Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №98349

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации 6
1.1. Эстетическое воспитание: понятие, цель, задачи,
принципы 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на примере детского сада №461 г. Екатеринбурга 33
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной
организации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Первичная диагностика эстетической воспитанности у
детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста 52
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 70

Актуальность исследования заключается в том, что эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному.
Вопросами эстетического воспитания занимались: Ю. Б. Борева, А. И. Бурова, Е. О. Гусева. Вопросами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались: Н. Варкин, Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских.
Противоречие: На сегодняшний день существуют объективные
противоречия между необходимостью качественного эстетического воспитания старших дошкольников с одной стороны, и недостаточной педагогической деятельностью дошкольных организаций, направленной на эстетическое воспитание старших дошкольников, что обусловлено слабой изученностью эффективных методов и приемов эстетического воспитания.
Проблема исследования: каковы формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Выявленные противоречие и проблема исследования позволили сформировать тему исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста на базе дошкольной образовательной организации, вероятно, должен осуществляться:
1) с опорой на ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде;
2) с учетом возрастных особенностей обучающихся;
3) с использованием форм проведения мероприятий - беседы об искусстве, игровые ситуации; знакомство с произведениями изобразительного искусства и их авторами, с обсуждением использованных выразительных средств и особенностей; освоение нетрадиционных техник изобразительного творчества.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «эстетическое воспитание» и охарактеризовать цель, задачи, принципы данного вида воспитания.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать формы и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность ДОО МБДОУ детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста ДОО МБДОУ детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические: анализ документов, анкетирование,
тестирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад «Надежда» №461 г. Екатеринбург.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития творческой личности, способной к творческой активности. Его цель: формирование гармоничной индивидуальности, способной к
сопереживанию, умеющею видеть красоту искусства и жизни. Основные составляющие эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте: эстетическое образование; художественное воспитание; воспитание творческих потребностей и способностей.
Результатом эстетического воспитания старшего дошкольника является эстетическая воспитанность, представляющая собой единство эстетических чувств, представлений и проявлений их в эстетической деятельности, и в поведении.
Основными критериями эстетической воспитанности являются: психологические - способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства; педагогические - художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности; социальные - проявляются в комплексе отношений и поведения детей, которые свидетельствуют об уровне интереса к разным видам искусства, потребности в контакте с эстетическими явлениями жизни.
Возрастными границами старшего дошкольного возраста являются 6-7 лет. Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному. Ведущий видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, которую необходимо использовать в качестве одной из форм эстетического воспитания.
Ведущими методами эстетического воспитания старших дошкольников являются методы формирующие элементы в эстетического сознания; способствующие приобщению детей к эстетической деятельности; развивающие эстетические способности, творческие умения и навыки, способы самостоятельных действий. В педагогике также используются методы, способствующие развитию у детей эстетических качеств личности: убеждения; приучения; упражнения в практических действиях; преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; проблемных ситуаций; побуждения к сопереживанию. Практическое применение методов и форм находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. В старшем дошкольном возрасте с целью более эффективного усвоения изученного материала широко применяются игровые методические приемы. Основными формами эстетического воспитания являются: слово воспитателя, демонстрация произведений искусства; показ приемов исполнения; приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям; показ действий, которым надо точно следовать, и формы, способствующие формированию способов самостоятельных действий; формы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, вариативность.
Анализ деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Надежда» №461 города Екатеринбурга по организации эстетического воспитания старших дошкольников показал недостаточный уровень.
Результаты проведенного нами теоретического исследования и анализа деятельности в области эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации потребовали опытно-экспериментальной проверки уровня развития эстетической воспитанности воспитанников старшей группы. В целом, общий уровень эстетической воспитанности группы можно оценить, как недостаточный. У детей недостаточно развиты: способности отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства; художественный вкус, проявляющийся в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. Комплекс отношений и поведения детей свидетельствует об недостаточном уровне интереса к разным видам искусства, низким потребностям в контакте с эстетическими явлениями жизни. Следовательно, воспитанники старшей группы нуждаются в комплексе мероприятий по формированию эстетической воспитанности.
Для развития эстетической воспитанности старших дошкольников посредством изобразительной деятельности и знакомством с произведениями изобразительного искусства мы подготовили комплекс соответствующих мероприятий «В мире Красоты». Целью которого является создание условий для развития эстетической воспитанности, используя возможности изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
После частичной реализации запланированного комплекса мероприятий наблюдается положительная динамика в уровне эстетической воспитанности старших дошкольников. Общий уровень эстетической воспитанности группы можно оценить, как ниже среднего. У большинства детей на хорошем уровне развиты способности отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их, а также эмоциональное реагирование на произведения искусства. Достаточно ярко выражен художественный вкус, проявляющийся в ценности выбираемых
произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. Комплекс отношений и поведения детей свидетельствует о среднем уровне интереса к разным видам искусства, низким потребностям в контакте с эстетическими явлениями жизни. Разработанный и частично реализованный комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста способствовал повышению информированности родителей по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в быту.
Следовательно, можно сделать вывод, что разработанный комплекс мероприятий, будет способствовать развитию эстетического воспитания старших дошкольников, так как создан с опорой на ведущий вид деятельности в данном возрасте и учитывает возрастные особенности детей, а также предполагает использование соответствующих методов и приемов.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.


1. Абрамова, Н.В. Присвоение старшими дошкольниками ценностей музыкальной культуры в процессе формирования системных знаний / Н.В. Абрамова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 98-105.
2. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 23-27.
3. Безуглая Т.И. Система комплексной оценки психосоциальных характеристик дошкольника. Калининград, 2008. 93 с.
4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство
творческой личности. СПб.: Издательство Буковского, 2004.60 с.
5. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психологии 155-160 с. . URL: www.psylib.ru (дата обращения: 23.04.2018).
6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.
7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002. 352 с.
8. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964. 194 с.
9. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. 2002. № 11. С. 32-38.
10. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 5-9.
11. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989. 270 с.
12. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.М.: Просвещение, 1981. 240 с.
13. Ветлугина Н.А. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» /под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: 1978. 234 с.
14. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1999. 256 с.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007. 92 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