Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации работы
наставников в высшем учебном заведении 6
1.1. Особенности и потребности студентов-первокурсников 6
1.2. Деятельность наставников в высшем учебном заведении:
понятие и содержание 13
1.3. Характеристика организации работы наставников в высшем
учебном заведении 26
Глава 2. Опыт организации работы наставников со студентами- первокурсниками в Институте социального образования Федерального государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» 38
2.1. Анализ организации работы наставников в Институте
социального образования 38
2.2. Диагностика результатов организации работы наставников
со студентами-первокурсниками Института социального образования 50
2.3. Комплекс мероприятий по организации работы наставников
со студентами-первокурсниками в высшем учебном заведении .. 59
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Приложения 80
Актуальность темы исследования. Высшее образование в современном мире приобретает все большую значимость как инструмент экономического, социального и культурного развития. Происходит трансформация системы высшего образования, проявляющаяся в частности в его диверсификации, существенно повышается спрос на образовательные услуги не только со стороны молодежи, но и экономически активного населения в целом. Исследователи отмечают, что в последние десятилетия количество студентов увеличивается быстрыми темпами в вузах всех стран. По прогнозам, в 2030 году в мире будет около 400 млн. студентов (для сравнения, в 2000 году - около 100 млн. студентов) [1]. Высшее образование как институт теряет свою элитарность и становится массовым, что не может не отражаться на его качественных характеристиках. К сожалению, массовизация высшей школы влечет за собой увеличение контингента студентов со значительными пробелами в базовых знаниях, низким уровнем готовности к обучению в современном вузе. Как подчеркивает эксперт Центра по изучению международного высшего образования М. Кнобель, вузы сегодня должны находить подходы к обучению неоднородных групп, «развивать образовательные программы с расчетом не только на то, чтобы обеспечить доступность высшего образования, но и на то, чтобы каждый студент имел шанс успешно окончить программу и получить диплом» [1].
Решение данной проблемы возможно лишь при условии применения комплекса мер как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности, реализации всех ресурсов социальной среды вуза. Значительным потенциалом, по мнению исследователей и практиков, обладает деятельность наставников. Оперативно решать ряд таких актуальных задач, как помощь неуспевающим, поддержка студентов в процессе адаптации к новым условиям, включение их в жизнь университета позволяет деятельность наставников из числа студентов.
Анализ литературы свидетельствует о том, что деятельность наставников изучали многие исследователи. Такие как Батышев С. Я., Гичан И. С., Иконникова С. Н., Лебедева Л. В., Таланчук Н. М. и многие другие. Несмотря на то, что сама деятельность наставников (mentoring) в образовании не является новой и достаточно хорошо разработана, идея работы наставников в студенческой среде, основанная на принципе «равный - равному», активно реализуется в практике вузов только в последние десятилетия, и количество исследований, посвященных данной проблеме, пока ограничено. В связи с активным внедрением подобных программ в практику российских вузов, возникает объективная потребность в их теоретическом обосновании и методическом обеспечении. Также во многих источниках поднимаются вопросы организации деятельности, отмечается ее положительное влияние на процесс академической и социальной адаптации студентов-первокурсников [6]. Однако данный вопрос рассмотрен недостаточно.
Противоречие исследования: между необходимостью организации деятельности наставников в высшем учебном заведении с одной стороны, и недостатком методического материала по организации данного вида деятельности.
Все выше сказанное обусловило выбор темы.
Тема исследования: «Организация работы наставников со
студентами-первокурсниками в вузе»
Проблема исследования: как организовать работу наставников со студентами-первокурсниками в вузе ?
Объект исследования: процесс организации работы наставников со студентами-первокурсниками в вузе.
Предмет исследования: содержание организации работы наставников со студентами-первокурсниками в вузе.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по организации работы наставников со студентами-первокурсниками в вузе.
