ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СПЕЦИФИКА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ РЕЧИ 5
1.1.Основные особенности публицистического текста 5
1.2. Жанровая специфика публицистического стиля 10
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИГУР ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 19
Глава 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИГУР
ЭКСПРЕССИВНОГО СИНТАКСИСА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ
ТЕКСТЕ 33
3.1. Психолингвистический эксперимент 33
3.2. Рабочая программа элективного курса 38
3.3. Задания для элективного курса 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Публицистический текст принадлежит к числу наиболее популярных предметов исследования в современной лингвистике. Внимание к созданию публицистического текста и интерес к определению коммуникативных и экспрессивных особенностей построения публицистической статьи постоянно возрастают.
В основе явления экспрессивности лежит психологический аспект выражения эмоций и чувств, а также их восприятие.
Актуальность работы обусловлена наличием в лингвистике, начиная со второй половины ХХ века и по сегодняшний день, интереса к эмоциональной сфере личности, к возможности изучения личностных качеств человека по его речевой деятельности. Данное исследование посвящено изучению фигур экспрессивного синтаксиса в публицистическом тексте.
И в связи с важностью данного исследования, можно сказать, что объектом нашей выпускной квалификационной работы (ВКР) являются фигуры экспрессивного синтаксиса.
Предмет исследования - использование фигуры экспрессивного синтаксиса в публицистическом стиле речи.
Цель исследования состоит в создании элективного курса по изучению фигуры экспрессивного синтаксиса в публицистическом тексте.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить объем понятия «публицистический стиль», опираясь на лингвистическую литературу;
2) описать соотношение экспрессии и стандарта в публицистическом стиле;
3) охарактеризовать стилевые особенности публицистических жанров;
4) определить объем понятия «фигуры экспрессивного синтаксиса», опираясь на лингвистическую литературу;
5) выявить степень считываемости синтаксических средств создания экспрессии в публицистических текстах школьниками с помощью психолингвистического эксперимента;
6) разработать элективный курс по изучению фигур экспрессивного синтаксиса в публицистическом тексте.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Эксперимент;
2. Метод сплошной выборки языкового материала;
3. Описательный метод, включающий приемы наблюдения, обобщения, классификации анализируемого материала;
4. Сравнительно-сопоставительный метод;
5. Метод структурно-семантического анализа.
Материалом исследования послужили тексты современных газет и журналов.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике преподавания синтаксиса современного русского языка в вузе и школе.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Рассмотрев работы по стилистике русского языка М. Н. Кожиной, Г. Я. Солганика, В.Г. Костомарова, Д. Э. Розенталя и др. о публицистическом стиле речи, нами взято за основу определение В.Г. Костомарова, отмечающего, что специфику публицистического текста составляет соотношение экспрессии и стандарта.
Одним из средств создания экспрессии являются синтаксические фигуры, поэтому мы рассмотрели их в работах Н. Н. Кохтева, И. Б. Голуб, Э. М. Береговской, Д. Э. Розенталя, Е. В. Клюева и др. К числу рассмотренных нами фигур относятся парцелляция, инверсия, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, синтаксический параллелизм, антитеза, зевгма, анафора, эпифора, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание, градация, антанакласис, симплока, полиптотон, апокопа и др.
В опоре на работы исследователей, можно классифицировать эти фигуры по следующим признакам:
• порядок слов в предложении (инверсия),
• структурная и семантическая неполнота (эллипсис, умолчание, апокопа, многосоюзие, бессоюзие),
• семантическое дробление предложения (парцелляция),
• структурный и семантический параллелизм,
• повтор (анафора, эпифора, симплока, полиптотон, анатакласис),
• типология риторических приемов (риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос).
В публицистическом тексте активно используются такие фигуры, как парцелляция, инверсия, риторическое восклицание.
Мы обратились к работам Д. П. Вовчок и А. Н. Васильевой для того, чтобы описать специфические признаки газетных жанров. И сделали вывод о том, что жанры можно соотнести с тремя уровнями преобладания информативности или наоборот оценочности и воздействия: информационные или оперативные (интервью, репортаж, заметка), аналитические (статья), художественные (очерк, фельетон, памфлет).
