Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации 6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, цель, задачи,
принципы 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере детского сада №461 г. Екатеринбурга 33
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной
организации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Первичная диагностика эстетической воспитанности у
детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста 52
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 70
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации 6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, цель, задачи,
принципы 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере детского сада №461 г. Екатеринбурга 33
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной
организации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Первичная диагностика эстетической воспитанности у
детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста 52
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 70
Актуальность исследования заключается в том, что эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному.
Вопросами эстетического воспитания занимались: Ю. Б. Борева, А. И. Бурова, Е. О. Гусева. Вопросами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались: Н. Варкин, Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских.
Противоречие: На сегодняшний день существуют объективные
противоречия между необходимостью качественного эстетического воспитания старших дошкольников с одной стороны, и недостаточной педагогической деятельностью дошкольных организаций, направленной на эстетическое воспитание старших дошкольников, что обусловлено слабой изученностью эффективных методов и приемов эстетического воспитания.
Проблема исследования: каковы формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Выявленные противоречие и проблема исследования позволили сформировать тему исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста на базе дошкольной образовательной организации, вероятно, должен осуществляться:
1) с опорой на ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде;
2) с учетом возрастных особенностей обучающихся;
3) с использованием форм проведения мероприятий - беседы об искусстве, игровые ситуации; знакомство с произведениями изобразительного искусства и их авторами, с обсуждением использованных выразительных средств и особенностей; освоение нетрадиционных техник изобразительного творчества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «эстетическое воспитание» и охарактеризовать цель, задачи, принципы данного вида воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность ДОО МБДОУ детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста ДОО МБДОУ детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические: анализ документов, анкетирование,
тестирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному.
Вопросами эстетического воспитания занимались: Ю. Б. Борева, А. И. Бурова, Е. О. Гусева. Вопросами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались: Н. Варкин, Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских.
Противоречие: На сегодняшний день существуют объективные
противоречия между необходимостью качественного эстетического воспитания старших дошкольников с одной стороны, и недостаточной педагогической деятельностью дошкольных организаций, направленной на эстетическое воспитание старших дошкольников, что обусловлено слабой изученностью эффективных методов и приемов эстетического воспитания.
Проблема исследования: каковы формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Выявленные противоречие и проблема исследования позволили сформировать тему исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста на базе дошкольной образовательной организации, вероятно, должен осуществляться:
1) с опорой на ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде;
2) с учетом возрастных особенностей обучающихся;
3) с использованием форм проведения мероприятий - беседы об искусстве, игровые ситуации; знакомство с произведениями изобразительного искусства и их авторами, с обсуждением использованных выразительных средств и особенностей; освоение нетрадиционных техник изобразительного творчества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «эстетическое воспитание» и охарактеризовать цель, задачи, принципы данного вида воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность ДОО МБДОУ детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста ДОО МБДОУ детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические: анализ документов, анкетирование,
тестирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития творческой личности, способной к творческой активности. Его цель: формирование гармоничной индивидуальности, способной к
сопереживанию, умеющею видеть красоту искусства и жизни. Основные составляющие эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте: эстетическое образование; художественное воспитание; воспитание творческих потребностей и способностей.
Результатом эстетического воспитания старшего дошкольника является эстетическая воспитанность, представляющая собой единство эстетических чувств, представлений и проявлений их в эстетической деятельности, и в поведении.
Основными критериями эстетической воспитанности являются: психологические - способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства; педагогические - художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности; социальные - проявляются в комплексе отношений и поведения детей, которые свидетельствуют об уровне интереса к разным видам искусства, потребности в контакте с эстетическими явлениями жизни.
Возрастными границами старшего дошкольного возраста являются 6-7 лет. Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному. Ведущий видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, которую необходимо использовать в качестве одной из форм эстетического воспитания.
Ведущими методами эстетического воспитания старших дошкольников являются методы формирующие элементы в эстетического сознания; способствующие приобщению детей к эстетической деятельности; развивающие эстетические способности, творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий. В педагогике также используются методы, способствующие развитию у детей эстетических качеств личности: убеждения; приучения; упражнения в практических действиях; преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; проблемных ситуаций; побуждения к сопереживанию. Практическое применение методов и форм находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. В старшем дошкольном возрасте с целью более эффективного усвоения изученного материала широко применяются игровые методические приемы. Основными формами эстетического воспитания являются: слово воспитателя, демонстрация произведений искусства; показ приемов исполнения; приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям; показ действий, которым надо точно следовать, и формы, способствующие формированию способов самостоятельных действий; формы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, вариативность.
Анализ деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Надежда» №461 города Екатеринбурга по организации эстетического воспитания старших дошкольников показал недостаточный уровень.
