Введение 3
Глава 1. Теоретические основы валеологического воспитания младших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 7
1.2. Валеологическое воспитание: понятие и содержание 15
1.3. Методы и приемы валеологического воспитания младших
подростков во внеурочной деятельности 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по валеологическому воспитанию младших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации на примере
МАОУ СОШ №65 34
2.1. Анализ внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 65 по валеологическому воспитанию младших подростков 34
2.2. Первичная диагностика социального здоровья младших подростков как основного результата валеологического
воспитания 42
2.3. Программа по валеологическому воспитанию младших подростков во внеурочной деятельности 49
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения 67
Актуальность темы исследования. Понятие «валеологическое воспитание» происходит от названия науки валеологии, предметом которой является здоровье и здоровый образ жизни [4]. Что происходит со здоровьем современных подростков? По данным Н. М. Полетаевой, усилилось неблагоприятное влияние школы на состояние здоровья учеников: к концу обучения, по разным данным остается от 3 до 10% здоровых учеников. Она отмечает, что у современных подростков, в отличие от их родителей в том же возрасте, наблюдается процессы децелерации, а не акселерации [43].
Если обратиться к данным Минздравсоцразвития России, то можно увидеть, что состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины имеют ослабленное здоровье, а две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания [55]. Таким образом, и на уровне исследований и на уровне статистики прослеживается одна и та же тенденция - значительное ухудшение здоровья подростков, которая становится одной из самых значимых проблем в современной России. Ее решение обеспечивается системой мероприятий: медицинских, социальных и педагогических. Вместе с тем, понятно, что какие бы ни были приняты меры на государственном уровне, гарантировать здоровье детей и подростков они не смогут. Существует только один путь быть здоровым - уметь сохранять и укреплять свое здоровье самому.
В государственном докладе «О состоянии санитарноэпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году» говорится, что здоровье детей и подростков зависит как от социокультурного окружения, в котором они находятся, так и от качества воспитательной работы, направленной то, чтобы ребенок был здоровым [34]. Таким образом, на государственном уровне подчеркивается необходимость осуществления валеологического воспитания подрастающего поколения.
Степень изученности проблемы в науке. Изучением валеологического воспитания занимались многие исследователи. Так, Н. В. Вайнер [6] акцентировал внимание на том, что предмет валеологии - это индивидуальное здоровье человека и резервы здоровья. В диссертациях В. Н. Волкова [9], М. Е. Кошелевой [24], И. Л. Ореховой [40],
Н. М. Полетаевой [45] говорится о значимости решения проблемы здоровья и об актуальности валеологического воспитания.
Так, например, своей диссертационной работе В.Н. Волкова говорит о том, что валеологическое воспитание является целостным процессом. Он обладает ценностным потенциалом, ядром которого выступает рефлексивная, творческая деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся [9].
М. Е. Кошелева раскрывает проблему воспитания валеологического самоотношения у школьников и связывает её с валеологическим воспитанием. В своей работе изучает валеологическое самоотношение личности. Оно представляет собой ценностное и ответственное отношение человека к себе и к своему здоровью, которое проявляется в повседневном личностном здоровьесберегающем поведении и здоровом образе жизни [24].
И. Л. Орехова говорит о необходимости разработки инновационных принципов содержания валеологического обеспечения общего образования как непрерывного процесс, которые соответствовало бы природным и возрастным особенностям, предрасположенностям учащихся [40].
Н. М. Полетаева раскрывает в своей диссертационной работе теоретические основы системы валеологического воспитания школьников [45].
Несмотря на активное изучение различных тем, связанных с валеологическим воспитанием младших подростков, проблема, связанная со здоровьем и валеологическим воспитанием остается раскрытой не в полной мере. Именно поэтому изучение данной проблемы является актуальным.
Противоречие исследования состоит в том, что, несмотря на то, что решение проблемы валеологического воспитания младших подростков в настоящее время является востребованным, на сегодняшний момент недостаточно необходимых методических разработок для осуществления этого процесса в общеобразовательной организации.
В связи с этим, можно сформулировать проблему: каково содержание программы по валеологическому воспитанию младших подростков в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности?
Тема выпускной квалификационной работы: «Валеологическое
воспитание младших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс валеологического воспитания младших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: содержание программы валеологического воспитания младших подростков в общеобразовательной организации, которая может быть реализована во внеурочной деятельности с ними.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу воспитания, направленную на валеологическое воспитание младших подростков, которая может быть использована во внеурочной деятельности с ними.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что валеологическое воспитание младших подростков в общеобразовательной организации, проводимое во внеурочной деятельности, должно осуществляться в соответствии с научно обоснованной программой воспитания, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
2. Проанализировать содержание валеологического воспитания, выделить его структурные компоненты и охарактеризовать его результат - социальное здоровье - на этапе младшего подросткового возраста.
3. Охарактеризовать методы и приемы валеологического воспитания младших подростков в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать внеурочную деятельность МАОУ СОШ № 65 г. Екатеринбурга по валеологическому воспитанию младших подростков.
5. Приступить к апробации программы по валеологическому воспитанию младших подростков во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - анализ документов, тестирование.
Базой исследования является МАОУ СОШ № 65 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга (ул. Постовского, 8).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
В ходе нашего исследования в первой главе первого параграфа нами была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста.
Младший подростковый возраст - это возраст, в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение с ними. Подросток выбирает круг общения и то, что будет ему интересно. Новообразованием данного возраста является чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке, а как о взрослом». Вследствие чего изменятся отношения с родителями и взрослыми.
