ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Теоретические основания изучения школьного самоуправления 5
1.2 Опыт международных моделей самоуправления 10
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ . 31
2.1 Формы и структура самоуправления в школе 31
2.2 Сравнительный анализ детских общественных организаций России и
Казахстана 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение 1 62
Приложение 2 65
Важность изучения школьного самоуправления обусловлена тем, что во многих образовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано.
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой. Что касается современной школы, то не везде сохранились традиции школьного самоуправления. В некоторых местах это себя изжило, а где-то существует формально. Не отрицаю и то, что в некоторых местах школьное самоуправление сохранилось, а где-то просто видоизменилось. Это и является целью моей курсовой работы.
Основное предназначение ученического самоуправления
удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Целью данной работы является сравнить системы школьного самоуправления России и Казахстана. Объектом стали - системы школьного самоуправления, предметом - построение системы в России и Казахстане
На основании выше сказанного можно поставить для исследования следующие задачи:
1. Определить наличие самоуправления на данном этапе развития современной России, и Казахстана
2. Рассмотреть комплекс условий для реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.
3. Провести сравнительный анализ детских общественных организации России и Казахстана
Целью данной работы было сравнить системы школьного самоуправления России и Казахстана. В ходе изучения данной темы мы удостоверились в том, что школьное самоуправления является неотъемлемой частью образования. Так же мы выяснили то, что в обеих странах школьное самоуправление существует. Мы выяснили, что в одинаковой мере детские общественные организации уделяют внимание воспитанию творческой молодежи с активной гражданской позицией. Существуют различные модели школьного самоуправления, которые реализуются в разной степени. В России такая модель не распространена.. То есть она не является единой для всей страны, в отличии от Казахстана. Я поставила перед собой следующие задачи, в ходе работы которые были выполнены.
1. Определить наличие самоуправления на данном этапе развития современной России, и Казахстана
2. Рассмотреть комплекс условий для реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе.
3. Провести сравнительный анализ детских общественных организации России и Казахстана
Необходимо отметить то, что школьному самоуправлению на данном тапе развития современного государства, уделяется должное внимание. Соблюдаются Федеральные законы и правовые акты. Благодаря этому школьная жизнь учеников становится более насыщенной и разнообразной. После окончании школы школьники становятся боле адаптированы к взрослой жизни.
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. - 377 с.
2. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. - www.pedlib.ru.
3. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
4. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение, 1983. - 425 с.
5. Жуков В.В. Ученическое самоуправление в школе: сегодня и завтра Киев: Радянська школа, 1989. - 334 с.
6. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
7. Коротов В.М. Самоуправление школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 207 с.
8. Кричевский В.Ю. Демократизация школьной жизни. - М.:
Знание, 1991. - 38 с.
9. Куракин П.Т., Новикова Л.И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. - М. Знание 1982. - 96 с.
10. Опалихин В.М. Развитие ученического самоуправления в школе: (Актуальные проблемы), - М.: Знание, 1984. - 39 с.
11. Рогаткин Д.В. Школа ученического самоуправления. - www.pedlib.ru.
12. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 160 с.
13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: ВЛАДОС, 2000. - 190 с.
14 Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2002. -- 480 с.
15. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - Соч., т. V...