Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Работа №98363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Содержание понятия «творческое воображение» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 34
2.2. Содержание работы по развитию творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61


Социально-экономические преобразования в обществе говорят о необходимости формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно и эффективно решать новые жизненные проблемы. Выявление и формирование творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из важных направлений современной педагогики.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является основным компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой успешного овладения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении.
Изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии творческого воображения у детей, так как является одной из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что им нравится, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий процесс. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи. Также, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Актуальность проблемы определила тему работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель опытно-поисковой работы - теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей в изобразительной деятельности.
Объект исследования- процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать занятия, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и апробировать их в опытно-поисковой работе.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, программно-методического обеспечения дошкольного образования;
- экспериментальные методы изучения творческого воображения у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- педагогический эксперимент, методы диагностики.
количественный анализ эффективности
деятельности, представление результатов в таблицах и графиках.
Методологическая основа:
- основные положения теории развития творческого воображения детей дошкольного возраста, в исследованиях отечественных педагогов и психологов (работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Вераксы, Д. Дидро, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.);
- аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и других видов художественной деятельности на разных этапах дошкольного детства (Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Л.А. Савенкова и др.);
- опыт развития творческого воображения детей в разных видах художественной деятельности в теории и практике дошкольного образования (Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 «Родничок», Свердловская область, Белоярский район, с. Косулино. Выборка: 20 детей старшей группы. Возраст детей - 5-6 лет.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 48 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «творческое воображение» - это такой вид воображения, в ходе которого ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для него самого общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты его деятельности.
2. Выявлены следующие психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
3. Раскрыты возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Они заключаются в: доступности средств самовыражения ребенка, привлекательности способа выражения собственных идей и эмоционального отношения. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.
4. Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
Выделены следующие показатели развития творческого воображения:
- увлеченность творческим процессом - положительное эмоциональное отношение, тщательность разработки идеи по количеству деталей в образе;
- беглость - способность к порождению большего числа идей, выраженных в виде рисунков;
- гибкость - умение переключаться с проблемы на проблему, может приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации;
- оригинальность - редкость, нестандартность идеи, ее отличие от очевидных, банальных или твердо установленных решений.
Выявлен исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста: пять детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, что составляет 25% общего количества диагностированных детей, 13 детей имеют средний уровень развития творческого воображения (65%), и два ребенка - высокий уровень (10 %).
5. Разработаны занятия, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
За основу тематического плана занятий взята Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изобразительной деятельности С.К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства».
Все занятия проходили в вечернее время и включали в себя: различные игровые приемы, двигательную пластику, просмотр экспонатов флоры и фауны, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки и конечно собственно изобразительная деятельность (различные техники рисования).
Прослежена положительная динамика в развитии творческого воображения. По наблюдениям за детьми в процессе изобразительной деятельности, выяснилось, что детям нравится рисовать, выполнять различные творческие задания, узнавать новые техники рисования.
Дети стали более активными, самостоятельными в выполнении заданий. Уверенно и без помощи взрослого оформляли собственные рисунки.
Образы стали более оригинальными, необычными, эмоциональными и красочными, детально тщательно проработанными, не похожими друг на друга. Во время выполнения работ все дети были увлечены, активны, стремились довести начатое дело до конца, были старательны и аккуратны.



1. Богачек, И.С. Своеобразие понимания наглядно-образного материала детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И.С. Богачек // Теоретические и прикладные проблемы образования старших дошкольников. - СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С.25-28.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2013. - 112 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 96 с.
4. Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников [Текст] / А.А. Грибовской.- М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
5. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 7. - С. 26-38.
6. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 464 с.
7. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. - Ч. 1. - М.: Скрипторий, 2013. - 124 с.
8. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. - Ч. 2. - М.: Скрипторий, 2003.
9. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 129 с.
10. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса.- М.: Просвещение, 2012. - 659 с.
11. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Учебная литература, 2011. - 144 с.
12. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 2013. - 128 с.
13. Захарюта, Н.А. Современный подход к развитию творческой личности [Текст] / Н.А. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 21-27.
14. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - М.: Владос, 2015. - 328 с.
15. Заика, Е.В. Учитесь мыслить играя [Текст] / Е.В. Заика // Наука и жизнь. - 2013. - № 4. - С. 54-56.
16. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения [Текст] / М.В. Ильина. - М.: Книголюб, 2012. - 64 с.
17. Ильницкая, И.И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка [Текст] / И.И. Ильницкая, Л.А. Остапенко // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 49-53.
18. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 149 с.
19. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р.Г. Казакова. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 128 с.
20. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности [Текст] / С.К. Кожохина.- М.: ТЦ «Сфера», 2012. - 192 с.
21. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение [Текст] / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 77-83.
22. Кудрявцев, В.И. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.И. Кудрявцев, В.Г. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 23-25.
23. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения [Текст] / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №12. - С. 34-37.
24. Коллективное творчество дошкольников [Текст]: конспекты
занятий / под ред. А.А. Грибовской. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 192 с.
25. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2014. - 208 с.
26. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа [Текст] / И.А. Лыкова.- М.: Карапуз- дидактика, 2014. - 216 с.
27. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2016. - 195 с.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2015. - 583 с.
29. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2014. - 255 с.
30. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет
[Текст] / М.В. Межиева. - Ярославль: Академия развития; Академия
Холдинг, 2022. - 128 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 608 с.
32. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
33. Общая психология [Текст] / под общей ред. Е.И. Рогова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2013. - 560 с.
34. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей [Текст]: игры и упражнения / О.Е. Озерова. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 192 с.
35. Пастухова, Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.В. Пастухова. - Издательство «Центр Проблем Детства», 2012. - 145 с.
36. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2013. - 512 с.
37. Пройслер, О.А. Игровые площадки фантазии [Текст] /
О.А. Пройслер // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 28-30.
38. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств [Текст] / Т. Рибо. - Минск: Харвест, 2011. - 784 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 712 с.
40. Синельников, В.С. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии [Текст] / В.С. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2009. - №10. - С.33-35.
41. Словарь практического психолога [Текст] / сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. - 812 с.
42. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
43. Соловьев, Л.Б. Развитие творческого воображения у детей [Текст] / Л.Б. Соловьев. - М.: Гардарики, 2014. - 213 с.
44. Соломенникова, О.В. Радость творчества [Текст] /
О.В. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 49-52; № 2. - С. 51-56.
45. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / А.М. Страунинг. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 39 с.
46. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль:
Академия развития, 2014. - 240 с.
47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Владос, 2014. - 456 с.
48. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / сост. Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