Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального сопровождения неполных семей в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Понятие неполной семьи и ее социальные проблемы 6
1.2. Социальное сопровождение как направление социальной работы
с неполными семьями в дошкольной образовательной организации .... 15
1.3. Нормативно-правовые основы социального сопровождения
неполных семей в дошкольной образовательной организации 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальному сопровождению неполных семей в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 3 «Родничок» г. Арамиль 30
2.1. Анализ работы детского сада № 3 по социальному
сопровождению неполных семей 30
2.2. Диагностика социальных проблем неполных семей в детском
саду № 3 38
2.3. Разработка и частичная апробация комплекса мероприятий по
социальному сопровождению неполных семей в детском саду 48
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения 68
В современной России проблема социализации личности в неполных семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях родителя, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, а влияние различных видов факторов лишь осложняет этот процесс и приводит к его деформации.
Актуальность проблемы социального сопровождения неполных семей заключается в следующем: несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, несмотря на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, педагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования. Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оперативных сводок МВД России. Мы узнаем о тяжких телесных повреждениях, об убийствах, о том, как дети убегают от своих родителей.
Также неполные семьи зачастую становятся участниками и свидетелями событий психотравмирующего характера. Эти и другие негативные последствия (отклонение в психическом и соматическом здоровье, снижение социальной активности ребенка (заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности), оказывают серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка.
Отсутствие образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка, что оказывает серьезное влияние не дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка. Поэтому данная категория детей нуждается в поддержке и защите как со стороны государства, так и со стороны квалифицированных в данной области людей.
Таким образом, выбранная тема «Социальное сопровождение неполных семей в дошкольной образовательной организации» является актуальной.
Степень разработанности темы. Исследованием неполных семей в России и за рубежом занимались такие авторы: Т. П. Гаврилова, М. А. Костенко, И. М. Марковская, С. К. Нортова-Бочавер, Ю. В. Сычёв, Л. М. Фридман, Б. С. Павлов, Е. А. Шапошников.
Противоречие исследования: между актуальностью социального сопровождения неполных семей в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью её изучения.
Проблема исследования: каким может быть социальное сопровождение неполных семей в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования - процесс социальной работы неполных семей.
Предмет исследования - социальное сопровождение неполных семей в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по социальному сопровождению неполных семей в детском саду.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что социальное сопровождение неполных семей в дошкольной образовательной организации предполагает
• направления : консультационное и реабилитационное;
• разработку комплекса мероприятий по социальному сопровождению неполных семей, основанный на диагностике социальных проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. изучить понятие «неполная семья» и обозначить спектр ее социальных проблем;
2. охарактеризовать социальное сопровождение как направление социальной работы с неполными семьями в дошкольной образовательной организации;
3. изучить нормативно-правовые основы социальной политики неполных семей в дошкольной образовательной организации;
4. проанализировать работу детского сада № 3 города Арамиль по социальному сопровождению неполных семей;
5. выявить социальные проблемы неполных семей.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Родничок» г. Арамиль.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 69 источников и 3 приложений.
Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок.
Неполные семьи можно разделить на следующие виды: материнские неполные семьи; отцовские неполные семьи; неполные простые (мать (отец) с ребенком или несколькими детьми); неполные расширенные (мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками); функционально неполные семьи.
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, социально-психологические, проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье.
Социальное сопровождение с неполной семьей - комплекс услуг и мероприятий, направленных на преодоление кризисных ситуаций и поддержание благоприятного статуса семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Цель социального сопровождения - улучшение жизненной ситуации, минимизация негативных последствий или полное решение проблем пользователя услуг/клиента.
Социальное сопровождение неполных семей строится в двух направлениях: проблемно-ориентированное направление (основано на решении заявленных и признанных проблем и носит долгосрочный характер (от 4 месяцев до нескольких лет), а также предполагает диагностику проблем и кризисно-интервентное направление (требует быстрого реагирования, не требует детальной диагностики, т.е. носит краткосрочный характер (до 4 месяцев).
Социальное сопровождение неполных семей в дошкольной образовательной организации результативно при использовании тренинга, консультаций, бесед направленных на решение социальных проблем. дошкольном образовательном учреждении основывается на Конституции РФ и Семейном кодексе РФ, Конвенции о правах ребенка, Законе РФ «Об образовании», Указе Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики», Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Нормативно-правовая основа социального сопровождения В дошкольном образовательном учреждении имеется штат специалистов, которые реализуют социальное сопровождение неполных семей: заведующий дошкольным учреждением, методист, психолог, социальный педагог, воспитатель.