Гипотеза исследования: вероятно, организация работы наставников со студентами-первокурсниками в вузе будет проходить успешно, если разработать комплекс мероприятий, включающий мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, контрольнодиагностический блоки, реализующийся поэтапно и учитывающий кадровые, нормативно-правовые, информационно-методические, временные ресурсы.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности и потребности студентов-первокурсников.
2. Определить понятие и содержание деятельности наставников в высшем учебном заведении.
3. Охарактеризовать процесс организации работы наставников в высшем учебном заведении.
4. Изучить опыт организации работы наставников со студентами- первокурсниками в Институте социального образования Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет».
5. Провести диагностику результатов организации работы наставников со студентами-первокурсниками в Институте социального образования .
6. Разработать комплекс мероприятий по организации работы наставников со студентами-первокурсниками в высшем учебном заведении.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение,
систематизация, обобщение; эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование тестирование.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБО ВО «УрГПУ»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенное исследование теоретических и эмпирических данных, связанных с организацией работы наставников со студентами- первокурсниками в высшем учебном заведении позволило сформулировать следующие выводы.
Во-первых, первый курс обучения в вузе совпадает с периодом юности, который характеризуется активным развитием нравственных и эстетических чувств, становлением и стабилизацией характера, овладением полным комплексом социальных ролей взрослого человека (гражданских, профессионально-трудовых и др.), началом экономической активности.
С поступлением в вуз человек обретает новый статус - студент. Студентом является лицо, осваивающее образовательные программы среднего профессионального образования и программы высшего образования.
Приспособление к новым условиям жизни и деятельности в вузе сопровождается преодолением первокурсниками различных трудностей: студентам первого курса приходится разбираться и привыкать к новой системе обучения, новому коллективу, новой системе отношений с преподавателями, новым условиям жизни, новой социальной роли. Со многими проблемами первокурсники не в силах справится самостоятельно. В связи с этим у студентов первого курса возникает потребность в наставнике.
В ходе решения второй задачи исследования было определено содержание работы наставников в высшем учебном заведении.
Наставником является студент старших курсов, закрепляемый за академической группой, основная задача которого успешная адаптация членов академической группы к студенческой жизни: учебному процессу, ориентации в правах и обязанностях, культурному и физическому совершенствованию, а также помощь подопечным на протяжении периода их обучения в вузе. Деятельность наставника - это особая форма взаимодействия студента старшего курса со студентами младших курсов, которая позволяет оперативно решить ряд актуальных задач проблем, возникающих у студентов первого курса.
Цель деятельности наставника - адаптация студентов первого курса к студенческой жизни и создание условий, благоприятных для становления будущего специалиста.
Деятельность наставника характеризуется целенаправленностью, взаимонаправленностью, долговременностью, развивающим и взаимообогащающим потенциалом. В работе наставников выделяют такие направления как изучение интересов, возможностей, способностей, бытовых условий студентов, создание условий для развития студенческого самоуправления, помощь в формировании актива, формирование в студенческой группе сплоченного коллектива, привлечение студентов к культурно-массовой, спортивно-массовой, общественной деятельности в вузе, контроль текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий и оказание помощи в организации учебного процесса.
В рамках решения третей задачи организация работы наставников была охарактеризована как процесс.
Под организацией работы наставников понимают процесс упорядочивания, согласования, регламентирования действий наставников, для достижения цели деятельности наставника: адаптации членов академической группы первого курса к студенческой жизни: учебному процессу, ориентации в правах и обязанностях, культурному, физическому совершенствованию.
В основе организации работы наставников лежит комплексно-целевой подход.
Выделяют ресурсы и этапы организации работы наставников. Ресурсы: кадровые, нормативно-правовые, информационно-методические, временные. Этапы: мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-
исполнительский, контрольно-диагностический, регулятивно коррекционный.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень адаптированности первокурсников к студенческой жизни: учебному процессу, учебной группе, ориентации в правах и обязанностях, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитие профессиональных качеств, знаний, умений наставников.