Мы проанализировали два публицистических текста разных жанров (заметка и интервью), взятые из газеты «Аргументы и факты» за апрель 2016 года, чтобы посмотреть, какие синтаксические фигуры в них используются и с какой целью. Определенный жанр имеет свои особенности. Так, например, в интервью риторическое восклицание используются для утверждения мнения рассказчика, а в заметке - для привлечения внимания читателя к деталям.
Состояние публицистического стиля на сегодняшний день «можно охарактеризовать как переходное» [Карицкая, 2009, с. 20], потому что он занимает промежуточное положение между книжными стилями и разговорной речью, это является одной из причин повышенной экспрессивности публицистического текста, которая создаётся различными языковыми средствами, в том числе и синтаксическими, что мы хотели показать в нашем исследовании.
Мы разработали элективный курс для учащихся по изучению фигур экспрессивного синтаксиса в публицистическом тексте. Он важен, в связи с наличием публицистических текстов в заданиях ОГЭ и ЕГЭ и в связи с возникновением трудности при решении задания 25 ЕГЭ, где требуются знания основных синтаксических средств создания экспрессии.
В ходе нашего исследования проведён эксперимент и проверена гипотеза о степени считываемости учащимися синтаксических приемов, изучаемых в школе и не изучаемых в школе. Подтверждено, что степень считываемости изучаемых в школе синтаксических фигур (риторический вопрос, риторическое восклицание, парцелляция, анафора) выше, чем степень считываемости приемов экспрессивного синтаксиса, не изучаемых в школьной программе (эллипсис, многосоюзие).
Задача научить учащихся комплексно анализировать экспрессивные синтаксические конструкции, содержащиеся в публицистических текстах, для чего мы разработали элективный курс с включением психолингвистических методик по фигурам экспрессивного синтаксиса в средней школе.
Задания элективного курса включают 3 блока упражнений:
Первый блок упражнений направлен на то, чтобы научить учащихся находить и распознавать синтаксические фигуры.
Второй блок заданий необходим для развития навыка у учащихся самим придумывать тексты с различными фигурами экспрессивного синтаксиса. Упражнения имеют конструирующий и трансформирующий характер.
Третий блок упражнений направлен на анализ целостного публицистического текста.
Важность методической проблемы изучения средств экспрессивного синтаксиса в школе в аспекте подготовки к итоговой аттестации по русскому языку не вызывает сомнений, т.к. количество синтаксических фигур, представленных в действующих школьных учебниках, не соответствует тому объему знаний, которым должен обладать выпускник.
Изучение фигур речи в курсе синтаксиса, введение этих конструкций в активный запас языковых средств учащихся путем наблюдения над использованием изучаемых конструкций в разных стилях речи, выполнение разнообразных грамматико-стилистических упражнений на развитие речи учащихся являются средством повышения общей речевой культуры ребёнка, культуры восприятия и порождения текста.
1. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. - М.: Высшая школа, 1984. - 216 с.
2. Бахмутова Е.А. Выразительные средства русского языка.- Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1967. - 164 с.
3. Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
4. Береговская Э. М. Очерки по экспрессивному синтаксису. - М.: Рохос, 2004. - 180 с.
5. Береговская Э. М., Верже Ж.-М. Занятная риторика. - М. 2004. - 152 с.
6. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2004. — 432 с.
7. Валгина Н. С. Современного русский язык: Синтаксис: Учебник/ Н. С. Валгина. - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2003. - 416 с.
8. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов. - М.: «Русский язык», 1982. - 198 с.
9. Винарская Е.Н. Выразительные свойства текста. - М.: Высшая школа, 1989. - 134 с.
10. Вовчок Д. П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. - Свердловск, 1979.
11. Газетно-публицистический стиль речи. Газетный подстиль./ Под. Ред. Швец А.В. - Киев, 1983. - 114с.
12. Гоголина Т.В. Грамматическая семантика: технология проведения психолингвистического эксперимента. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. - 98 с.
13. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - 5-е изд. - М.: Айрис- пресс, 2004. - 448 с.
14. Гридина Т.А. Методика завершения высказывания: стратегии текстопорождения // Психолингвистические аспекты речевой деятельности. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - Вып. 10 - С. 18-34.
15. Ефимов А. И. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1969. - 262 с...