Функциональные обязанности руководства и сотрудников детского сада довольно обширные. Они регламентируются постановлениями и разработаны на основе Положения к Приказу Министерства здравоохранения социального развития РФ.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Родничок» г. Арамиль.
Работа с неполными семьями в «Детском Саду «Родничок» необходима, потому что связана с особенностями взаимодействия между детьми и их родителями. К таким проблемам относятся: отсутствие должного воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и т.д.
Деятельность специалиста по социальному сопровождению по оказанию помощи детям из неполных семей строится в зависимости от характера проблем детей и заключается в образовательной, психологической, посреднической помощи в рамках долговременных форм работы.
Работа в дошкольном учреждении «Родничок» процесс социального сопровождения неполных семей протекает в духе сотрудничества и поддержания способностей неполных семей в решении их собственных трудностей.
Из выявленных причин образования неполных семей видно, что большая часть, а именно 21 семья из 52 семей в целом образовалась в следствие развода супругов, а у 16 семей матери имеют статус «мать- одиночка», где отец с самого начала не был установлен.
Анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых неполные семьи испытывают трудности и нуждаются в социальным сопровождении. Это, в первую очередь, психосоциальное состояние детей, воспитывающихся в неполных семьях. Высокий уровень тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих личных качеств, боязнь потерять единственного родителя - все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социального сопровождения, но и путем выстраивания индивидуального социально-педагогического сопровождения не только ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка, но и родителя.
С этой целью был разработан и частично апробирован комплекс мероприятий по социальному сопровождению сопровождения неполных семей.
Данный комплекс мероприятий включает социальное сопровождение неполных семей, направленное на восстановление неполной семьи в своих правах и обязанностях; на создание благоприятной обстановки внутри семьи; на гармонизацию семейных отношений. Также комплекс мероприятий направлен на восстановление воспитательного потенциала неполных семей; организацию гигиены и чистоты в доме; в организации семейного отдыха и отдыха детей.
В предложенный комплекс мероприятий входит 8 занятий: социально-правовое просвещение «Вы и общество»; библиотечная выставка «Негативное влияние неполной семьи на воспитание детей»; консультация родителей неполных семей «Социальные гарантии неполной семьи»; социально-психологическое консультирование «Семейные отношения»; социально-педагогическое консультирование «Мы и наши дети»; информирование «Мы и наша работа»; консультирование «Мы и наш дом»; тренинг «Мы и наше свободное время».
Частичная реализация программы предполагала проведение социальнопсихологического консультирования «Семейные отношения», где была проведена консультация по проблемам семейных отношений в неполной семье, где были освещены достаточно необходимые вопросы для неполных семей. Данная консультация проводилась по желанию родителей для выявления социально-психологических проблем у неполных семей в данной области.
Из повторного проведенного анализа по методике «Недописанный тезис» видно, что уровень семейных отношений и детских переживаний немного уменьшился. В связи с тем, что был реализован всего лишь одно мероприятие из предложенного комплекса мероприятий, уровень социально-психологических проблем неполных семей не может поменяться координально.
Реализация комплекса мероприятий по социальному сопровождению неполных семей не была проведена полностью, в связи с тем, что она рассчитана на более продолжительный период времени.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. Ростов н/Д.: 2008. 25 с.
2. Александрова О. Н., Боголюбова О. Н. Психология социальной работы. СПб: Питер, 2012. 156 с.
3. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология. 2007. №2.
4. Буренкова Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: дис. канд. псих. наук: 07.08.00: защищена 22.08.00: утв.25.12.10. Пенза, 2010. 237 с.
5. Бучинская Л. М. Семья: тысячи проблем воспитания. Пермь.: Кн. Изд-во, 1988. 186 с.
6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
7. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. канд. псих. наук. 04.08.86: защищена 02.10.86: утв.21.12.86. Москва, 2016. 206 с.
8. Вишневский Ю. Р. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2010. 109 с.
9. Волгин Н. А. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М., 2012. 122 с.
10. Гаврилова Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 56-66.
11. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2010. 416 с.
12. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 272 с.
13. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. 2015. № 5. С. 147150.
14. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. М., 2011. № 11. С. 108-118.
15. Дементьева И. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях. Воспитание шк.-в. 2013. № 10. С. 13-17...