
. эмпирические - опрос, наблюдение, анализ документов.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (64-х наименований), приложений.
База исследования: НКО «Социальный центр реабилитации детей- инвалидов» г.Екатеринбург.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно статистике, в обществе идет неуклонный рост числа детей- инвалидов вследствие медицинских, социальных, экологических причин. Дети-инвалиды имеют много проблем (медико-социальные, материально­бытовые, социально-педагогические, социально-психологические, общие, проблемы социальной реабилитации).
Другими словами, проблемы инвалидности - это проблема не одного человека и не части общества, а всего общества в целом т.к. сущность проблем инвалидности заключается в экономических, коммуникативных, правовых, производственных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Для решения проблем детей-инвалидов невозможно обойтись без использования нормативно - правовых документов.
Анализируя данные нормативно-правовые акты видно, что приоритет интересов детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, заложенный во всех правовых актах, касается положения детей. Об этом говорит ряд нормативно-правовых документов, защищающих права детей- инвалидов (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральные и Областные Законы, Постановления, Приказы, Всеобщая декларация прав человека, Семейный кодекс, Декларации и т.д.). С 2011г. разработана программа социокультурной реабилитации и государственная программа РФ «Доступная среда». Данные законы регламентируют не только правовую защиту, но и развитие детей-инвалидов в отношении социокультурной реабилитации в общественной жизни.
Социокультурная реабилитация детей -инвалидов-это система
специальных мероприятий организации совместного свободного времени взрослых и детей, направленная на повышение адаптации возможностей как ребенка-инвалида, так и возможностей взрослых. Цель социокультурной реабилитации детей-инвалидов в создании культурно-развивающей среды и включение детей - инвалидов и их семьи в реальную жизнь, формирование их социальной активности. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов ставит перед собой ряд задач, включающих привлечение детей-инвалидов и их семьи в социокультурную деятельность, создание условий для их реабилитации, развитие положительной мотивационной деятельности к творчеству, помощь в адаптации в обществе. Социокультурная
реабилитация детей-инвалидов имеет направления (лечебно­-оздоровительное, коррекционное, культурно-досуговое, творческое, культурно-просветительское) что развивает творческие способности детей- инвалидов, приводят к совместной деятельности вместе с родителями, имеющими общие интересы, потребности и проблемы.
В последнее время набирает темпы развития новая форма социокультурной реабилитации - социальный туризм.
Социальный туризм - это комплекс организационных, педагогических, туристических ресурсов, обеспечивающий развивающее, рекреационное, психокоррекционное, адаптационное, реабилитационное воздействие на личность, способствующее ее самостоятельной инициативной творческой деятельности, самоактуализации и самореализации. Данное направление осуществляется не только в теории, но и в практической деятельности.
Анализируя деятельность «Социального центра реабилитации детей- инвалидов» выявили, что в учреждении осуществляется широкий спектр работы с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые эмоционально-­психические расстройства. При Центре организована школа для родителей по оказании консультативной помощи. Кроме того, Центр взаимодействует с разными учреждениями. В Центре проводятся следующие реабилитационные мероприятия (проведение праздников, организация экскурсий, общение в клубе, посещении концертов, театров). Центр действует согласно нормативно-правовым документам. На основе непосредственного наблюдения и изучения документации центра (устава, положения об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными
возможностями) были выявлены слабые социокультурной реабилитации.
Мероприятия носят не систематический, а эпизодический характер и поэтому необходимо расширить спектр проводимых культурно-досуговых мероприятий для оказания существенного влияния на психоэмоциональное состояние семей, имеющих ребёнка-инвалида.
Анализ результатов оценки удовлетворенности родителей детей- инвалидов выявил, что необходимо повысить информированность клиентов центра социальной помощи семье и детям о проведении культурно­досуговых мероприятий (путем размещения информации в холле учреждения; объявлять о мероприятиях по громкой связи) с целью повышения уровня мотивации клиентов к досуговой деятельности как направлению социокультурной реабилитации. Целесообразно проводить с персоналом профилактику стигматизации по отношению к детям-инвалидам. Для того чтобы расширить социокультурное пространство для детей- инвалидов и их родителей, была разработана и внедрена программа социального туризма, способствующая повышению социальной активности детей-инвалидов, расширению их кругозора, обогащению знаниями о памятниках истории и культуры, знакомству с интересными природными объектами, расширению круга общения. К проведению выездных экскурсий привлекаются сотрудники музеев, служители храмов, монастырей и др.
Сотрудники музеев предоставляют билеты для детей-инвалидов на льготной основе, служители храмов организуют экскурсии на бесплатной основе, предоставляют транспортные средства
Проведенные организованные социокультурные мероприятия позволили организаторам, руководителям, социальным педагогам достичь лучшие результаты реабилитации, социализации, интеграции детей- инвалидов в общество, а также при решении проблем соцзащиты и помощи детям-инвалидам и их семьям при совместной деятельности.
Таким образом, цель работы достигнута и задачи решены.


1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.368с.
2. Альперович В.Д. Справочник социального работника. Под общ. ред. Е.П.Агапова, В.А.Шапинского. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.336с.
3. Астраханцева О.Е. Некоторые пути решения проблем инвалидов в
России: Вопросы медико-социальной работы: Сборник статей.
М.:Социум.2009.114с.
4. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования: М.: 2008.39с.
5. Беляева М.А. Социальная работа и социокультурная деятельность с семьей ребенка-инвалида: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений: Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2009.248с.
6. Беляева М.А. Социальная работа: курс лекций: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Под ред. М. А. Беляевой, Н. В. Шрамко. Екатеринбург: урал.гос.пед.университет, 2012.139с. .
7. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник", 1992 г., № 6, с.10. [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2018. URL:
ййр://Ьа8е.дагап1.ги/2562688/(Дата обращения: 20.03.2018).
8. Всеобщая Декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск № 22-23, 1999г. [Электронный ресурс].Екатеринбург,2018. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120805/(Дата обращения: 20.03.2018).
9. Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1971г. [Электронный ресурс].Екатеринбург,2018.URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (Дата обращения: 19.03.2018).
10. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронныйресурс].Екатеринбург,2018.URL: http://www.un.org/ru/documents /decl_conv/declarations/disabled.shtml(Дата обращения: 20.03.2018).
11. Декларация о правах ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХХУ) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. [Электронныйресурс].Екатеринбург,2018.URL: http://www.un.org/ru/documents /decl_conv/declarations/childdec(Дата обращения: 19.03.2018).
12. Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года Екатеринбург,2018.URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations /retarded.shtml(Дата обращения: 17.03.2018).
13. Дементьева Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально­реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. Под ред. Н. Ф. Дементьевой Л. И. Старовойтовой. М.: Издательский центр «Академия», 2010.272с.
14. Детский сад. Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2018. URL: http://www.maam.ru (Дата обращения: 20.03.2018).
15. Добрынина А.Ю. Организационно-педагогические условия
реабилитации детей-инвалидов: автореф. наук: 13.00.01./ А. Ю. Добрынина: Урал. гос.ун-т-Елец, 2005. 23с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