ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 5
1.1 Актуальные методы обучения обществознанию в условиях перехода на
ФГОС 5
1.2 Дидактическая игра как метод обучения 15
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ 27
2.1 Развитие компетенций обучающихся в ходе дидактических игр 27
2.2 Исследование опыта использования дидактических игр: наблюдение на
уроке и интервью с педагогами 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Приложение 1 66
Приложение 2 70
Приложение 3 76
Приложение 4 77
Игра - одно из основных средств воспитания детей. Дети начинают играть с малых лет, и с возрастом игры становятся всё более сложными и осмысленными. С помощью игр во время урока учащийся может опробовать для себя новые социальные роли, может продумать определенную модель поведения в нестандартных для него ситуациях.
В настоящее время в школах практика использования игры как метода во время урока присутствует, но, на наш взгляд недостаточно. Игра во время урока требует максимальной отдачи от учителя, так как педагог должен обладать определенными способностями к проведению игр. Например, знать темперамент своих учеников, чтобы продумать игру и предугадать ее исход. Так же еще одной проблемой отсутствия данного метода на уроках является то, что не все учителя уверены в том, что игра является очень хорошим способом интеграции теоретических, и практических элементов образования, знаний и умений. Иными словами, так лучше всего можно научиться применять знания, полученные во время урока на практике.
Особенно остро этот вопрос стоит на уроках обществознания, ведь эта дисциплина является «проводником» ученика в общество, в котором он будет жить. Именно обществознание даёт базовые знания о философии, политологии, социологии, экономике, правоведении, которые нужно не просто запомнить, но и личностно освоить, научиться применять по мере необходимости. Крайне необходимо применять игры в процессе изучения политических тем - государство, гражданское общество, политические режимы. Интеграция знаний и умений в сфере политики - это основа способности гражданина понять происходящее и сделать правильный выбор, особенно в условиях информационного общества, когда на каждого индивида просто обрушиваются различные, часто противоречивые потоки сведений о какой-либо ситуации.
Большинство учителей, недооценивают преимущества применения игровых методов на уроках, а успешность проведения игр, зависит не только от учеников, но и от настроя педагога.
Актуальность: На уроках обществознания необходимо использовать различные методы обучения, одним из которых является игра. Благодаря игре теоретические знания, полученные в ходе урока, будут намного лучше усваиваться обучающимися. Так же благодаря игре можно решить проблему образовательной мотивации школьников, любому ученику будет интересно поучаствовать в игре.
Противоречие: Одной из основных целей курса обществознания является социализация учащихся средней школы, формирование их социально-политической компетентности, их способностей к освоению и применению на практике новой информации.
Объект работы - уроки обществознания в средней и старшей школе.
Предмет - учебные игры, применяемые в рамках обществознания.
Гипотезы:
1. При применении дидактических игр освоение содержания предмета обществознания, в том числе политических тем, улучшается.
2. При применении дидактических игр мотивация к обучению повышается.
3. Дидактическая игра в выпускном классе является одним из вариантов подготовки к выпускному экзамену.
Цель: рассмотреть возможность применения дидактических игр на уроках обществознания в средней и старшей школе.
Задачи:
1. рассмотреть актуальные методы обучения обществознанию в условиях перехода на ФГОС;
2. проанализировать разные классификации методов обучения;
3. выяснить, какие компетенции развиваются при применении дидактических игр;
Методы: наблюдение в ходе урока и интервью педагогов, проводивших урок.
Подводя итоги проделанной нами работы, хотелось бы отметить, что применение дидактических игр на уроках обществознания в средней школе оказывает положительное воздействие на обучающихся. Дидактические игры позволяют ученикам проявлять свои лидерские качества на уроке, так же, способствуют развитию коммуникативных навыков. Дидактические игры относятся к активным и интерактивным методам обучения, что актуализирует их важность в настоящее время при внедрении ФГОС. В результате обучающиеся начинают проявлять интерес к изучению предмета. Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы. Учебные игры не являются универсальным средством, игры должны использоваться в тандеме с другими методами.
Особое внимание, педагогу стоит уделить организации игры, ведь это очень сложная задача. Для проведения игры в процессе урока учителю необходимо быть модератором в процессе игры, контролировать и регулировать ее ход. Если учитель даст слабину и не сможет держать верный ход игры, то цель и задачи не смогут быть реализованы.
Применение в практике преподавания игровых технологий способствует повышению эффективности урока, даже неактивные обучающиеся будут включены в урок. Благодаря игре у учащихся будут сформированы такие компетенции как ответственность за результат, навык работы с информацией, коммуникация внутри группы.
В настоящее время, игровой метод не является популярным среди педагогов, и это не потому, что он не эффективный, а потому что недостаточно литературы по применению игровой технологии, методических рекомендаций, предполагающих конкретное описание сути игры и особенности её применения в зависимости от класса. Есть и такие учителя, которые в своей педагогической практике используют игровые методики, и не обязательно весь урок посвящать игре, а возможно использовать лишь элементы игровой технологии.
Особенно важно применение игры при изучении политических тем, таких как государство, избирательная система, политические режимы, гражданское общество. В будущем обучающиеся смогут осмысливать происходящее, формулировать свое собственное суждение по поводу событий в политической жизни.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 28.04.2018).
2. Министерство образования и науки Российской Федерации
[Электронный ресурс] URL: минобрнауки.рф/документы/922 (дата
обращения: 1.05.2018).
3. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии , 1989 - №4. - С. 116-120.
4. Андронова Н.В. «психологическая компетентность как компонент профессиональной компетентности учителя» // Вестник Мордовского университета №2, 2011г с.166-171.
5. Базаров, Т.Ю., Ерофеев, А.К., Шмелев, А.Г Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник московского университета. Серия 14. Психология, 1. С. 87-102.
6. Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения //Советская педагогика, 1957.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966.
8. Горшкова О.В. «Активные методы обучения: Формы и цели
применения» // научно- методологический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №S3 URL: https://e-koncept.ru/2017/470039.htm (дата обращения:
05.02.2018)
9. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. // - М., 1960.
10. Жажаева Д.Д. Теоретические основы формирования лингвистических знаний у младших школьников посредством дидактической игры. //Вестн. Майкопского гос. технолог. Ун-та. - 2013. №2.
11. Зарубина Ю.Н. «ролевая игра как один из инструментов развития социальной креативности студентов», международный научный журнал «символ науки» №02-1/2017.
12. Китаева И.В., Щербатых С.В. «Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1. С. 107-110.
13. Китаева И.В., Щербатых С.В. «Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1. С. 107-110.
14. Краевского В. В., Лернера. И.Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе // М.: педагогика, 1989. 320с.
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982. -С. 181...