Именно поэтому далее мы проанализировали содержание валеологического воспитания, выделили его структурные компоненты и охарактеризовали его результат такой, как социальное здоровье, на этапе младшего подросткового возраста.
Получается, что валеологическое воспитание - это процесс формирования установок, направленных на сохранение, укрепление здоровья и здоровый образ жизни. Результатом валеологического воспитания является физическое, душевное (психологическое) и социальное здоровье.
Так как педагогическая деятельность тесно связана именно с обеспечением социального здоровья мы, проанализировав данное понятие, пришли к выводу, социальное здоровье младшего подростка - это способность младшего подростка взаимодействовать с другими людьми (семьей, одноклассниками, друзьями и учителями).
Далее в первой главе третьего параграфа мы дали характеристику методов и приемов валеологического воспитания младших подростков в общеобразовательной организации во внурочной деятельности и выделили те, которые будут способствовать составлению программы валеологического воспитания: метод примера, мозговой штурм, игра, упражнения, тренинг.
Во второй главе первого параграфа анализ внеурочной деятельности по валеологическому воспитанию в МАОУ СОШ №65 показал, что школа ставит перед собой цели вести работу по сохранению и укреплению здоровья, а также создавать условия для того, чтобы школьники осознанно заботились о своем здоровье, занимались совершенствованием, понимали себя. Однако, валеологическое воспитание не предусмотрено в общеобразовательной организации. Результат валеологического воспитания такой, как социальное здоровье просматривается в различных задачах внеурочной деятельности. Но данные задачи не реализуются из-за их разрыва с проводимыми мероприятиями и планируемыми результатами. Именно это обуславливает необходимость диагностики социального здоровья, как результата валеологического воспитания.
Далее во второй главе второго параграфа нами была проведена диагностика состояния социального здоровья младших подростков. Анализ полученных результатов говорит нам о том, что меньше половины младших подростков являются социально здоровыми, а большая часть из них либо условно социально здоровы, либо не здоровы вовсе. Также полученные нами результаты говорят о том, что младшие подростки почти не вкладывают никакое значение в социальное здоровье и тем более не заботятся о нем осознанно. Большинство из них не понимают о том, какое действительно влияние оказывает здоровье на нашу жизнь. Лишь меньшая часть из них заботятся о своем здоровье, и всего половина интересуются информацией, которая может помочь им в сохранении и укреплении своего здоровья.
Во второй главе третьего параграфа в связи с полученными результатами нами была разработана программа по валеологическому воспитанию младших подростков в общеобразовательной организации по направлениям внеурочной деятельности. В данной программе были сформулированы цели и задачи, темы занятий, формы, методы проведения, ожидаемые результаты и выделены ответственные .
Далее программа валеологического воспитания была частично апробирована и нами была проведена повторная диагностика. По итогам проведения повторной диагностики можно сделать вывод о том, что результаты значительно изменились, процент социально здоровых и условно социально здоровых значительно увеличился. То есть уровень состояния социального здоровья младших подростков повысился.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, а цель достигнута. Нами была на основе теоретических и эмпирических данных разработана программа по валеологическому воспитанию младших подростков, которая может быть использована во внеурочной работе с ними.
Гипотеза о том, что валеологическое воспитание младших подростков во внеурочной деятельности должно осуществляться в соответствие с научно обоснованной программой воспитания, направленной на сохранение и укрепление здоровья нашла свое подтверждение.
Проблема «каково содержание программы по валеологическому воспитанию младших подростков в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности?» может быть решена с использованием разработанной нами программой по валеологическому воспитанию младших подростков.
1. Акбашев Т. Ф. Всеобщая валеограмотность: шаг первый// Народное Образование. 1995. № 5. С.107-112.
2. Баранок В. Н. Валеологическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Витебск, 2009. 210 с.
3. Белова В. И. Валеологическая образовательная среда : орг. работы в спец. мед. группе в условиях общебразоват. шк. // Спорт в школе: прил. к газ. "Первое сент.". 2007. № 15. С. 2-4.
4. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
5. Вайнер Э. Н. Валеологическое образование // Высш.образование в России. 1999. N4. С.70-71.
6. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. М.: Флинта: Наука, 2001. 416 с.
7. Валеология. Понятие о социальном здоровье [Электронный
ресурс] URL: https://xn--80ahc0abogjs.com/valeologiya_739/ponyatie-
sotsialnom-zdorove.html (дата обращения: 23.01.2018).
8. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: методическое пособие / науч. ред. И. В. Муштавинская и Т. С. Кузнецова. СПб: Каро. 2016. 253 с.
9. Волков В. Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа . Автореф.дисс.докт.пед.наук. Коломна, 2000. 33 с.
10. Воронцова В. Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогический аспект// История педагогики сегодня. Санкт-Петербург: СПб ГУПМ. 2006. С. 120-134.
11. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]
URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/ (дата обращения:
23.01.2018).
12. Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни [Электронный ресурс] URL: http://ippk.arkh- edu.ru/doc/detail.php?ID=832574 (дата обращения: 23.02.2018).
13. Выготский Л. С. Проблема возраста: [психич. развитие в онтогенезе] // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина [и др.]. М.,2007. С. 11-18.
14. Выготский Л. С. Детская психология. Собр.соч.: Т 4. М. 1984. 438 с.
15. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / Под. ред. М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова изд. 2-е. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с...