Управление деятельностью наставников будет более результативно, если будет создан комплекс мероприятий по организации работы наставников, учитывающий основные этапы организации
Решая четверную задачу исследования, был изучен опыт организации работы наставников в Институте социального образования ФГБОУ ВО УрГПУ. Проанализировав организацию работы наставников в Институте социального образования в соответствии с признаками организации как процесса, был делан вывод, что имеется цель организации, заключающаяся в создании условий для достижения целей деятельности наставников, а также развитии и формировании профессионально-личностных качеств наставников как будущих специалистов с предоставлением возможности для самореализации. Для организации работы наставников характерна четкая линейная организационная структура управления. Организация осуществляется в соответствии с принципами единства целей и результативности, а также обеспечена кадровыми, нормативно-правовыми, информационно-методическими, временными ресурсами, которые представлены в полной мере.
Чтобы определить слабые и сильные стороны такой организации работы наставников на практике, были изучены результаты работы наставников и определено отношение самих наставников к их деятельности.
После анализа полученных результаты в ходе исследования, было отмечено, что наличие низкого уровня адаптированности к учебной группе и учебной деятельности у студентов-первокурсников по окончанию первого семестра обучения и наличие студентов, которые покинули учебное заведение по собственному желанию, говорит о том, что у наставников в ходе работы возникли трудности. Интервью с наставниками позволило выявить, что основные затруднений возникают при самостоятельном планировании деятельности наставником, на начальных этапах работы наставники нуждаются в помощи при создании команды наставников, также одной из проблем была выявлена потребность в постоянной мотивации на протяжении всего периода работы.
Полученные результаты исследования опыта организации работы наставников со студентами-первокурсниками подчеркнули необходимость создания комплекса мероприятий по организации работы наставников.
В рамках решений шестой задачи исследования был разработан и частично апробирован комплекс мероприятий по организации работы наставников со студентами-первокурсниками на базе Института социального образования ФГБОУ ВО УрГПУ. Цель данного комплекса - создание условий для адаптации первокурсников к студенческой жизни: учебному процессу, учебной группе, ориентации в правах и обязанностях, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развития профессиональных качеств, знаний, умений наставников. Одним из таких условий является организация работы наставников со студентами-первокурсниками в высшем учебном заведении...
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2003. 363 с.
2. Балицкий В.П. Забота наша такая: Из опыта работы кураторов университета по учебно-воспитательной работе // Студенчество. Диалоги о воспитании, 2004. № 5. С. 17-21.
3. Бассовский Л.Е. Мененджмент. Учебник. М.: Инфра-М, 2007. 240 с.
4. Браун Т.П. Адаптация студентов к социокультурному пространству вуза// Интернет-журнал МГУКИ [Электронный ресурс] URL: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Braun.pdf (дата обращения:2.02.2018).
5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
6. Бутенко В.С., Бутенко О.С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации // Гуманитарные и социальные науки, 2012. № 4. С. 248-255.
7. Васильева Л.М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Л.М. Васильева. Ставрополь, 2004. 23 с.
8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов. М: Логос, 2006. 210 с.
9. Винтин И.А. Организация воспитательной работы в вузе во внеурочное время // Педагогика. Научный журнал, 2004. №9. С.58-64.
10. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екб: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2015. С. 133-139.
11. Гехке Н. К определению наставничества [Электронный ресурс]
URL: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350 (дата обращения:
22.04.2018).
12. Грассингер П., Порат М., Циглер А. Наставничество одаренных:
концептуальный анализ [Электронный ресурс] URL:
https://dx.doi.org/10.1080/13598139.2010.488087 (дата обращения: 22.04.2018).
13. Гультяева Т. В. Наставничество как метод адаптации молодого педагога / Под ред.Т. В. Гультяева, Е. А. Трубинова, Е. С. Ванюкова Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 87-89.
14. Гутник И.Ю Педагогическая диагностика образованности школьников. СПб.: Теория, 2011. 167 с.
15. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка. М.: ACT,
2010. 699 с...