Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 7
1.1 Всестороннее воспитание личности младших школьников с
использованием игрового метода 7
1.2 История возникновения игрового обучения 18
1.3 Особенности игрового метода 20
1.4 Значение игрового метода в процессе физического воспитания 26
1.5 Понятие быстрота как физическое качество 30
1.6 Средства и методы развития быстроты у младших школьников 33
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2 Методы исследования 37
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение1 54
Приложение2 56
Приложение3 58
Актуальность: Одним из важнейших физических качеств является быстрота - умение человека довести физическое действие до минимума для данных условий, периода времени, поэтому ей следует уделить особое внимание с первыми уроками физкультуры в школе.
Быстрота уже давно обозначена в ряде двигательных и других связанных с человеком качеств, позволяющих совершать моторные действия в течение короткого времени. Это включает, во-первых, способность реагировать на чрезвычайные ситуации, требующие срочных двигательных реакций; Во-вторых, способность обеспечить краткосрочные организменные процессы, которые оказывают непосредственное влияние на скорость движения [22].
В возрасте 7-10 лет существуют возможности для образования быстрых движений, в частности, путем увеличения их частоты и темпов. В этом возрастном диапазоне значительное увеличение максимальной скорости бега связано с естественным развитием скорости движений. Происходит созревание моторного анализатора, запускается выполнение самого важного локомоторного движения. Все это свидетельствует о необходимости начать обучать быстроте именно в течении этого возрастного периода [22].
Педагогический процесс должен учитывать особенности возраста, а процесс физического воспитания должен строиться так, чтобы он был направлен на гармоничное развитие физических качеств.
В связи с ранним сроком начала обучения увеличивается общий охват детей школьного возраста, что снижает возрастные ограничения для спортивных мероприятий, которые лучше всего проводить посредством игрового метода.
Неоценимое достоинство подвижных игр состоит в том, что они могут использоваться на любых этапах учебно-воспитательного процесса.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется особой ведущей деятельностью. В российской психологии под господствующей деятельностью понимается та, в которых качественными изменениями в психике детей является формирование основных психических процессов и личностных качеств, имеются ментальные новообразования, характерные для данного возраста [30].
Суть игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети размышляют над различными аспектами жизни, особенно отношениями между взрослыми, разъясняют свои знания реальности.
Индивидуальность ребенка в этом возрасте также проявляется в когнитивных процессах. Существует значительное расширение и углубление знаний, улучшение навыков ребенка. Этот процесс приходит к III - IV классам, что приводит к тому, что большинство детей обнаруживают как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. В целом, способность проявляется в скорости приобретение ребенком новых знаний, навыков и углубленное изучение определенных предметов в школах в особых видах работ и в общении [30].
Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста означает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, которые влияют на их успехи в обучении, и является одной из причин принятия психолого-педагогически обоснованных решений о дифференцированном обучении детей с разными способностями. В работе с детьми, которые нашли наиболее развитую способность, в этом возрасте, могут применять методы обучения, характерные для взрослых, как когнитивные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь в III - IV классах школы полностью сформированы. Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во- первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.
Игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. На практике школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. В качестве переходных форм и выступают дидактические игры. Игра, в свою очередь, должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок [31].
Игры помогают избежать однообразия, развивают тактическое мышление, осуществляют подготовку к конкретной деятельности. Поэтому игровой метод должен становиться доминирующим в процессе физического воспитания младших школьников [31].
Проблема исследования: повышение эффективности развития быстроты у младших школьников через внедрение игрового метода как доминирующего.
Объектом исследования является процесс физического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является метод развития быстроты у младших школьников.
Цель работы: Экспериментально доказать эффективность применения игрового метода для развития быстроты у детей младшего школьного возраста.
Задачи
1 .Проанализировать литературу по проблеме исследования и определить значение игрового метода на занятиях физической культурой.
2. Составить комплекс подвижных игр, направленных на развитие быстроты у детей младшего школьного возраста
3. Экспериментально доказать значение подвижных игр в процессе развития быстроты у младших школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 31 источника и 3-х приложений. Общий объем работы 68 страниц.
На данный момент существует огромное количество различных методов обучения для развития скоростных способностей. Традиционная классификация предполагает следующие виды обучения: словесный, работа с источниками, наглядный, практический (эксперимент). Однако, такой подход в настоящее время не сможет удовлетворить школьников. В связи с этим, в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения. Одно из перспективных направлений, особенно у младшего школьного возраста, является внедрение игрового метода в процесс обучения. Здесь активность обучающихся стимулируется за счет специальной организации учебного материала.
При проведении занятий по физической культуре выяснилось, что учащиеся наиболее включены в занятия при организации и проведении игр, изучении их правил.
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового метода.
При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.
Для воспитания скоростных качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «совушка», эстафета, «падающая палка», «стрелки», «бегуны», «салки».
В данной работе мы изучили методы совершенствования уровня скоростной подготовленности младших школьников 9-10 лет.
К ним относятся разнообразные средства и методы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.
Соблюдая закономерности и принципы тренировочного процесса, нами была теоретически обоснована и выбрана методика совершенствования скоростных качеств учащихся 9-10 лет с использованием специально разработанного комплекса, предусматривающего подвижные игры с различными ускорениями на основе интервального метода.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что в данном возрасте можно добиться роста скоростных показателей. Средства и методы, применяемые в тренировочном процессе учеников 9-10 лет позволяют дозировать нагрузку в зависимости от характера игр, что делает этот процесс более эффективным.
2. Эффективность выбранной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной.
3. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность применения специальных упражнений, направленных на развитие скоростных качеств у юношей 9-10 лет на занятиях по физической культуре.
1 Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А.Абрамян. - М.:
Просвещение, 1989 ,- 286 с.
2 Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А.Абрамян. - М.:
Просвещение, 1989 ,- 289 с.
3 Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А.Абрамян. - М.:
Просвещение, 1989 ,- 290 с.
4 Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре [Текст] / Т.В.Антонова. - М.: педагогика, 2006 .- 250 с.
5 Аракелян, Е.Е. Бег на короткие дистанции (спринт) [Текст] / Е.Е.Аракелян, - М.: Инфра-М.: 2002 .-113 с.
6 Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А.Ашмарин. - М.: просвещение, 1990 .- 287 с.
7 Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И.Божович. - М.: 1974 .-127 с.
8 Володина, В.С. Основы, теории и методы физического воспитания [Текст] / В.С.Володина. - М.: 1991 .- 37 с.
9 Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н.Ф.Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009 .- 128 с.
10 Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст] / Н.Ф.Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009 .- 108 с.
11 Гужаловский, А.Л. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А.Л.Гужаловский, - М.: 1978 .- 25 с.
12 Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера [Текст] / А.А. Деркач,
- М.: Физкультура и спорт, 1981 .- 375 с.
13 Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] /
М.Доналдсон, - М.: Педагогика, 1985 .- 79 с.
14 Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] /
М.Доналдсон, - М.: Педагогика, 1985 .- 95 с.
15 Донской, Д.Д. Движения спортсмена [Текст] / Д.Д.Донской, - М.: ФиС, 1965 .-163 с.
16 Жуков, М.Н. Подвижные игры [Текст] / М.Н.Жуков, - М.:
«Академия», 2004 .- 160 с.
...