Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Содержание понятия «творческое воображение» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 34
2.2. Содержание работы по развитию творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Содержание понятия «творческое воображение» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 34
2.2. Содержание работы по развитию творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Социально-экономические преобразования в обществе говорят о необходимости формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно и эффективно решать новые жизненные проблемы. Выявление и формирование творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из важных направлений современной педагогики.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является основным компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой успешного овладения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении.
Изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии творческого воображения у детей, так как является одной из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что им нравится, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий процесс. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи. Также, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Актуальность проблемы определила тему работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель опытно-поисковой работы - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей в изобразительной деятельности.
Объект исследования- процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать занятия, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и апробировать их в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, программно-методического обеспечения дошкольного образования;
- экспериментальные методы изучения творческого воображения у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- педагогический эксперимент, методы диагностики.
количественный анализ эффективности
деятельности, представление результатов в таблицах и графиках.
Методологическая основа:
- основные положения теории развития творческого воображения детей дошкольного возраста, в исследованиях отечественных педагогов и психологов (работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Вераксы, Д. Дидро, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.);
- аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и других видов художественной деятельности на разных этапах дошкольного детства (Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Л.А. Савенкова и др.);
- опыт развития творческого воображения детей в разных видах художественной деятельности в теории и практике дошкольного образования (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 «Родничок», Свердловская область, Белоярский район, с. Косулино. Выборка: 20 детей старшей группы. Возраст детей - 5-6 лет.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 48 источников, приложения.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является основным компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой успешного овладения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении.
Изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии творческого воображения у детей, так как является одной из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что им нравится, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий процесс. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи. Также, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Актуальность проблемы определила тему работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель опытно-поисковой работы - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей в изобразительной деятельности.
Объект исследования- процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать занятия, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и апробировать их в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, программно-методического обеспечения дошкольного образования;
- экспериментальные методы изучения творческого воображения у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- педагогический эксперимент, методы диагностики.
количественный анализ эффективности
деятельности, представление результатов в таблицах и графиках.
Методологическая основа:
- основные положения теории развития творческого воображения детей дошкольного возраста, в исследованиях отечественных педагогов и психологов (работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Вераксы, Д. Дидро, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.);
- аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и других видов художественной деятельности на разных этапах дошкольного детства (Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Л.А. Савенкова и др.);
- опыт развития творческого воображения детей в разных видах художественной деятельности в теории и практике дошкольного образования (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 «Родничок», Свердловская область, Белоярский район, с. Косулино. Выборка: 20 детей старшей группы. Возраст детей - 5-6 лет.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 48 источников, приложения.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «творческое воображение» - это такой вид воображения, в ходе которого ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для него самого общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты его деятельности.
2. Выявлены следующие психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
3. Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются в: доступности средств самовыражения ребенка, привлекательности способа выражения собственных идей и эмоционального отношения. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.
4. Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Выделены следующие показатели развития творческого воображения:
- увлеченность творческим процессом - положительное эмоциональное отношение, тщательность разработки идеи по количеству деталей в образе;
- беглость - способность к порождению большего числа идей, выраженных в виде рисунков;
- гибкость - умение переключаться с проблемы на проблему, может приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации;
- оригинальность - редкость, нестандартность идеи, ее отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений.
Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста: пять детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, что составляет 25% общего количества диагностированных детей, 13 детей имеют средний уровень развития творческого воображения (65%), и два ребенка - высокий уровень (10 %).
5. Разработаны занятия, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
За основу тематического плана занятий взята Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности С.К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства».
Все занятия проходили в вечернее время и включали в себя: различные игровые приемы, двигательную пластику, просмотр экспонатов флоры и фауны, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки и конечно собственно изобразительная деятельность (различные техники рисования).
Прослежена положительная динамика в развитии творческого воображения. По наблюдениям за детьми в процессе изобразительной деятельности, выяснилось, что детям нравится рисовать, выполнять различные творческие задания, узнавать новые техники рисования.
Дети стали более активными, самостоятельными в выполнении заданий. Уверенно и без помощи взрослого оформляли собственные рисунки.
Образы стали более оригинальными, необычными, эмоциональными и красочными, детально тщательно проработанными, не похожими друг на друга. Во время выполнения работ все дети были увлечены, активны, стремились довести начатое дело до конца, были старательны и аккуратны.
2. Выявлены следующие психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
3. Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются в: доступности средств самовыражения ребенка, привлекательности способа выражения собственных идей и эмоционального отношения. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.
4. Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Выделены следующие показатели развития творческого воображения:
- увлеченность творческим процессом - положительное эмоциональное отношение, тщательность разработки идеи по количеству деталей в образе;
- беглость - способность к порождению большего числа идей, выраженных в виде рисунков;
- гибкость - умение переключаться с проблемы на проблему, может приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации;
- оригинальность - редкость, нестандартность идеи, ее отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений.
Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста: пять детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, что составляет 25% общего количества диагностированных детей, 13 детей имеют средний уровень развития творческого воображения (65%), и два ребенка - высокий уровень (10 %).
5. Разработаны занятия, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
За основу тематического плана занятий взята Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности С.К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства».
Все занятия проходили в вечернее время и включали в себя: различные игровые приемы, двигательную пластику, просмотр экспонатов флоры и фауны, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки и конечно собственно изобразительная деятельность (различные техники рисования).
Прослежена положительная динамика в развитии творческого воображения. По наблюдениям за детьми в процессе изобразительной деятельности, выяснилось, что детям нравится рисовать, выполнять различные творческие задания, узнавать новые техники рисования.
Дети стали более активными, самостоятельными в выполнении заданий. Уверенно и без помощи взрослого оформляли собственные рисунки.
Образы стали более оригинальными, необычными, эмоциональными и красочными, детально тщательно проработанными, не похожими друг на друга. Во время выполнения работ все дети были увлечены, активны, стремились довести начатое дело до конца, были старательны и аккуратны.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Теоретические и методические основы использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