Результаты проведенного нами теоретического исследования и анализа деятельности в области эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации потребовали опытно-экспериментальной проверки уровня развития эстетической воспитанности воспитанников старшей группы. В целом, общий уровень эстетической воспитанности группы можно оценить, как недостаточный. У детей недостаточно развиты: способности отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства; художественный вкус, проявляющийся в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. Комплекс отношений и поведения детей свидетельствует об недостаточном уровне интереса к разным видам искусства, низким потребностям в контакте с эстетическими явлениями жизни. Следовательно, воспитанники старшей группы нуждаются в комплексе мероприятий по формированию эстетической воспитанности.
Для развития эстетической воспитанности старших дошкольников посредством изобразительной деятельности и знакомством с произведениями изобразительного искусства мы подготовили комплекс соответствующих мероприятий «В мире Красоты». Целью которого является создание условий для развития эстетической воспитанности, используя возможности изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
После частичной реализации запланированного комплекса мероприятий наблюдается положительная динамика в уровне эстетической воспитанности старших дошкольников. Общий уровень эстетической воспитанности группы можно оценить, как ниже среднего. У большинства детей на хорошем уровне развиты способности отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства. Достаточно ярко выражен художественный вкус, проявляющийся в ценности выбираемых
произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. Комплекс отношений и поведения детей свидетельствует о среднем уровне интереса к разным видам искусства, низким потребностям в контакте с эстетическими явлениями жизни. Разработанный и частично реализованный комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста способствовал повышению информированности родителей по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в быту.
Следовательно, можно сделать вывод, что разработанный комплекс мероприятий, будет способствовать развитию эстетического воспитания старших дошкольников, так как создан с опорой на ведущий вид деятельности в данном возрасте и учитывает возрастные особенности детей, а также предполагает использование соответствующих методов и приемов.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
сопереживанию, умеющею видеть красоту искусства и жизни. Основные составляющие эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте: эстетическое образование; художественное воспитание; воспитание творческих потребностей и способностей.
Результатом эстетического воспитания старшего дошкольника является эстетическая воспитанность, представляющая собой единство эстетических чувств, представлений и проявлений их в эстетической деятельности, и в поведении.
Основными критериями эстетической воспитанности являются: психологические - способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства; педагогические - художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности; социальные - проявляются в комплексе отношений и поведения детей, которые свидетельствуют об уровне интереса к разным видам искусства, потребности в контакте с эстетическими явлениями жизни.
Возрастными границами старшего дошкольного возраста являются 6-7 лет. Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному. Ведущий видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, которую необходимо использовать в качестве одной из форм эстетического воспитания.
Ведущими методами эстетического воспитания старших дошкольников являются методы формирующие элементы в эстетического сознания; способствующие приобщению детей к эстетической деятельности; развивающие эстетические способности, творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий. В педагогике также используются методы, способствующие развитию у детей эстетических качеств личности: убеждения; приучения; упражнения в практических действиях; преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; проблемных ситуаций; побуждения к сопереживанию. Практическое применение методов и форм находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. В старшем дошкольном возрасте с целью более эффективного усвоения изученного материала широко применяются игровые методические приемы. Основными формами эстетического воспитания являются: слово воспитателя, демонстрация произведений искусства; показ приемов исполнения; приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям; показ действий, которым надо точно следовать, и формы, способствующие формированию способов самостоятельных действий; формы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, вариативность.
Анализ деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Надежда» №461 города Екатеринбурга по организации эстетического воспитания старших дошкольников показал недостаточный уровень.
Результаты проведенного нами теоретического исследования и анализа деятельности в области эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации потребовали опытно-экспериментальной проверки уровня развития эстетической воспитанности воспитанников старшей группы. В целом, общий уровень эстетической воспитанности группы можно оценить, как недостаточный. У детей недостаточно развиты: способности отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства; художественный вкус, проявляющийся в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. Комплекс отношений и поведения детей свидетельствует об недостаточном уровне интереса к разным видам искусства, низким потребностям в контакте с эстетическими явлениями жизни. Следовательно, воспитанники старшей группы нуждаются в комплексе мероприятий по формированию эстетической воспитанности.
Для развития эстетической воспитанности старших дошкольников посредством изобразительной деятельности и знакомством с произведениями изобразительного искусства мы подготовили комплекс соответствующих мероприятий «В мире Красоты». Целью которого является создание условий для развития эстетической воспитанности, используя возможности изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
После частичной реализации запланированного комплекса мероприятий наблюдается положительная динамика в уровне эстетической воспитанности старших дошкольников. Общий уровень эстетической воспитанности группы можно оценить, как ниже среднего. У большинства детей на хорошем уровне развиты способности отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства. Достаточно ярко выражен художественный вкус, проявляющийся в ценности выбираемых
произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. Комплекс отношений и поведения детей свидетельствует о среднем уровне интереса к разным видам искусства, низким потребностям в контакте с эстетическими явлениями жизни. Разработанный и частично реализованный комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста способствовал повышению информированности родителей по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в быту.
Следовательно, можно сделать вывод, что разработанный комплекс мероприятий, будет способствовать развитию эстетического воспитания старших дошкольников, так как создан с опорой на ведущий вид деятельности в данном возрасте и учитывает возрастные особенности детей, а также предполагает использование соответствующих методов и приемов.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.





